Файл: Лекция Анализ эффективности финансовой и хозяйственной деятельности ремонтного предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 бухгалтерской отчетности по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности) в рамках АО или холдинга в целом.
К примеру, в структуре управления ОАО «РЖД» создан Департамент корпоративных финансов (ЦФ)
4
, который призван обеспечить руководство финансовой деятельностью всех структурных подразделений и дочерних обществ, входящих в состав холдинга, а также организацию бухгалтерского учета, проведение единой политики в вопросах финансирования, централизованное финансирование капитальных вложений.
Бухгалтерская служба (ЦБС) в структуре управления ОАО «РЖД» обеспечивает в централизованном порядке ведение бухгалтерского и налогового учета, формирует бухгалтерскую отчетность ОАО «РЖД», реализует учетную и налоговую политику Компании.
В бухгалтерском учете используются следующие понятия:
синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
бухгалтерская
отчетность
– единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Иными словами, план счетов
бухгалтерского учета – это схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (фактов финансовых и хозяйственных операций).
План содержит наименования и коды счетов, на которых отражаются определенные виды финансовых и хозяйственных операций.
Счета в Плане счетов бухгалтерского учета разделены на два вида:
синтетические счета – основные счета или счета первого порядка;
субсчета, входящие в состав синтетических счетов – счета второго порядка.
Всего Планом счетов предусмотрено 8 разделов, в которых установлено 99 синтетических счетов.
Перечислим разделы Плана счетов.
Раздел I. Внеоборотные активы
Раздел II. Производственные запасы
4
http://rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5554&id=1135#main –
официальный сайт ОАО
«РЖД»


9
Раздел III. Затраты на производство
Раздел IV. Готовая продукция и товары
Раздел V. Денежные средства
Раздел VI. Расчеты
Раздел VII. Капитал
Раздел VIII. Финансовые результаты
В зависимости от содержания бухгалтерские счета делят на активные, пассивные и активно-пассивные.
Главные отличия активных счетов от пассивных:
– активные счета имеют всегда дебетовое начальное сальдо (остаток), показывающее наличие средств на начало отчетного периода;
– дебетовый оборот активных счетов бухгалтерского учета состоит в увеличении средств, а кредитовый – в их уменьшении;
– конечное сальдо активных бухгалтерских счетов также должно быть всегда дебетовым, оно показывает средства на конец отчетного периода и рассчитывается путем сложения.
Информация о всех финансовых и хозяйственных операциях, зафиксированная на активных и пассивных счетах в Плане счетов, в агрегированном виде отражается в Бухгалтерском балансе – форма N 1 промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
Многие термины бухучета взяты из итальянского языка. Например, слово
«дебет» переводится как он должен, «Кредит» – он верит, «сальдо» – остаток.
Фрагмент плана счетов бухгалтерского учета приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Фрагмент – «План счетов бухгалтерского учета»
Тип счета Наименование счета
Номер
счета
Номер и наименование субсчета

Раздел I. Внеоборотные активы
Активный Основные средства
01
По видам основных средств
Пассивный
Амортизация основных средств
02
Активный
Доходные вложения в материальные ценности
03
По видам материальных ценностей
Активный
Нематериальные активы
04
По видам нематериальных активов и по расходам на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Пассивный
Амортизация нематериальных активов
05 06
Активный
Оборудование к установке
07

10
Активный
Вложения во внеоборотные активы
08 1. Приобретение земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ
Активный
Отложенные налоговые активы
09
Раздел II. Производственные запасы
Активный Материалы
10 1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет ведется способом
двойной записи.
Суть способа двойной записи заключается в том, что в бухгалтерском журнале регистрации финансовых и хозяйственных операций (главная книга) одна и та же сумма, приходящаяся на операцию, записывается дважды.
Первый раз – по дебету одного счета (расход, актив).
Второй раз запись ведется по кредиту другого, корреспондирующего с дебетом счета (приход, пассив, источник финансирования). Например, денежные средства, поступившие из банка на выплату заработной платы по дебету, будут отражены на счете 50 (касса), а по кредиту – на счете 51
(расчетный счет в банке).
Корреспонденция счетов по дебету и кредиту приводится в «Инструкции по применению «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий», утвержденной Министерством финансов.
При ведении записей в главной книге должны неукоснительно выполняться два основополагающих принципа:
нет записи без первичных учетных документов;
немедленное отражение всех без исключения финансовых и
хозяйственных операций.
Основанием для записей в регистрах бухучета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт свершения финансовых и хозяйственных операций. Эти документы должны быть составлены в момент свершения финансовых или хозяйственных операций.
Исправления в первичных документах учета не допускаются.
К числу первичных учетных документов можно отнести:
счета на оплату материалов, работ или услуг;


11
платежные поручения, на основании которых банк осуществляет операции с расчетным счетом предприятия;
товарные чеки, накладные, счета-фактуры и т.п.
Первичные учетные документы составляются по установленным формам и должны иметь реквизиты, обязательные для каждого из них.
Объемы и формы годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, утверждаются соответствующим Приказом
Министерства финансов Российской Федерации. Ведение отчетности осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и с учетом иных нормативных документов
5
В состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности следующие документы:
 Бухгалтерский баланс – форма N 1,
 Отчет о прибылях и убытках – форма N 2.
 Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности:
 Отчет об изменениях капитала – форма N 3.
 Отчет о движении денежных средств – форма N 4.
 Приложение к бухгалтерскому балансу – форма N 5.
 Отчет о целевом использовании полученных средств – форма N 6.
 Аудиторское заключение независимой аудиторской организации, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.
 Пояснительная записка.
Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для публикации в средствах массовой информации и для заинтересованных пользователей.
В данной лекции ограничимся лишь краткой характеристикой основной формы бухгалтерской отчетности.
Это бухгалтерский баланс предприятия. Он составляется по итогам каждого квартала, полугодия и года.
Историки утверждают, что впервые баланс был составлен в1490 году в Италии предпринимателем Лукой Почоли, опубликовавшим в 1494 г. свой монументальный труд «Сумма арифметики, геометрии. Учения о пропорциях и отношениях». Для всего мира особенно важен трактат XI из этой книги
«О счетах и записях», так как это было первое описание двойной бухгалтерии – основы экономической деятельности современного предприятия.
6
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой финансовой отчетности, отражающий самые важные аспекты деятельности предприятия.
5
Формы бухгалтерской отчетности, применяющиеся до настоящего времени, установлены актуальной редакцией приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 19.04.2019).
6
Аршинова С. Лука Пачоли – Электронная книга – http://www.e-reading.club/bookreader.php/89684/Arshinova_-_Luka_Pacholi.html


12
Цели составления бухгалтерского баланса сводятся к следующему:
• проверка идентичности бухгалтерского учета по всем активам и по всем пассивам предприятия.
• получение количественных данных о деятельности предприятия. По ним можно узнать о размерах имущества и капитала, степени износа основных средств, сделать выводы об эффективности управления на предприятии. Можно дать оценку о самостоятельности или размерах и мощности предприятия, проанализировав объемы собственных и заемных средств.
Задача любого руководителя научиться читать бухгалтерский баланс, как своего предприятия, так и предприятия партнера или конкурента. Это умение позволит руководителю эффективно управлять предприятием в сложном мире рыночных отношений.
По своему строению бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение финансово-хозяйственных средств, а правая – (пассив) отражает источники образования финансово- хозяйственных средств и их целевое назначение.
Баланс считается правильным, если сумма активов в итоге равна сумме пассивов. В этих случаях говорят, что баланс сведен, построен или сошелся.
В таблице 2 приводятся показатели бухгалтерского баланса.
Показатели бухгалтерского баланса
Таблица 2.
Раздел
Группа статей
Статьи
1 2
3
АКТИВ
Внеоборотные активы
Нематериальные активы
Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности. Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы.
Организационные расходы. Деловая репутация организации
Основные средства
Земельные участки и объекты природопользования. Здания, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности
Имущество для передачи в лизинг.
Имущество, предоставляемое по договору проката
Финансовые вложения
Инвестиции в дочерние и зависимые общества, в другие организации. Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. Прочие финансовые вложения
Оборотные активы
Запасы
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные.
Расходы будущих периодов
Налог на добавленную стоимость по