Файл: Организация работы с высокомотивированными обучающимися по физике. Подготовка учащихся к предметной олимпиаде как приоритетное направление работы учителя физики. Выступил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПОЛИБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

461628 Оренбургская обл. Бугурусланский район

с. Полибино ул. Дорожная, 1

телефон: 8(35352) 58-1-25 e-mail: рalibino@yandex.ru


Организация работы с высокомотивированными обучающимися по физике.

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде как приоритетное направление работы учителя физики.

Выступил: учитель физики,

высшей квалификационной категории,

Ветрова Татьяна Анатольевна

2017год

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”

Василий Андреевич Сухомлинский.
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в своей деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляют одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

Прежде всего, высокомотивированных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для высокомотивированных.

Цель моей работы с высокомотивированными учащимися: создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. На этом этапе я провожу индивидуальную оценку познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: урочную и внеурочную, разрабатываю рабочую программу по работе с такими детьми.


Система моей работы с высокомотивированными учащимися включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности.

Основной, и надо сказать, сложнейшей задачей для меня является постоянная поддержка интереса и стимулирование мотивации к изучению физики у обучающихся.

Как сделать так, чтобы обучающийся испытывал постоянное увлечение, чтобы он не заскучал на уроке. В этом случае я стараюсь организовать разнообразную среду, где каждый обучающийся самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Одной из форм работы с целью привития интереса к предмету являются нестандартные уроки.

В рамках проведения урока по проектной деятельности я уделяю внимание использованию метода проектов, проблемно-поисковых методов, приемам организации групповой и индивидуальной работы, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества обучающихся. Совместная работа учащихся помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Обучающиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, совершенствуют исследовательские умения.

При подборе индивидуальных заданий для одаренных учитываю то, что одним из стимулов к изучению физики является сам процесс обучения, поиск нового, интересного и более сложного, что можно попробовать и создать самому. При этом, как я убедилась на опыте, чем сложнее поставленная перед ними задача, тем больше их увлекает работа, поэтому и задания им подбираю не репродуктивного, а продуктивного характера.

При первичном закреплении учебного материала я предлагаю следующий план работы: обучающиеся со средними способностями выполняют упражнения репродуктивного характера, в то время как одаренные составляют задания для дальнейшего закрепления материала на уроке, и эти задания корректируются учителем к следующему занятию.

Работая на протяжении нескольких лет с одаренными детьми невозможно не заметить, что они сами не прочь поделиться своими знаниями со сверстниками.

В своей практике использую групповую работу и работу в паре. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и

прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования.

Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию” (Л.В. Занков).

Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам-“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность. Ребенок сделал выбор, а моя задача - помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности. Так же можно отметить такие методы обучения, способствующих мотивации, как творческие домашние задания (создать батарейку, в домашних условиях создать радугу и т.д.), возможность решения одной и той же задачи различными способами.

В обучении высокомотивированных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентироваться на
эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, я останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.

Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

Стимулирование познавательного интереса.

Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Технология решения задач (ТРЗ)

Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Развитие творческого воображения с целью преодоления

стереотипов решателя.

Исследовательские методы обучения

Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «Портфолио»

Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Интерактивное обучение

Формирование умения работать сообща на единый результат.

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.


При организации исследовательской деятельности учащихся я придерживаюсь следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия.

Планируя исследовательскую деятельность, я ищу оптимальное сочетание научной традиции с новизной, неординарностью и жизненностью постановки вопроса с целью формирования у ученика внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции с учётом возраста, личностных особенностей и способностей.

Именно эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Невозможно только средствами урока развивать творческий потенциал личности. Необходима система внеклассной работы, ориентированная на выявление и развитие творческих способностей школьников.

Условия для самореализации учащихся создаю не только на уроках, но и во внеурочное время: веду кружковую работу, элективные (учебные) курсы, привлекаю школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников занимает участие школьников в олимпиадах.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физике. Я считаю, что олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей одарённости. Я приемлю индивидуальную форму работы с учащимися как основную. Организация такой работы состоит в составлении индивидуальной программы, в подборе олимпиадных задач, связанных с темой урока, задач на развитие гибкости и глубины ума, задач на аналогию, на классификацию, на сравнение. Большое внимание уделяю задачам