Файл: Методика совершенствования выносливости в игровых видах спорта (волейболе) по учебной дисциплине Игровые виды спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Методика совершенствования выносливости в игровых видах спорта (волейболе)

по учебной дисциплине: Игровые виды спорта

Выполнил (а): Фаина Геннадьевна Шоль

Направление подготовки:

Экономика

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

Омск, 2022
Введение

Правильно организо­ванные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных вос­питательных задач.

Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также неслож­ным оборудованием: небольшая площадка, мяч и сетка. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Также занятия волейбо­лом благоприятно воздействуют на развитие координационных способностей человека, что не маловажно в современном мире.

В современных условиях значительно увеличился объём деятельно­сти, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуаци­ях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способно­сти к концентрации и переключению внимания, пространственной, времен­ной, динамической точности движений и их биомеханической рационально­сти. Все эти качества или способности в теории физического воспитания свя­зывают с понятием ловкость или координационные способности - способно­стью человека быстро, оперативно, целесообразно, рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изме­няющихся условиях.

Тем самым, развивая координацию движений, мы повышаем уровень работоспособности и производительности труда. Хорошо координированный человек более точно владеет своим телом, что позволяет ему более точно дифференцировать свои усилия исключая лишние, ненужные движения тем самым делая заданный объем работ с меньшей затратой энергетических ре­сурсов организма.

В настоящее время остро стоит проблема развития координационных способностей у растущего числа детей с нарушением деятельности зритель­ного и слухового анализаторов, ведется поиск наиболее эффективных средств и методов.

Тренировочный процесс в волейболе многогранен и объединяет взаи­мосвязанные виды подготовки: физическую, техническую, психологическую, интегральную и игровую.


1 Характеристика игры в волейбол.

Игра в волейбол имеет ряд особенностей, которые оказывают специ­фическое влияние на физическую подготовленность и развитие занимаю­щихся. Кратко охарактеризуем эти особенности.

В волейболе необходимо ориентироваться в быстро меняющейся об­становке. Игрок должен в кратчайшие промежутки времени анализировать информацию не только о всех действиях на площадке, но и предугадать ве­роятное направление полета мяча, выбрать наиболее подходящий прием, бы­стро и точно его выполнить. Волейболист может принять такой мяч, если обладает достаточно высокой подготовленностью, а также хорошим игро­вым мышлением и скоростью переработки полученной информации [21].

Волейболист должен обладать быстротой игрового мышления, умением мгновенно ориентироваться в игровой обстановке. Но, очевидно, это еще не гарантирует игрового успеха, если он не будет обладать быстротой пере­мещений, ловкостью, прыгучестью, выносливостью и другими физическими качествами.

В волейболе нет заранее определенного времени в соревновании. Про­должительность игры может колебаться в значительных пределах и неопре­деленность времени игры заставляет волейболистов ориентироваться в тре­нировках на самый крайний случай, т.е. иметь своеобразный запас физи­ческих качеств(Клещев Ю.Н.1979г).

Особенности, связанные с внешними условиями проведения соревно­ваний. Прямо или косвенно влияют на уровень спортивных достижений во­лейболистов плохое освещение игровой площадки, реакция зрителей, игра на открытом воздухе или в помещении и другие внешние условия, которые вызывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Это предъявля­ет требования к ряду психических качеств — сосредоточенности и концен­трации внимания, выдержке, активности во взаимопомощи и взаимопонима­нии со своей командой и вместе с тем ставит дополнительные требования к физической и психологической подготовленности волейболистов.
2  Понятие выносливости.

«Выносливостью называют способность организма противостоять не­благоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам тем­пературы или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздей­ствиям болезнетворных микроорганизмов и многим другим факторам»



В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Однако в связи с тем, что виды физических нагрузок весьма разнообразны, неодинаковы и механизмы утомления, а, следовательно, различны и виды выносливости к физическим нагрузкам. Поэтому различают выносливость общую и специальную.

Общей выносливостью называют способность продолжительно выпол­нять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы, и предъ­являющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной систе­мам.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной.Следовательно, сущест­вует столько же видов специальной выносливости, сколько видов спортивной специализации.

В физическом воспитании употребляют термины силовая, прыжковая, статическая и другие виды специальной выносливости.

Общеизвестно, что выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта. Велико значение упражнений на выносливость для сохранения и укрепления здоровья, по­вышения общей работоспособности организма, подготовки к трудовой дея­тельности и общего физического развития человека (Фурманов А.Г).

Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы. У представителей разных видов спорта уровень выносливости неодинаков. Высокие показатели общей выносливости проявляют бегуны, велосипеди­сты, лыжники, пловцы, конькобежцы, специализирующиеся на длинных дис­танциях. Следовательно, в подготовке спортсменов этих специализаций большой удельный вес должны занимать упражнения на выносливость. «Спортсмены, тренирующиеся на коротких дистанциях, тяжелоатлеты, гим­насты, игровики и другие по уровню общей выносливости значительно усту­пают спортсменам первой группы, но это не значит, что они не нуждаются в развитии выносливости». Упражнения на выносливость являются эффектив­ным средством функциональной подготовки спортсменов всех видов спорта.

Упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к ра­боте сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют повыше­нию и улучшению обменных процессов и координации деятельности различ­ных физиологических систем организма (Зациорский В.М 1976г).


В качестве средств воспитания выносливости используют общеподго­товительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревнова­тельные упражнения, которые по воздействию на организм делятся на упраж­нения общего (бег, плавание и др.), частичного (приседания, вращения, на­клоны туловища и др.) и локального воздействия (многократное поднимание и опускание рук, ног и др.).

Упражнения частичного и локального воздействия позволяют избира­тельно активизировать деятельность отдельных мышечных групп, отстаю­щих в своем развитии, повышать силовые, скоростно-силовые и скоростные компоненты выносливости.

«Высокий уровень выносливости тесно связан с аэробными и анаэроб­ными возможностями организма. Рациональное сочетание разнообразных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20—25 л (вместо 5—6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода (до 80— 90 мл/кг- мин с 40—45 мл/кг-мин у начинающих), содержания креатинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышении актив­ности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма, и др».

При развитии общей выносливости применяется непрерывная длитель­ная дистанционная работа, выполняемая с равномерной или переменной ско­ростью, продолжительностью (в зависимости от особенностей вида спорта, состояния тренированности) не меньше 25—30 мин у начинающих и от 50 до 120 мин и выше у более подготовленных (бег, плавание, гребля и др.), а в лыжных гонках, в велосипедном спорте — еще больше (Фомин Н.А).

При выполнении непрерывной длительной работы с равномерной скоро­стью пульс колеблется в пределах 150—170 в 1 мин. При беге с переменной скоростью колебания пульса могут составлять от 140 до 180 в 1 мин, т. е. чере­дуется бег с более низкой скоростью на определенной дистанции с более высо­кой скоростью. Например, 800 м со скоростью 4 м/с+400 м со скоростью 5 м/с и так в течение 30—60 мин.

Метод интервальной работы основан на повторном выполнении работы определенной длительности и использовании неполных интервалов отдыха. По­вторную работу после предыдущей выполняют при снижении пульса до 120— 130 в 1 мин.

Длительность однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество спортсмен развивает. Так, при развитии скоростной выносливости длительность однократной нагрузки составляет от 15 с до 2 мин; для разви­тия выносливости у спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции,— до 2—8 мин; на средние — до 8—15 мин.


Для подготовки спортсмена к выступлению на соревновательных дис­танциях помимо интервального, равномерного и переменного методов ис­пользуются соревновательный и контрольный методы тренировки.

Средства и методы повышения аэробных и анаэробных возможностей организма неоднозначны, поэтому целесообразно рассматривать пути их по­вышения отдельно(Ивойлов А.В.1984г).

В развитии выносливости имеются 4 этапа:

Первый — воспитание общей выносливости — осуществляют в тече­ние всего переходного и в начале подготовительного периода. Продолжи­тельность первого этапа 2— 3 месяца.

К средствам, способствующим развитию общей выносливости на пер­вом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения с невысокой интенсивностью (при пульсовом режиме от 130—160 в 1 мин): бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, плавание и др.

При выполнении этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию дыхательных процессов.

На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спорт­смены используют продолжительный бег с различной интенсивностью, осо­бенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интен­сивностью создаются благоприятные условия для повышения не только ра­ботоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных механизмов регуляции, совершен­ствования систем биохимических процессов, но и работоспособности всего организма.


3. Средства тренировки выносливости.

Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных ус­ловиях Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для тех­нической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные

(общеразвивающие и специальные упражнения). Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, со­вершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти уп­ражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:

— упражнения из гимнастики и акробатики;

— упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, ме­тания, прыжки и др.);

— упражнения из тяжелой атлетики;

— упражнения на тренажерах;