Файл: Занятие 2 Обучающийся Тимошина Светлана Сергеевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Родная литература

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Тимошина Светлана Сергеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов – 4.

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

  • Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли;

  • Житии Сергия Радонежского;

  • Житии Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Житии Александра Невского.

В эпоху начала монголо-татарского ига развивался жанр жития. Героями произведений теперь становились не только святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от врагов-иноверцев. Примером такого жития может послужить «Повесть о житии Александра Невского». Это житие возникло около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Оно дошло до нас во множестве списков. Житие было создано ещё до канонизации Невского, и первоначально оно было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра-житие и воинскую повесть. Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой-оно состоит из 3-х частей. 1-вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). 2-центральная часть (рассказ о чудесах при жизни и после смерти Александра). 3-заключение (похвала князю). Вопреки традиции жития, рассказ о детстве Невского отсутствует, т.к. автор не знал героя в этом возрасте.Черты воинской повести прослеживаются в центральной части. Когда шведский король напал на Новгород, князь идёт в храм, молится, а затем собирает дружину. Это традиция воинской повести. Но в эту часть вставлен новый жанр-видение. Пелугий, стоя на страже, видит Бориса и Глеба в красных одеждах, которые обещали помочь Невскому. Далее Пелугий сообщает об этом князю, он внимательно слушает и вскоре идёт в битву. Подробно описываются действия 6-ти воинов, сражающихся под предводительством Александра, что тоже характерно для воинской повести событийного типа. Есть упоминание о чуде, но уже после того, как оно произошло: ангел Господень будто бы перебил множество противников Александра там, где он не мог до них добраться. В описаниях битв используются воинские формулы, например, «быстъ сеча зла» (битва с немцами). Но и в то же время говорится о Божественной помощи князю, что больше подходит житию.Последний эпизод рассказывает о 2-ой поездке Александра в Орду и о его смерти на обратном пути. Завершается повесть рассказом о погребении и о посмертном чуде: когда Невский лежал в гробу, митрополит хотел разжать ему руку, чтобы вложить духовную грамоту. Князь же, как живой, разжал руку и взял грамоту из рук митрополита, ни прият жеяужастъ, и одва отступиша отракы его». Ц6 структуре «Повесть о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного ансамблевого характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве 2-ух эпизодов самостоятельные воинские повести (событийного и информативного типа), в состав которых входят жанрообразования, свойственные житиям,-видения и чудеса. Соединение жития и воинской повести есть также и в стилистике и языке произведения: воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения.


ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов – 4.

Проанализируйте одну эпиграмму (на выбор студента) из предложенных по плану:

  1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

  2. Опишите цель создания эпиграммы.

  3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

  4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

  • О книге, самостоятельно мной прочитанной.

  • О новом фильме.

  • О взаимоотношениях наших одноклассников.

  • Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану

  • В. К. Тредиаковского «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы».

  • П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»

  • И. Ф. Богдановича «Вкус возраста»

  • В. В. Капниста «Ты под ручной заклад...»

  • И. И. Дмитриева «Он врал — теперь не врет»

Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала,
Так ищешь тут конца, где не было начала.
Для анализа я выбрала эпиграмму  П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» . В ней описывается извечная тема любви и отношений между мужчиной и женщиной. Эпиграмма написана от лица девушки. И в ней она ясно даёт понять мужчине, что он зря ищет конца любви, так как этого чувства она никогда к нему не испытывала.  Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала» . Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.

Что такое эпиграмма, в чем ее особенность – данными вопросами задавались и продолжают задаваться и в наше время. Эти небольшие произведения, пожалуй, один из самых живучих стихотворных жанров. Сегодня эпопеи, оды, элегии непопулярны, а вот эпиграммы все так же существуют, они востребованы, интересны читателю и уместны практически во всех проявлениях нашей жизни. Некоторые наши современники особенно удачно использовали данный жанр, например известный поэт, пародист, ведущий телевизионной передачи, некогда очень популярной, «Вокруг смеха» Александр Иванов. Его эпиграммы отличались своей мягкостью, добротой. Сатирики Григорий Горин, Аркадий Арканов тоже охотно включали саркастичные стихи в свое творчество. Но, конечно же, лидером, мастером эпиграммного жанра с большой буквы в наши дни являлся всеми нами любимый актер Валентин Иосифович Гафт. Безусловно, в первую очередь мы ценим

этого человека за сыгранные роли в кинематографе, театральных постановках, но и его талант в написании этих коротких стишков также признан многими. Этот разносторонне одаренный человек хорошо понимал, что такое эпиграмма, его произведения уже стали просто народным фольклором. К сожалению, 12 декабря 2020 года Валентина Иосифовича не стало.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что эпиграмма - это удивительный, редкий жанр, появившийся во времена античности и дошедший до нашего времени. Удовольствие, хорошее настроение, новые впечатления после прочтения этих замечательных стихов обязательно гарантированы всем!


ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов – 3.

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

  1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

  2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

  3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

  4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

  5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

  6. Охарактеризуйте образ главного героя.

  7. Место произведения в истории русской литературы.

  8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

  9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Перечень произведений для анализа:

  • Димитрий Самозванец, автор Ф. В. Булгарин,

  • Рославлёв, или Русские в 1812 году, автор М. Н. Загоскин,

  • Последний Новик или Завоевание Лифляндии, автор И. И. Лажечников

Рославлёв, или Русские в 1812 году, автор М. Н. Загоскин.

Современные читатели обычно представляют Отечественную войну 1812 года по роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Но мало кто знает, что у этого романа в русской литературе были предшественники, широко известные среди современников. Это роман М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году».

Главный герой анализируемого романа — Владимир Рославлев, русский офицер. Незадолго до начала войны Рославлев предлагает своей невесте Полине обвенчаться, но ее мать противится, поскольку боится, что дочь может остаться вдовой.


Начинается война. Рославлев уезжает и становится командиром гусарского полка. Его ранят в руку, и он возвращается домой, к невесте Полине. В дороге он слышит сплетню о том, что мать Полины, княгиня Лидина, приютила у себя в усадьбе пленного французского офицера, с которым познакомилась еще до войны во время своей поездки в Париж. Выясняется, что Полина все это время была влюблена в пленного француза, графа Адольфа Сеникура, и тайно обвенчалась с ним. Рославлев от полученной вести заболевает, но по дороге его находит добрый незнакомый московский купец, который забирает больного к себе в дом в Москве. Тем временем наши войска продолжают отступать, и Москве грозит разорение.

Зарецкий, друг Рославлева, узнает о том, что Москву собираются оставлять и поджигать, а Рославлев, больной, находится в столице. Зарецкий решает забрать друга из города, переодевается французским офицером, попадает в Москву находит Рославлева, и они вдвоем бегут из города и возвращаются к своим войскам.

В последней части мы видим Рославлева вместе с полками, осаждающими Данциг. Рославлев узнает о бедной женщине, погибающей от голода в осажденном городе. Оказывается, что эта женщина — его Полина. Ее муж-француз был убит, она не могла вернуться домой, в Россию. Рославлев находит ее почти при смерти. В результате обстрела города Полина погибает, а Рославлев чудом остается жив и впоследствии возвращается в Россию.

Роман «Рославлев» является романтическим произведением и написан под очень большим влиянием романов Вальтера Скотта, которые становятся необычайно популярными в России в это время. Использование исторических событий как фона для изображения приключений героев попытался представить на русской почве Загоскин.

В оценке своих персонажей автор однозначен. Одним из важных критериев в этом для него является их отношение к врагам: Франции и французам. Рассуждая о том, что же такое истинный патриотизм, автор утверждает, что настоящий патриот во время Отечественной войны должен любить Россию, свою родину, и ненавидеть Францию и французов.

По этому критерию автор разделяет всех героев романа на две группы.  К первой группе, группе настоящих патриотов, вызывающих безусловную симпатию автора, можно отнести тех, кто разделяет позицию главного героя, Владимира Рославлева.

Рославлев — положительный персонаж. Он смелый, честный и пламенно любит Родину. Его оскорбляет то, что некоторые из русских дворян уважают Францию больше, чем родную страну, и особенно его задевает чрезмерное самолюбие французов и их презрение к России, которое они часто не скрывают и высказываются в таком духе даже в салонах Петербурга.


«Послушал бы ты, как чиновники французского посольства поговаривают о России!.. Несколько раз я ошибался и думал, что дело идет не об отечестве нашем, а о какой-нибудь французской провинции, —говорит Рославлев. Он готов погибнуть, защищая Родину.

У героя много единомышленников. Среди них князь Радугин,  моряк лет пятидесяти, хороший знакомый Рославлева, Федор Сурской, родственник Полины, Александр Зарецкой, лучший друг Рославлева.

Помимо этих главных героев в книге много второстепенных действующих лиц, которые сражаются за Родину и которых Загоскин тоже считает патриотами. Это предводители народного ополчения, жители Москвы всех сословий, ямщики и крепостные, с которыми встречаются главные герои.

Противоположный, немногочисленный лагерь героев составляют те из них, кто вызывает осуждение автора. Это русские дворяне, сторонники французов, которые любят Францию и презирают Россию. К ним можно отнести мать невесты Рославлева, Лидину. Она жила некоторое время в Париже и считает, что Франция намного опередила Россию в своем развитии, и поэтому ничем на своей родине не дорожит.

Во время войны Лидина даже приютила у себя пленного французского офицера. Ее крестьяне очень этим недовольны:

«На селе все мужички стали меж собой калякать: "Что, дискать, это? Уж барыня-то наша не изменница ли какая? Поит и кормит злодеев наших"».

Так же относится к французам еще одна героиня — княгиня Радугина. У нее в салоне всегда много чиновников из французского посольства, французских поэтов и путешественников.

«Она говорила по-русски дурно, по-французски прекрасно, умирала с тоски, живя в Петербурге, презирала все русское, жила два года в Париже, два месяца в Лозанне и третий уже год сбиралась ехать в Италию. Бедная Радугина была уверена, что … заслужить название обезьян Европы — была, по мнению ее, одна возможная и достижимая цель для нас, несчастных северных варваров.»

Особая роль отведена автором невесте Рославлева, Полине. Она влюбилась во врага, графа Адольфа Сеникура, полковника французской армии. Она изменила слову, данному Рославлеву, и вышла замуж за врага Отечества. В  конце автор заставляет ее расплатиться за свою ошибку, ведь она виновата в том, что любила врага больше, чем родину.  В конце жизни Полина раскаивается в том, что совершила.