ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.3
Задание 1.
Этикет – это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации. Данное понятие объединяет требования к внешнему виду, манерам, общению и прочим особенностям поведения. Существование правил этикета свойственно всем культурам, но сами эти правила универсальными не являются. Они отличаются в разных культурах и даже в рамках одной культуры постоянно меняются.
Таким образом, в современном мире каждый человек должен знать базовые правила этикета. Но при этом никого не обязывают изучать их по учебнику или проходить какой-то специальный курс. Нас обучают им с самого детства. К примеру, каждому ребёнку говорят, что класть локти на стол во время еды неприлично. И даже если ему это правило кажется бессмысленным, он его запоминает и соблюдает в будущем.
Примеры правил этики:
Приветствие. Приветствие при встрече считается обязательным. При этом младшие первыми приветствуют старших, а мужчина первым приветствует женщину (но не должен первым протягивать ей руку). Но если кто-то заходит в помещение, он должен поприветствовать всех первым, независимо от пола и возраста.
Вежливость. Хорошо воспитанный человек всегда ведёт себя вежливо, используя в общении такие слова как «извините», «спасибо», «пожалуйста» и другие. Современный этикет предусматривает множество ситуаций, в которых принято говорить определённые фразы, проявляя учтивость и уважение к окружающим.
Опрятность. В общественных местах принято выглядеть опрятно. Кроме того, одежда должна соответствовать обстоятельствам. К примеру, девушка может прийти на пляж в бикини, а в ресторан – в вечернем платье с открытыми плечами и вырезом на бедре. Но для родительского собрания в школе ни один из этих нарядов не подойдёт.
Уважение личного пространства. Пожалуй, это одно из наиболее часто нарушаемых правил современного этикета. Люди забывают о чужих личных границах, норовят похлопать по плечу, обнять или даже поцеловать человека, который к этому не готов. Также нарушением личного пространства является приставание с расспросами, пересказ подробностей частного разговора, распространение сплетен и другие «вторжения» в личную жизнь.
Реакции в конфликтных и спорных моментах:
Реакция амбиции: Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.
Реакция самодовольства: Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.
Реакция зависти: Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.
Реакция злорадства: Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.
Реакция захвата: Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.
Реакция агрессии: Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям другим.
Общение с собеседниками в отличающихся социальных статусах:
Речевое общение людей представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддерживание контакта, регулировку межличностных отношений. В частности, в деловом общении межличностные отношения. Представляют собой статусные и ролевые отношения: "начальник" — "подчиненный", "партнер" — "партнер", "производитель" — "получатель".
Социальный статус участников диалога в деловом общении чрезвычайно важен. Известный исследователь этой темы В. И. Карасик* утверждает, что без учета социального статуса участников общение носит искусственный либо провокационный характер. Деловое общение статусное-ориентировано, потому что в социально-правовые отношения вступают не абстрактные "имярек", а представители определенных организаций, структур, занимающие в них определенные должности. Социальный статус складывается из индексных признаков. Индексами социального статуса являются служебное положение, материальное положение, личные заслуги и возраст. Все это учитывается при выборе обращения, именования, на интонационном и даже грамматическом уровне (вопросительная форма,
сослагательное наклонение, вводные конструкции как выражение высокой степени почтительности.
Учёт ситуации общения:
Важно, идет ли разговор один на один или при других (знакомых, посторонних, как они относятся к собеседникам); идет он в официальной или неформальной обстановке; ведете вы его у себя дома или в гостях; ограничено время для общения или нет; насколько серьезны возможные результаты общения для вас и вашего партнера; насколько близко знакомы вы и ваш партнер.
Задание 2.
Нормы этики | Кто контролирует | Варианты нарушений | Санкции |
Правдивость и честность | Человек | Ложь, мошенничество, воровство, жульничество | Потеря доверия, отречение от человека |
Уважение | Человек | Демонстративное нежелание выслушивать собеседника, проявление невнимания | Потеря уважения, отречение от человека |
Ответственность | Человек | Не выполнение своих обязанностей, не соблюдение моральных законов | Потеря доверия, отречение от человека |