Файл: Формирование информационной и учебнопознавательной компетенций школьников на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование информационной и учебно-познавательной компетенций школьников на уроках физики»
Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет
завтра, через год, через тысячу лет; я привел в
колебание одну струну, она не исчезает, но
отзовется в других струнах.
Пожалуй, в этом высказывании русского писателя и музыкального критика, очень точно выражено предназначение учителя. Говоря по-другому: «Сеять разумное, доброе, вечное».
Каким образом это делать, какие методы, приемы применять при обучении, чему и как учить во многом зависит от мастерства учителя.
На современном этапе развития школы требования к выпускнику сместились от предметных знаний и умений к его социальной компетентности, которая представляет собой комплекс ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции (мировоззрение, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);
2. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
3. Личностного самосовершенствования (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
4. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
5. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
6. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
7. Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
Поэтому актуальным для современной школы становится поиск форм, методов и средств формирования у учащихся системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, которые помогут им в дальнейшем успешно решать проблемы в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности.
Одной из основных составляющих образовательной компетенции является учебно - познавательная, формирование которой является необходимым условием эффективности учебной деятельности в школе, а затем и в ВУЗе, что позволяет ее рассматривать, как приоритетную задачу современной школы. Но самостоятельная деятельность учащихся не возможна без поиска и отбора информации. Поэтому развитие информационной комептенции, является, сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.
Для формирования этих компетенций школьников физика как учебный предмет располагает значительными возможностями.
Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам. Но активной позиция ученика может быть только при наличии интереса. А эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому я поддерживаю интерес к физике, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся.
Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда решая задачу, узнают, что в Черном море есть рыба-летучка, которая способна пролетать над волнами до 100 метров, поднимаясь при этом на высоту 5 метров. А при изучении темы «Звуковые волны» узнают факт о том, что создателей мультфильма про Вини-Пуха не устраивал голос актера, который озвучивал мишку: низкий баритон, а чтобы поправить дело, фонограмму пустили на повышенной скорости – и тон голоса стал выше.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.
Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т. е., стараюсь перевести школьников со ступени его жизненных, достаточно узких представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. При изучении «механических колебаний», уместно рассмотреть примеры колебаний в разных ситуациях: от колебания курсов валют и акций в экономике и бизнесе, до колебательных процессов, происходящих в организме человека: биение сердца, колебание голосовых связок, колебание настроения.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы смотивировать желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т. е., стараюсь перевести школьников со ступени его жизненных, достаточно узких представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. При изучении «механических колебаний», уместно рассмотреть примеры колебаний в разных ситуациях: от колебания курсов валют и акций в экономике и бизнесе, до колебательных процессов, происходящих в организме человека: биение сердца, колебание голосовых связок, колебание настроения.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы смотивировать желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны.
И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке физики учащиеся незаметно для себя выполняют различные задания, где им приходится сравнивать явления, выполнять опыты, измерять величины, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, когда учащиеся ставят себя на место ученого, исследователя или учителя. Кроме того, умение действовать в нестандартной ситуации становится насущной необходимостью для всех.
Основу самостоятельной деятельности составляют умения приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности. Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций осуществляю через:
- Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности по физике. Ученикам даю возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока.
Пример:
§ все вещества состоят из частиц;
§ жидкость имеет постоянную температуру кипения;
§ ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности. На мой взгляд, интересную форму индивидуальной, творческой работы на этапе рефлексии представляет: составление синквейнов: о физической величине, явлении, приборе. Синквейн – всего лишь пятистишие, построение по особым правилам, но оно несет в себе мощный заряд творчества, вызывая, интерес у уч-ся и включает в себя необходимый набор знаний по теме. Помогает сформулировать свои идеи, подвести итоги.
Пример:
Сила
Векторная, направленная
Деформирует, влияет, тормозит
Всегда оказывает действие на тело.
Величина
- Включение в урок виртуальных лабораторий, компьютерных моделей и интерактивных объектов, где ученики могут исследовать физическую величину, проверить закон, пронаблюдать за явлением, рассмотреть ход ядерной реакции, пронаблюдать за работой паровой турбины или ядерного реактора.
Пример:
использование проблемных заданий на уроке на примере интерактивной модели «Свободное падение тел». При изучении движения тела, брошенного горизонтально, можно предложить учащимся следующий вопрос: два тела падают с одной и той же высоты, причём первое тело падает без начальной скорости, а второе – с начальной скоростью, направленной горизонтально; какое тело упадёт на землю раньше? Наверняка в классе найдутся ребята, которые считают, что первое тело упадёт раньше. Вот здесь то и пригодится компьютерный эксперимент.
Компьютерная модель в данном случае позволяет выполнить ряд экспериментов при различных начальных условиях (высоте и начальной скорости) и показать, что указанные выше тела падают на землю заодно и то же время. Кто-то из коллег может возразить, что компьютерный эксперимент нельзя считать убедительным, так как только опыт можно считать критерием истины. Вот именно эти вопросы, которые касаются применимости компьютерных моделей при изучении физики, и следует обсудить с учащимися, а то, что наличие горизонтальной скорости не влияет на время падения тела, после проведённых компьютерных экспериментов, они поймут и запомнят обязательно.
Задания проблемного и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Можно сказать, что в таких случаях использование компьютерных моделей наиболее оправдано. Такая работа учащихся полезна, так как дети получают возможность ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования.
- Создание электронных презентаций и проектов, научно-исследовательская деятельность, формируют умения использовать информационные технологии в процессе обучения, открывает перед учащимися огромные возможности самостоятельного поиска информации, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике.