Файл: Формирование информационной и учебнопознавательной компетенций школьников на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результатом этой деятельности учащихся, является накопившийся банк проектов, по разным темам, которые впоследствии использую при подготовке: к урокам, семинарам, внеклассным мероприятиям, делюсь с коллегами. В своих работах ребята проявляют инициативу и творчество, так как такая форма работы для них наиболее интересна, она позволяет расширить образовательное пространство и способствует развитию интереса к предмету. Информационной компетенцией, должен обладать каждый выпускник, поэтому этой работе уделяю особое внимание.
- Дополнительность науки через межпредметную интеграцию, помогает адаптироваться учащимся к новым условиям жизни, оценивать и находить пути решения возникающих проблем.
Пример:
§ рассмотреть литературное произведение Н «Снегурочка» с точки зрения тепловых процессов;
§ выяснить, как поэты используют световые явления в своих стихах;
§ составить подборку текстов художественной литературы, в которых упоминается то или иное физическое явление - образование облаков, дождь, туман, роса, иней, таяние снега, молния, северное сияние, радуга;
Особенно эффективны подобные задания в классах гуманитарного профиля.
Информационные компетенции осуществляю через ИКТ, при этом формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
В последние годы количество внешкольной информации, получаемой ребенком из различных средств массовой коммуникации, стало существенно преобладать над объемом знаний, предлагаемых школой. Более того, эта информация все чаще идет вразрез со школьным образованием.
Именно поэтому считаю своей задачей научить детей адекватно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего, с экрана, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, вписывать ее в те знания, которые они приобретают на уроке, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл. С этой целью стараюсь применять на уроках элементы медиа: статьи газет и журналов, отрывки из художественных фильмов, телевизионных программ и литературы для сравнения, анализа и проверки достоверности информации. Умение критически мыслить, можно развивать, предлагая учащимся найти ошибки в той или иной информации. Это могут быть и опечатки в учебнике, в дополнительной литературе, газетах, журналах. Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и учебной литературе, отрывки из которых использую на уроках.
Пример:
§ прослушайте отрывок, найдите физическую ошибку и обоснуйте ее:
"Тяжелая, обитая конской шкурой, дверь юрты приподнялась в наклонной стене; со двора хлынула волна пара..." (В. Короленко Соколивец")
§ после изучения темы «Относительность движения» объясните несостоятельность с точки зрения физики текста из сказки «Дюймовочка»: «…лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку»
Чтобы получить при минимальных затратах времени максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся, применяю методы проблемного обучения, это способствует включению школьника в активный познавательный процесс.
Например: Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера – в теме «Испарение и конденсация» учащимся даю вопрос: «Что надо сделать, чтобы охладить молоко, не имея холодильника?», а при изучении темы: «Выталкивающая сила» поставить проблему: «Прав ли Архимед?», что Мертвое море – это «Море в котором нельзя утонуть», так же вызывают интерес вопросы: «Как сделать шоколадную конфету с сиропом внутри?», «Как очистить крупу от сорняков и личинок?», «Что тяжелее 1кг пуха или 1кг железа?»
Таким образом, систематическая работа по формированию учебно-познавательных и информационных компетенций у школьников позволяет найти пути решения насущной проблемы – обеспечение высокого качества образования. В настоящее время актуальным является вопрос о системе оценки качества образования. Одним из достижений своей работы, считаю, стабильно высокое качество знаний по предмету за 5 лет оно составило от 74% до 80%.
Но ребенок должен обладать не только предметными знаниями, но и надпредметными, что позволяет ему лучше адаптироваться в окружающем мире, проявлять личностные качества: инициативность, предприимчивость, творческий подход к делу, умение принимать самостоятельные решения, в этом и состоит суть компетентностного подхода. И как результат, ежегодное участие и победы моих учеников на конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня:
городская олимпиада по физике среди 7-9 классов:
г – 3 место 9 класс;
г – диплом 3 степени и 8 класс;
г – 1 место 7 класс - Долгих О, 2 место Башкатов Р,
1 место 8 класс – Инюшин К, 2 место 9 класс –
3 место
городская научно-практическая конференция «Интеллектуал»
г – диплом 2 степени и 9 класс.
Международная научно-практическая конференция г диплом 1 степени – 9 класс.
Литература:
1. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
2. Хуторской «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". http://www. *****/journal/content. htm
3. , зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход.
// Интернет - журнал "Эйдос". http://www. *****/journal/content. htm
4. . Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
5. Хуторской личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – (Серия «Педагогическая мастерская»).
В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002г.