Файл: Курсовая работа Активные методы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда я училась в старших классах, мне не всегда была понятна геометрия. В гимназии №1 учебник позволяет конструировать учебную деятельность младших школьников, естественно вписывая геометрические знания учащихся в сферу их познавательного развития. Это происходит за счет принятой в данном курсе геометрии образной стратегии формирования знания, которая обеспечивает более гармоничную мыслительную деятельность учащихся, уменьшая их тревожность и повышая комфортность умственного труда.

Детям 3 «в» класса было дано задание: придумать геометрическую сказку. Вот отрывок из этой сказки, которую написал Игорь М.

Позвольте, — возмутился шар, — но, по-моему мнению, вы оба неправы. Самый главный я – шар! А ну скажите, что напоминает вам Солнце и Земля? Конечно же шар! А кто радует детей на празднике? А в футбол дети, чем играют?

Так бы и длился этот спор, если бы Петя не вмешался. Он очень любил все фигуры и не хотел, чтобы они ссорились.

А у Виктории Владимировны Мкртычевой ученики продолжают конструировать мир геометрических абстракций даже во время физкульт-минуток. Приведу фрагмент одного из уроков.

Представьте себе шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, огромный. (Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар). А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растет вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до вершины. (Ученики слегка подпрыгивают.) Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте, пожалуйста, его по верхнему основанию, по нижнему, по боковой поверхности. (Учащиеся рвутся из воображаемого цилиндра наружу. Восторг полный!)

Одним из эффективных методов является диалог.

Большое значение для формирования «внутреннего, смыслового» образа геометрической фигуры имеет игра «Угадай-ка», в которую с удовольствием играют ученики Виктории Владимировны. Приведу фрагменты уроков, иллюстрирующих два способа ведения диалога во время игры.

Ученики загадали название фигуры. Лаура определяет, какая геометрическая фигура задумана.

Лаура: У этой фигуры есть основание?

Ученики: Да.

Лаура: У этой фигуры есть грани?

Ученики: Нет.

Лаура: Есть вершина?

Ученики: Нет.

Лаура: Это цилиндр. Вы загадали цилиндр.

Учитель: Поиграем в вашу любимую игру «Угадайку». Правила игры давайте с вами вспомнили? Какими могут быть ответы?


Ученики (хором): Да, нет.

Учитель: Гасан задумал геометрическую фигуру и поделился с секретом с Аленой. Интересно, какой у них секрет? Итак, задаем вопросы.

Лиза: Гасан, скажи, пожалуйста, это фигура?

Гасан: Да.

Патя: Эта фигура плоская?

Гасан: Нет.


Таня: У этой фигуры есть основание?

Гасан: Да.

Тимур: Эта фигура катается?

Гасан: Да.

Учиель: Какой следующий вопрос? Думаем, думаем …

Али: У этой фигуры есть вершина?

Гасан: Да.

Учитель: Есть вершина, катается только по кругу … Что же это такое? Кто догадался?

Ученики: Это конус!

Приведенные мной примеры из опыта работы учителей показывают, что формирование образной составляющей знания, необходимой для дальнейшего изучения геометрии, может обеспечить развитие пространственного мышления, математической речи школьника, а также формирование интереса к учебному предмету.

И наконец, отмечу, что совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса.

Наблюдая за работой учителя в 3 «в» классе гимназии №1, в полной мере понимаешь, что значит вечный, неутомимый поиск. Хороших талантливых учителей много, а В.В. Мкртычева необычна сочетанием педагогического таланта и артистичности, логичности, необыкновенной последовательности и мудрости, терпения, легкости и коммуникабельности.

Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребенком, раскрывается смысл числа и счета еще до полного его осознания. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе.

На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их.

В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.

Часто ученики выполняли домашнее задание по литературе на выбор: кто-то учит отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и т.п.


Большую работу я проводила по активизации словаря. Свое внимание я направляла прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они по­очередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно мы вели работу с глаголами, так как основа любой мысли — точно выбранное сказуе­мое. В этом помогают игры «Замени гла­гол», «Уточни действие», «Подбери анто­нимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта рабо­та помогает и в умении пересказать текст. На уроке мы обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и за­поминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при воспроиз­ведении текста.

Большую роль играет в учебном процес­се раздаточный материал, который изготав­ливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощ­ник, памятка по работе над ошибками по русскому языку, математике, литературе.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, компо­зиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, ан­нотации к любимым произведениям. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и тру­долюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекра­щающийся диалог, совместный коллектив­ный труд, основанный на доверии и добро­желательности.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все инте­ресно, он удивлен окружающим его ми­ром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывали» новые для се­бя знания, являлись исследователями ок­ружающего мира.

На уроке «Окружающий мир» они открывали, что обитатели Земли могут жить только в своей определенной сфере: рыбы в воде, черви в земле, птицы в воздухе. А как ребята удивлялись, когда сами по таблице «Склонение существительных» определили – какие существительные относятся к 3 склонению, какие принимают падежные окончания, чем отличаются от существительных 1 склонения.


Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использовала его на уроках чтения, ИЗО, музыки «Мир вокруг нас», на математике правда редко. Под музыку Брамса мы любовались с третьеклассниками маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные! В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине, маленькие удивительные цветы весны. С какого звука начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море … Давайте напишем сегодня с любовью нашу минутку чистописания: Мм, слова: мама, мир, море, Москва, Махачкала.

Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами. Я обязательно буду использовать в работе этот активный метод.

Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Сочинения были очень и не очень интересны. Но самое удачное, этот урок был начат журналом, на котором был изображен глаз и вопрос. Глаз зверюшки. Точка зрения. Дети сели кругом взялись за руки, провели аутотренинг:

Мы дружные, мы – смелые,

Мы – умные, веселые,

Работаем успешно,

Овладеем знаниями, конечно.

Мы обсудили пять сочинений. Я решила отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности.

Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. И достигается это прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей, что обсуждается не далекий, непогрешимый, достигший совершенства не взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель может непосредственно обратиться с вопросами, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение своих читателей.

Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов. На уроках технологии дети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может быть представлено проектирование с исследованием: «История моего города», «Разные кошки — разные характера», «Как вырастить цветок», «Растения Дагестана».