Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используются приемы. Я сгруппировала приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности.
2.3. Анализ и оценка результатов опытной работы
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.
Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализуют свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Я сделала вывод, что одной из важных задач учебной деятельности является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности.
Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся.
Из опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное овладение учащимися системой знаний и способов деятельности определяется в значительной степени тем, что учитель организует их учебную деятельность, каковы ее структура и характер.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это
такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.
Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальные педагогический процесс.
Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:
-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
-включать в учебные занятия проблемность;
-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
— вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
— организовывать сотрудничество и кооперацию;
— организовывать коллективное взаимодействие;
— изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
— соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 2002.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
8. Гузик Н.П. Учить учиться. — М., 1991.
9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.
11. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М., 2004.
13. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы.
14. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов — на – Дону. 2002.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
16. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
17. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
18. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.
19. Подласый И.П. Педагогика. –М., 2003.
20. Поляков С. Школа: поиск и пути. –М., 2003.
21. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
22. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
23. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.
24. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.
25. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
26. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.
Приложение 1