Файл: Реферат по философии Научный руководитель ст пр. (Фио) СанктПетербург 2023 содержание введение 3 понятие, функции философии и формы философской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соответственно предмет философии, философское знание было разделено на основные разделы: онтология (учение о бытии), эпистемология (учение о познании), антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе) и др.

2.2 Разделы философии

Есть три основных направления философии: методология, метафизика и теория ценностей. Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Есть философские вопросы, которые одновременно относятся к более чем одной из этих дисциплин, а есть некоторые, которые не относятся ни к одной из них.

Методология. Поскольку философия - это поиск знаний о последних вещах, одним из основных ее предметов была природа самого знания. В ходе его исследования возникают четыре основных вопроса:

- "Каков источник знаний?";

- "Какова природа истины и каков ее критерий?";

- "Каковы отношения между восприятием и вещами?";

- "Каковы формы правильного рассуждения?".

Первые три вопроса относятся к эпистемологии (теории познания), четвертый - к логике.

В вопросе об источнике знания философы разделились на две школы - рационалистов и эмпириков. Ответ представителя эмпиризма состоит в том, что источником любого знания является чувственный опыт; Рационалист отвечает, что по крайней мере некоторые виды знания (например, самоочевидные суждения логики и математики) имеют своим источником свет самого разума. Многие философы, в частности Кант, пытались найти компромисс между этими подходами.

Ответы на второй вопрос о природе истины довольно близки к ответам на первый вопрос. Эмпирик, вероятно, будет думать, что истина - это соответствие между идеями и данными ощущений. Рационалист склонен видеть это либо во внутренней необходимости и самоочевидности самого суждения, либо в его совместимости с другими суждениями, составляющими связное целое. Другой подход, который отличается от этих двух, - это прагматизм, согласно которому истинность веры заключается в том, насколько успешно она «работает» на практике.

Есть три основных ответа на вопрос об отношении между восприятием и вещами, соответствующие позициям реализма, дуализма и идеализма. Последовательный реалист считает, что, когда мы видим столы и стулья, камни и деревья, мы ощущаем сами физические объекты, существующие «вне нас», независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Дуалист, соглашаясь с реалистом в том, что физические вещи существуют независимо от нас, считает, что мы не переживаем их напрямую; то, что мы воспринимаем, является лишь набором образов или символов вещей «вне нас». Идеалист считает, что не существует никаких вещей, независимых от опыта, все может быть сведено к опыту без следа.


На вопрос о природе и формах правильного рассуждения отвечает отдельная философская дисциплина - логика. Здесь также спорят рационалисты и эмпирики. Первые считают, что рассуждение следует путем, проложенным объективной необходимостью; он следует за очевидной для разума связью знаков и суждений. Последние вместе с Миллем считают, что эта необходимость - не что иное, как установившаяся привычка, возникающая в результате наблюдения за постоянной комбинацией знаков. Большинство логиков склонялось к рационалистической точке зрения.

Метафизика. Это центральная философская дисциплина. Метафизика занимается природой и структурой реальности, ее основные проблемы - онтологические и космологические. Онтология - это философская дисциплина, которая исследует вопрос об общей основе или субстанции всех вещей. Тех, кто считает, что существует только одна такая субстанция, называют монистами. Тех, кто считает, что существует две или более субстанций, называют плюралистами. Материя и сознание наиболее глубоко различаются по своей природе, и монизм, как правило, был озабочен сведением одной из этих субстанций к другой. Тех, кто сводит сознание к физическому миру, называют материалистами; среди них - Демокрит, Гоббс, а в недавнем прошлом - бихевиористы. Те, кто сводят материю к сознанию или опыту, классифицируются как идеалисты; примеры - Беркли и Хьюм. Декарт и многие другие философы были убеждены, что эти две формы существования несводимы друг к другу и одинаково реальны; таких философов называют представителями онтологического дуализма.

Вторая главная проблема метафизики - это космологическая проблема, или проблема строения природы. Различные решения этой проблемы отражают разные взгляды в области онтологии. Материалисты, как правило, придерживаются механистических взглядов, т.е. считается, что законы, «удерживающие» вселенную, являются чисто механическими законами того типа, с которым мы сталкиваемся в физике. Идеалисты отвергают такое мировоззрение, для них Вселенная - это совокупность духов или, согласно Гегелю, один всеохватывающий дух (разум): если бы у нас было достаточно знаний, мы могли бы увидеть, что его части образуют единую понятную систему. Дуалисты, как и следовало ожидать, не обладают таким гармоничным мировоззрением. С их точки зрения, мир делится на царство механических законов и царство целей. Одно из западных религиозных учений объединяет идею материального царства, управляемого физическими законами, и идею о том, что само это царство было создано и контролировалось духовным существом, которое все распоряжается в соответствии со своими собственными целями. Это учение называется теизмом.



Метафизика не всегда создает проблемы космического масштаба. Предметом его анализа может быть определенная структура или определенные отношения в рамках целого. Например, одной из самых известных метафизических проблем является проблема причинности: что мы имеем в виду, когда говорим, что А есть причина Б. На этот вопрос было много разных ответов: согласно Юму, идея причина возникает из-за равномерного повторения явлений; некоторые рационалисты, такие как Спиноза, видели в причинности логическую необходимость, подобную той, которую мы находим в геометрии. Метафизиков также интересовали проблемы, связанные с пространством и временем. Они бесконечны или имеют пределы. В любом случае мы сталкиваемся с серьезными трудностями. Являются ли пространственно-временные структуры, принадлежащие внешнему миру, или просто формы, в которых разум закрывает наши идеи. Реалисты считают правильным первое, а второе - Кантом. Далее, каково место человека в мире. Может быть, я просто привязанность к телу, которая исчезает с его смертью. Или я способен вести самостоятельную жизнь. Задавать такие вопросы - значит после одного или двух шагов окунуться в проблемы взаимоотношений между телом и душой, свободы воли и бессмертия, которые обсуждались на протяжении всей истории метафизики.

Теория ценностей. Человечество традиционно признало три фундаментальные ценности: истину, добро и красоту. Строго говоря, философия - это поиск истины; она оставляет стремление к благу нравственности, а постижение прекрасного - искусству. Когда философия начинает заниматься добром и красотой, она делает это только для того, чтобы найти истину, связанную с этими ценностями. Философы считали, что такая истина имеет первостепенное значение, поскольку неправильное ее понимание может вести жизнь человека по ложному пути.

Раздел философии, развивающий теорию хорошей жизни, называется этикой. Этика занимается изучением двух основных проблем: какова цель жизни, какой опыт имеет высшую ценность в жизни, на каком основании мы считаем такое поведение правильным.

Две основные школы дают разные ответы на первый вопрос. С точки зрения гедонизма, единственное настоящее благо, единственное свойство, придающее ценность всему остальному в жизни, - это удовольствие. Такой образ популярен со времен Древней Греции до наших дней. Но среди специалистов по этике это не очень распространено. Большинство из них считают, что существует множество подлинных ценностей; например, знание, красота и любовь имеют отдельную ценность, не сводящуюся к удовольствию, которое может сопровождать их. Некоторые философы стремились свести эти различные преимущества к единому принципу, рассматривая их все как формы самореализации, способы развития или выражения сил, данных человеку природой.


По второму существенному этическому вопросу - на каком основании мы считаем такое поведение правильным или ошибочным. - также отвечают две основные школы. С точки зрения утилитаризма, если есть ответ на первый вопрос - что есть сущностно значимое благо. - на второй вопрос легко дать ответ: правильным является действие, которое из всех возможных действий приносит наибольшее количество добра, независимо от того, как мы интерпретируем значение самого блага. Эта точка зрения была наиболее популярна среди специалистов по этике XIX века. Однако наряду с этим существовала и совершенно другая точка зрения, а именно, что правильность или ошибка поведения заключается в чем-то заложенном в самом поступке, а не в его последствиях. Эта точка зрения называется интуиционизмом. Его разделял и Кант, считавший, что правильность действия обусловлена ​​подчинением закону разума: «Делайте так, чтобы правило вашего поведения могло стать правилом поведения для всех». Это другая формулировка новозаветной этики, согласно которой праведность поведения заключается не столько в последствиях, сколько в мотивах или чувствах, лежащих в основе конкретного действия.

Еще один раздел теории ценностей - эстетика, дисциплина, развитая не так хорошо, как этика. Его главные темы, о которых шла речь в прошлом, - это природа красоты и цель (цель) искусства. Поскольку по обоим вопросам было предложено множество теорий, мы отметим здесь только одну текущую тенденцию по каждой из тем. Благодаря влиянию Б. Кроче многие стали анализировать красоту с точки зрения выразительности, так что отталкивающую или хаотичную сцену еще можно назвать красивой, если в ней тонко выражены определенные чувства. С другой стороны, с точки зрения формалистов и их защитников, цель искусства - создание форм или узоров, удовлетворяющих эстетический смысл, независимо от того, имеют ли они сходство с оригиналом и несут какой-либо другой смысл.
3 СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Современная философия - это комплексное духовное образование. Его плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предыдущие века.

Она появляется в разных направлениях. Среди них такие, как модернизм и постмодернизм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от латинского scientia - наука) - философско-мировоззренческое направление, связанное с обоснованием способности науки решать все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революция ученых», «революция менеджеров», « индустриальное общество »,« постиндустриальное общество »,« микроэлектронная революция »,« технотронное общество »,« информационное общество »и др.), концепции неопозитивизма (прежде всего философия науки).


Антисциентизм не отрицает силы влияния науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние трактуется им как негативное, деструктивное. Антисциентизм пересматривает такие понятия, как истина, рациональность, социальная гармония и др. На основе антисциентизма, экзистенциализма, франкфуртской социально-философской школы, ряда течений Римского клуба, идеологии «зеленых», сходятся религиозные и философские учения. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания - религией, искусством, философией; взять под контроль его открытие, избегая негативных социальных последствий. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники (концепции «нулевого роста», «ограничения роста» и т. д.).

Эти два важнейших направления в развитии философии нашего века органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом, материализмом и идеализмом. Последние направления, объединенные сциентизмом и антисциентизмом, получили в ХХ веке свои особенности. Таким образом, рациональность и иррациональность развиваются как научная рациональность (философия науки) и научная иррациональность (философия психоанализа). Антропологизм - как научный антропологизм (Г. Плеснер, М. Шелер. Э. Фромм) и как натурализм (современный интуиционизм, «научный материализм»).

Рационализм и иррационализм в ХХ веке предстают как философское понимание важнейших средств понимания мира, управления человеческой деятельностью и влияния на развитие общества.

Рационализм ХХ века представители неогегельянства: английские философы Ф. Г. Брэдли (1846-1924), Р. Дж. Коллингвуд (1889-1943); Американский философ Д. Ройс (1855-1916); Итальянские философы Б. Кроче (1866–1952) и Дж. Джентиле (1875–1944) и другие; неорационализм: французский философ Ж. Башляр (1884-1962); Швейцарские философы - математик Ф. Гонсетиом (1890-1975) и психолог и логик Ж. Пиаже (1896-1980); рационализм: испанский философ Х. Ортега-и-Гассепум (1883-1955); лингвистическая феноменология: английский философ Дж. Остин (1911-1960); критический рационализм английского философа К. Поппера (1902–1994); философия технологий в форме технологического детерминизма: американский философ, социолог Д. Белл (1919), социолог, экономист Дж. К. Галбрепт (1908), политолог, социолог Г. Кан (1922-1984), философ, социолог, публицист О. Тоффлер (1928); Французский социолог, публицист Р. Арон (1905), философ, социолог, юрист Ж. Эллюль (1912) и др.; методология науки: американский историк, философ Т.К. Кун (1922), философ П.К. Фейерабенд (1924); английский философ, историк науки И. Лакатос (1922-1974); Французский философ, историк науки А. Койр (родился в России, 1892-1964) и др.