Файл: Реферат по философии Научный руководитель ст пр. (Фио) СанктПетербург 2023 содержание введение 3 понятие, функции философии и формы философской деятельности.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неогегельянство - рационалистическое направление в философии идеалистического толка конца XIX - первой трети XX века. Это интерпретация философии Г.В.Ф. Гегеля в духе новых философских идей: декомпозиция с помощью диалектики «чувственности» и «материальности» для достижения некой «внеэмпирической» реальности; сочетание гегелевского учения об абсолютной идее с учетом индивидуальности и свободы личности, интерпретация исторического процесса и т. д. Переосмысление гегелевской философии с точки зрения историзма осуществляется Б. Кроче, Дж. Джентиле, Дж. Коллигвуд. Для Робина Джорджа Коллингвуда кризис современной западной цивилизации является следствием отказа от веры в разум как основу организации всей общественной жизни.
Неореализм - еще одно направление рационалистического направления философской мысли первой половины ХХ века. Для представителей этого направления реальность раскрывается в терминах теоретического научного мышления. В то же время математика - это высшее дедуктивное, интегративное знание, которое способствует творческому синтезу в науке.
Рационализм - возник в результате критики рационализма, в первую очередь Декарта, философией Нового времени. Х. Ортега-и-Гассет не принимает рационализм Р. Декарта, поскольку в философии последнего человек только познающий, но не живущий, и поэтому многие проявления человеческого бытия у Декарта остались за рамками исследования.
Ортега-и-Гассет утверждает, что обнаружил и обосновал новую роль разума, которая позволяет понять единство человека с миром. И этот мир - не только внешний мир межличностных отношений, но и внутренний, личностный мир, основанный на свободном индивидуальном выборе.
Иррационализм ХХ века представлена «философией жизни» Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтея (1833-1911), Г. Зиммеля (1858-1918), А. Бергсона (1859-1941); психоаналитическая философия С. Фрейда (1856-1939), К.Г. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромма (1900-1980); экзистенциализм, о котором речь пойдет ниже.
Немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что философия - это «наука о науках» и поэтому не дает знания о сверхчувственных сущностях. Науки делятся на «естественные науки» и «науки о духе». Предметом последнего является общественная жизнь, которую постигает «описательная психология». Человек, согласно Дильтей, - это сама история, которая понимается психологией как «понимание» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора и целесообразных действий. Задачи, поставленные философом, интересны и значительны. Например, связь между индивидуальным и социальным: как чувственная индивидуальность может стать предметом универсально значимого объективного знания?
Французский философ, лауреат Нобелевской премии (получил награду за стиль своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие явления, как продолжительность, жизненный импульс, поток сознания, память о настоящем, творческая эволюция. Каждая из опубликованных А. Бергсоном работ - «Опыт на непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Введение в метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» - стала событием в мире. Европейская интеллектуальная жизнь. Центральными концепциями его философии являются «чистая продолжительность» как истинное, конкретное время и «неинтеллектуальная интуиция» как подлинный философский метод. Длительность предполагает постоянное создание новых форм, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно только интуиции.
Последние полтора десятилетия исследователи культуры, в том числе философии, писали о модернизме и постмодернизме. Модернизм (фр. Moderne - новейший, современный) как явление в истории культуры имеет разные трактовки: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др.); как направление в католицизме, стремящееся к обновлению учения на основе науки и философии; наконец, как понимание качественно новых явлений или качественно новая интерпретация того, что уже известно в философии. Итак, когда-то позитивизм, марксизм и даже раньше просвещение приписывали модернизму. С точки зрения Хабермаса, модернизм характеризуется «открытостью» того или иного учения другим учениям. В последнее время в англосаксонских странах, отмечает он, доминировала аналитическая философия, тогда как в Европе, в таких странах, как Франция и Германия (ФРГ), были философские кумиры: во Франции-Ж. П. Сартр, а в Германии - Т. Адорно. Однако за последние 20 лет французы стали восприимчивыми к философской мысли как США, так и Германии, а немецкие философы опираются на идеи К. Леви-Стросса. М. Фуко, Д. Лукача. Т. Парсонс. Хабермас классифицирует американского социолога и социального философа Талкотта Парсонса (1902-1979) как модернистов, автора теории дифференцированного, все более сложного общества, в котором структуры деятельности в «жизненном мире» отчуждаются от структур социального. система.
Один из первых философов постмодернизма - французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924). В своей книге «Состояние постмодернизма» (1979) он объясняет феномен постмодернизма не только как философский, но и в целом культурный, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве. и др. Ж. Ф. Лиотар, как и Дж. Хабермас, видит различие между философией постмодерна и философией марксизма в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, представленных не столько в познаваемой, сколько в исторической конфигурации жизненных практик. в социальной сфере. Постмодернизм представлен, таким образом, современным постструктурализмом (Дж. Деррида, Дж. Бордриллард), прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти (1931), профессор Университета Вирджинии, известен своим проектом «разрушения» всей предыдущей философии. По его мнению, вся существовавшая до сих пор философия искажала личностное бытие человека, поскольку лишала его творческих способностей. Предыдущая философия не хватало гуманность, Рорти считает. В своем учении он сочетает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должно быть общество и формы человеческого опыта. Таким образом, Рорти интерпретирует философию как «голос в разговоре человечества», картину всеобщей связи, посредника во взаимопонимании людей. Для него общество - это общение людей и ничего больше... В обществе главное - это интересы личности, «собеседника».
Можно сказать, что постмодернизм - это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшими технологиями постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманизации, антропологизации философского знания.
Сегодня в нашей стране, а также в других странах зарождается материалистическая философия нового типа, ориентированная на материалистическое понимание истории, обращенная к личности, к человеческому жизненному миру, решение проблем материального и духовного, природного и социальное, индивидуальное и социальное, объективное и субъективное, личное и коллективное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам термин «философия» всегда имел славу термина, который трудно дать определение из-за иногда фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и идеями, используемыми в философии.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философия - это обучение наиболее фундаментальным и общим концепциям и принципам, связанным с мыслью, действием и реальностью».
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т. д.
Функции философии - это основные области применения философии, посредством которых реализуются ее цели, задачи и цель. Принято выделять: идеологические, методологические, ментально-теоретические, гносеологические, критические, аксиологические, социальные, учебно-гуманитарные, прогностические функции философии.
Предметом философии называется круг вопросов, которые он изучает.
«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
«Что делает то или иное действие правильным или неправильным?»
Есть три основных направления философии: методология, метафизика и теория ценностей. Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Есть философские вопросы, которые одновременно относятся к более чем одной из этих дисциплин, а есть некоторые, которые не относятся ни к одной из них.
Современная философия - это комплексное духовное образование. Его плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предыдущие века.
Она появляется в разных направлениях. Среди них такие, как модернизм и постмодернизм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сегодня в нашей стране, а также в других странах зарождается материалистическая философия нового типа, ориентированная на материалистическое понимание истории, обращенная к личности, к человеческому жизненному миру, решение проблем материального и духовного, природного и социальное, индивидуальное и социальное, объективное и субъективное, личное и коллективное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Н. Лавриненко. Философия: учебник. Современная философская мысль. Основные направления современной философии. - М., 2008.
2. В.В. Миронов. Философия: учебник для вузов. Философия в современном мире (вместо заключения). М., 2006.
3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1995. Гл. 2.
4. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. - 1994. - №8.