Файл: Реферат по дисциплине Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту
По теме:
Осуществление учебно-тренировочного процесса и спортивная подготовка спортсмена.
Исполнитель
Курбатов Виктор Вячеславович
Содержание
| Введение | 3 |
1. | Понятие учебно-тренировочного процесса. | 4 |
2. | Существующие практики выстраивания учебно-тренировочного процесса при спортивной подготовке спортсмена. | 7 |
3. | Существующие практики оценки спортивной подготовки спортсмена | 10 |
| Заключение | 13 |
| Список литературы | 14 |
Введение
Здоровье, как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, во все времена являлось актуальной темой для исследователей. Человек здоровый приносит себе и обществу больше пользы, чем человек с ограниченными возможностями здоровья. Хотя в истории и встречались случаи, когда физически ограниченный человек приносил пользу населенному пункту, стране или человечеству в целом – но это все единичные случаи. Так же отметим, что человек ограниченный в здоровье хоть и приносит пользу обществу, но его подорванное здоровье напрягает финансы медицинской сферы и сферы социального обеспечения. Поэтому прививание здорового образа жизни и культуры спорта во все времена будет оставаться актуально темой для исследований.
Одной из сфер, где человеку прививается культура здорового образа жизни и спорта, являются государственные, автономные и муниципальные образовательные учреждения. Одной из проблем подготовки является оценка спортивной подготовки спортсмена в процессе учебно-тренировочного процесса. Тренировки должны демонстрировать спортсменам, что их результаты с каждым разом становиться лучше. Если не уделять внимание росту результативности спортсмена, то со временем, ощущение отсутствия прогресса после спортивных тренировок может привести к оттоку спортсменов из спортивной секции. Поэтому важно проработать все аспекты учебно-тренировочного процесса от физических нагрузок до питания.
Цель работы – изучение существующих практик оценки спортивной подготовки спортсмена по результатам учебно-тренировочного процесса.
Задачи:
1. Уточнить понятие учебно-тренировочный процесс и спортивная подготовка спортсмена.
2. Изучить существующие практики выстраивания учебно-тренировочного процесса при спортивной подготовке спортсмена.
3. Изучить существующие практики оценки спортивной подготовки спортсмена.
1. Понятие учебно-тренировочный процесс и спортивная подготовка спортсмена.
В процессе разработки темы выяснилось, что учебно-тренировочный процесс имеет множество определений. Выделяют как минимум пять определений в зависимости от рода деятельности [13]:
Учебно-тренировочный процесс (широкий смысл) – процесс определения и решения задач развития личности в спорте и через спорт средствами и методами, формами и технологиями организации работы со спортсменами, обучающимися по определенной системе и схеме включения личности в процесс формирования профессионального и спортивного мастерства, детализирующего практику развития у личности успешности в выделенной плоскости решения задач развития и самореализации через спорт.
Учебно-тренировочный процесс (узкий смысл) – вид реализуемого в детско-юношеской спортивной школе процесса, специфика которого непосредственно связана с повышением качества решения развития личности в системе приоритетов и возможностей акмедостижений личности в выбранном виде спорта.
Учебно-тренировочный процесс (локальный смысл) – система учебно-тренировочных занятий в организации, осуществляющей программы спортивной подготовки для обучающихся, гарантирующая качество включения личности в выбранный вид спорта и достижение персонифицированного уровня самореализации личности в спорте.
Учебно-тренировочный процесс (адаптивно-акмепедагогический смысл) – механизм самоорганизации качества учета способностей личности, включенной в процесс освоения конкретного вида спорта, методов и технологий организации занятий по выделенному направлению учебно-тренировочных занятий, раскрывающий определяемые противоречия и переходы от адаптивного включения личности в спорт до максимально продуктивного (акмепедагогического); особенности выбора уровня и качества развития личности в спорте уточняются через систему противоречий хочу, могу, надо, есть.
Учебно-тренировочный процесс (функционально-трудовой смысл) – процесс формирования спортивного мастерства через качественное решение задач развития личности в спорте, гарантирующий учет функционально-трудовых конструктов подготовки личности в выделенной плоскости деятельности и системы профессионально ориентированных отношений. Учебно-тренировочный процесс (персонифицировано-мультикультурный смысл) – стратегия включения личности в систему учебно-тренировочных занятий, определяющая мультиуровневые способы и технологии решения задач развития личности в выбранном виде спорте.
Так же учебно-тренировочный процесс рассматривается как деятельность тренера, включающая объект, предмет, цель, задачи, функции и модель [3]:
Учебно-тренировочного процесс – реализуемая в деятельности тренера модель развития обучающегося, занимающегося избранным видом спорта, где качество постановки и решения задач развития определяется качеством развития программно-педагогического сопровождения выделенной предметной области деятельности, средствами и методами стимулирования обучающихся и тренеров, способами и ресурсами реализуемой в группе мотивации деятельности, качеством используемого мониторинга и рефлексии.
Объект учебно-тренировочного процесса – процесс постановки и решения задач развития обучающегося средствами и методами занятии избранным видом спорта, определяющий в структуре повышения качества его составных возможность моделирования, уточнения, оптимизации, модернизации, обновления и ретрансляции получаемых достоверных результатов и методико - методологических разработок в выделенной плоскости научно - педагогического исследования.
Предмет учебно-тренировочного процесса – эффективные продукты, определяемые в контексте изучения и уточнения объекта учебно-тренировочного процесса.
Цель учебно-тренировочного процесса – создание условий для акмеверификации развития обучающегося в избранном виде спорта, определяющая через признание традиционно выделенных в истории физической культуре и спорта методов, средств, упражнений, технологий решения задач развития, возможность повышения качества достигаемых результатов новыми или инновационными продуктам педагогической деятельности (методы, формы, средства, принципы, модели, технологии и пр.).
Задачи учебно-тренировочного процесса – составные части реализации цели учебно-тренировочного процесса.
Функции учебно-тренировочного процесса – модели системной акмеверификации качества решения задач учебно-тренировочного процесса.
Модели учебно-тренировочного процесса – идеальные системы и продукты самоанализа и мысленного эксперимента, гарантирующие личности в структуре организации учебно-тренировочного процесса повышение качества осознанного и продуктивного решения поставленной задачи и / или проблемы, раскрывающей в структуре занятий определенным видом спорта возможности персонификации развития, самореализации, социализации и самоактуализации.
Вывод по задаче: существует множество определений понятия учебно-тренировочный процесс. В зависимости от рода деятельности или субъекта деятельности существуют разные подходы в определении понятия учебно-тренировочный процесс.
2. Выстраивание учебно-тренировочного процесса при спортивной подготовке спортсмена на примере тяжелой атлетики.
Процесс планирования начинается с постановки цели, то есть состояния, уровня или конечного результата, которого желательно достичь в некотором отдаленном будущем. Исходя из общей направленности тренировочного процесса, определяются задачи – то, что необходимо решить для достижения цели. Сам процесс планирования – это определение целей и задач, стратегии и тактики действий, прогнозирование развития, программирование действий, разработка графиков работ и системы контроля.
Важнейшим условием педагогического использования физических упражнений является их систематизация, можно сказать, что она выступает одним из главных элементов в системе физического воспитания. Следует заметить, что в любом виде спорта классификация физических упражнений играет немаловажную роль, определяющую объективность нагрузки по интенсивности и объему, которые получает организм спортсмена в процессе тренировочного занятия.
В связи с вышесказанным отметим, что согласно классификации физических упражнений в подготовке тяжелоатлетов, в первую группу предполагается отнести соревновательные упражнения, а во вторую – специально-подготовительные подводящие упражнения, которые распределяются на несколько групп: подводящие упражнения для рывка; подводящие упражнения для толчка.
Упражнения, которые следует отнести ко второй группе, близки к группе соревновательных упражнений, которые мы относим в первую группу, по своей координации, они должны выполняться с большими отягощениями, способствующими выполнению работы большой мощности. Поэтому эти группы упражнений являются основными в подготовке спортсменов, так как эти группы физических упражнений одновременно, или сопряженно, оказывают влияние и на развитие физических качеств, и в соревновательных упражнениях совершенствуют техническое мастерство тяжелоатлетов.
В третью группу отнесем упражнения с различными отягощениями, это и упражнения со штангой, на тренажерах, с использованием гирь и др. отягощений, то есть здесь мы сконцентрируем дополнительные развивающие упражнения, которые будут оказывать в основном локальное воздействие. Развиваемая при этом мощность будет сравнительно невелика, поскольку из-за своеобразной структуры техники рекомендуется их выполнять с относительно небольшим отягощением. И по структуре упражнения данной группы будут значительно отличаться от соревновательных упражнений по техническим параметрам. Поэтому развивающие упражнения могут служить дополнительным средством в подготовке спортсменов. Таким образом, нагрузку, оказываемую на организм спортсмена в результате воздействия первых двух групп упражнений, следует считать основной, а нагрузку третьей группы – дополнительной.
Следующим фактором эффективного планирования являются особенности использования методов развития физических качеств. В настоящее время специалистам предлагается много информации о различных методах и методических приемах, рекомендуемых для развития силы [5]. Большинство из них в той или иной мере могут быть использованы в тяжелой атлетике [15].
При построении тренировки, особенно при определении средств и методов развития силы, необходимо учитывать специфику соревновательного упражнения и частные задачи. Например, насколько необходим прирост мышечной массы данному спортсмену. Известно, что с приростом силы нередко увеличивается и мышечная масса, что приводит к общему увеличению веса. спортсмена. Переход в другую, большую весовую категорию предполагает повышение требований к уровню его подготовленности.
Одним из важных вопросов в подготовке спортсменов-силовиков всегда остается подбор и, главное, увеличение отягощения в ходе тренировки. На протяжении всей карьеры необходимо повышать отягощение для увеличения тренирующего эффекта. Однако, с ростом квалификации делать это традиционным способом, то есть простым добавлением веса, становится все труднее. Поэтому специалистами постоянно ведется поиск новых форм повышения интенсивности тренировочной нагрузки. Так, спортсменам предлагаются супер-серии, трисеты, гигант-сеты, «читинг», вынужденные повторения, частичные повторения, тренировка с паузой и т.д. Использование дополнительных методических подходов позволяет увеличивать интенсивность тренировочной работы без механического увеличения веса отягощения. Основа планирования нагрузки – это прогноз направленности процесса адаптации, распределение в соответствии с ним объема и интенсивности нагрузки по этапам подготовки.