Файл: Реферат по дисциплине Организация тренерской деятельности по физической культуре и спорту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В теории и методике спортивной подготовки выделяют многолетнее планирование, годовое и этапное. Годовой цикл подготовки спортсменов делят на три больших периода – подготовительный, соревновательный и переходный. Общепринятой является модель построения учебно-тренировочного процесса с повышением объема, а затем и интенсивности на начальных этапах годового цикла, и снижением их в переходном периоде. Для повышения точности планирования в соответствии с задачами выделять более мелкие этапы – мезоциклы (3-6 недель) и микроциклы (7-10 дней). Особенности распределения нагрузки на каждом из них и отличает системы подготовки [14].

Рациональное распределение объема, интенсивности, отдыха и восстановительных мероприятий способствует максимальному достижению результата. Таким образом, планирование нагрузки является одним из важнейших вопросов спортивной подготовки на всех ее этапах. В подготовке тяжелоатлетов определены рекомендуемые объемы силовой работы, однако требуется уточнение соотношение объема и интенсивности силовых упражнений на каждом этапе процесса подготовки.
3. Оценка спортивной подготовки спортсмена.


Повышение спортивной формы и ее реализация в максимально возможных результатах является основной целью тренировки в соревновательном периоде [4]. Для этого периода характерно снижение доли вспомогательных упражнений и общего объема нагрузки до уровня минимальной достаточности, но при этом повышается объем и интенсивность специализированных упражнений [1].

Имеется небольшое количество работ основанных на исследования возможностей применения данного метода в тяжелой атлетике [9]. В некоторой степени это обусловлено сложившимся мнением о том, что применение интервального метода характерно для развития выносливости спортсменов в циклических видах спорта. В этой связи исследование проблемы повышения интенсивности и специфичности тренировочной нагрузки при подготовке квалифицированных тяжелоатлетов (спортсменов ациклического вида спорта) с целью развития их скоростно-силовых способностей является актуальным.

Одним из факторов, способствующих совершенствованию эффективности спортивной подготовки тяжелоатлетов, является планирование тренировочной нагрузки в различные периоды подготовки [4].


Выявлены три варианта построения нагрузки с характерными параметрами ее изменения:

- короткие - с преобладанием интенсивных нагрузок специализированных средств при умеренном объеме (характерные для квалифицированных тяжелоатлетов);

- средние - с вариативным построением нагрузок средней интенсивности и объема (характерные для атлетов средней квалификации);

- большие - с преобладанием объема нагрузки и умеренной интенсивности (характерные для атлетов низкой квалификации).

Продуктивными оказываются все варианты при условии, если они учитывают особенности реакции организма спортсмена на энергетическую или информационную составляющую соревновательного результата.

Физические упражнения, применяемые в тренировке тяжелоатлетов, условно разделены на две группы средств - специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) [6]. В литературе специалисты единодушны относительно положительного влияния средств СФП на рост спортивного результата [12], в то время как относительно влияния средств ОФП суждения весьма противоречивы (от положительного, до негативного). В связи с этим, отношение к методикам тренировки, рекомендующим различное включение парциальных нагрузок данных групп средств у тренеров так же не однозначно. В то же время авторы единодушно отмечают факт положительного влияния средств ОФП на возрастное развитие юношей и консолидацию функций [9].

Вариативное построение тренировочного процесса, формирующее высокий уровень специальной физической и технической подготовленности тяжелоатлета, требует применения как специальных, так и вспомогательных методов для формирования специфической нагрузки. К ним можно отнести методы частично моделирующего упражнения (вспомогательные), в которых соревновательная деятельность моделируется лишь фрагментарно, и методы целостно-приближённого упражнения (специальные и классические), где моделируются соревновательные действия и сопряжённые с ними параметры нагрузки [7].

В силовых видах спорта интенсивность нагрузки выражается средним весом штанги, поднятым в течение микроцикла, мезоцикла и макроцикла. Сопоставимым безразмерным критерием интенсивности нагрузки в тренировочном занятии, как и в отдельном упражнении, может служить усредненная относительная интенсивность.

Существенно взаимосвязаны «внешние» и «внутренние» параметры нагрузки: повышение интенсивности и объема приводит к функциональным сдвигам. Сравнительные показатели реакции «внешних» и «внутренних» параметров на

воздействия нагрузки зависит от уровня квалификации, функционального состояния, пола, возраста, других индивидуальных особенностей [11].

У квалифицированных атлетов при подготовке к соревнованиям доминирующим параметром нагрузки является интенсивность. Наиболее эффективно развивают силу отягощения в диапазоне 80-90% от максимального. Была найдена прямо пропорциональная взаимосвязь между величиной среднего веса штанги и эффективности силовой подготовки [1]. Особенно важна высокая интенсивность в соревновательных и специально-подготовительных упражнениях, потому как задачей идет подготовка максимальных результатов именно в этих упражнениях. Количество специализированных упражнений тем выше, чем ближе соревнования. Спортивные достижения тяжелоатлетов находятся в тесной взаимосвязи с интенсивностью нагрузки. Повышение нагрузки имеет определенные пределы, и здесь возникает проблема поиска возможностей повышения интенсивности, не вызывая перенапряжения функциональных систем организма спортсмена и не нарушая рациональной техники движений [1].

Интервал отдыха между подходами и упражнениями тоже является важным компонентом интенсивности тренировочной нагрузки. Данный компонент в недостаточной степени изучен в поле теории и методики подготовки тяжелоатлетов. Л.С. Дворкин (2005) указывает на тот факт, что интервал отдыха между подходами, упражнениями, тренировочными занятиями служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок.

В силовых видах спорта, как правило, интервалы отдыха между подходами не имеют строгой регламентации. Однако это непрактично, во-первых, контроль времени помогает поддерживать дисциплину тренировочного процесса; вовторых, за единицу времени выполняется большее количество упражнений; втретьих, обеспечивается выполнение принципа вариативности [11].

По мнению ведущих ученых, повышение интенсивности тренировочной нагрузки посредством увеличения количества подъемов максимальных отягощений в рывковых и толчковых упражнениях в соревновательном периоде подготовки способствует повышению соревновательных результатов [8]. Выполнение подобной работы в большом объеме возможно только квалифицированными тяжелоатлетами, обладающими высоким уровнем технического мастерства. Однако повышение количества подъемов в режиме максимальной интенсивности вызывает быстрое утомление, что в свою очередь отрицательно сказывается на технике выполнения движения, а также часто приводит к патологическому состоянию перенапряжения [10].



Заключение


Выводы и практические рекомендации [2]:

  • Для начальной подготовки юного тяжелоатлета эффективными среднемесячными тренировочными объемами являются: в «рывке» и «толчке» 400 подъемов штанги при коэффициенте интенсивности 12%, в упражнениях тяги, приседания, жимов, наклонов - до 600 подъемов.

  • Объем силовой подготовки у начинающих атлетов на этапе начальной специализации целесообразен в объеме -60% от общего объема тренировочной работы в микроцикле.

  • В период начальной подготовки целесообразно разделить специальные и вспомогательные упражнения.

  • В микроциклах объем долей тренировочных нагрузок следующий: рывковые - 20%, толчковые - 20%, приседания - 25%, тяги рывковые и толчковые - 20%, жимовые - 5%, наклоны - 10%.

  • В мезоциклах рекомендуется планировать общий объем 1000 -1100 КПШ. Объем силовой нагрузки в подготовке 600-650 (КПШ).

  • В начальный период специализации необходимо применять такой вес, чтобы величина усилий составляла за один подход: в рывке и толчке - 70-75%, а в силовых упражнениях - 90-100% от максимального уровня классического упражнения.

  • Упражнения на тренировке следует выполнять методом максимальных усилий: в упражнении с 50-55% весами - 5-6 раз, 70-75% - 4-5 раз, а с 90-100 - 110% весами -3-4 раза.

  • Выполнять упражнения на максимальный результат следует раз в два месяца после прохождения двухмесячной тренировочной программы.

  • Тренировку следует проводить не более 90 минут и вариативно: нагрузка большая, средняя, большая.

  • На выполнение технически простых упражнений с невысокой интенсивностью пауза отдыха должна составлять - 30-90 секунд, а в технически сложных упражнениях паузы между их выполнением - 2 минуты .


Список литературы


  1. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Дворкин. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Советский спорт, 2006. - 396с.

  2. Киевская О. Г., Ерохова Н. В., Чуракова А. В. Дифференцированный подход при построении тренировочной программы для тяжелоатлетов 16-17 лет //Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – №. 8-3 (98). – С. 52-56.

  3. Котин А. В. Учебно-тренировочный процесс в модели современного образования //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сб. ст. МНПК. Уфа: Омега Сайнс. – 2018. – С. 120-122.

  4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советский спорт, 2004. - 464с.

  5. Лутовинов, Ю.А. Взаимосвязь максимальных достижений в рывке и толчке с вспомогательными упражнениями юных квалифицированных тяжелоатлетов различных групп весовых категорий / Ю.А. Лутовинов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). – Харьков, 2007. – N 2. – С. 28-36.

  6. Медведев, А.С. Проблема дальнейшего совершенствования методики тренировки тяжелоатлетов на современном этапе/ А.С. Медведев // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №12. – С. 32 – 35.

  7. Мишустин, В.Н. Дифференцированное планирование предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов на основе учёта показателей специальной подготовленности и функционального состояния [Текст]: автореф. дис.… канд. пед. наук: 13.00.04 / Мишустин Ярослав Эдуардович. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 23 с.

  8. Полетаев, П.А. Анализ техники тяжелоатлетов в рывке при однократном и двукратном подъемах штанги с максимальной и близкой к максимуму нагрузкой / П. А. Полетаев, Х. Кампос, А. Квеста // Теория и практика физической культуры. – 2005. - №11. – С. 53-60.

  9. Сулейманов, Н.Л. Методика скоростно-силовой предсоревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов: диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. Наук. – Волгоград: ВГАФК, 2008.- - 145 с.

  10. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. - 20 с.

  11. Ткачев П. В., Даянова М. А. Тренировочная нагрузка тяжелоатлетов как фактор повышения результативности в тяжелой атлетике //Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сборник статей. – 2018.

  12. Тяжелая атлетика: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2005. – 108 с.

  13. Урженко Н. В., Угольникова О. А., Шварцкопф Е. Ю. Моделирование основ учебно-тренировочного процесса: традиционный и инновационный аспекты //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. 3. – №. 1 (9). – С. 15-20.

  14. Ширшова Е. О., Глинчикова Л. А., Маркелов Д. В. Значение планирования и содержание учебно-тренировочного процесса в тяжелой атлетике //Размещено в РИНЦ по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета им. ИА Бунина от 28.01. 2021, протокол № 1 Редакционная коллегия: АА Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, директор института. – С. 147.

  15. Экспериментальная апробация построения годичного цикла тренировки тяжелоатлеток на основе новых форм организации тренировочного процесса Фильгина Е.В. // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 17.