ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ивановский филиал РАНХиГС
Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция
Образовательная программа – «Государственно - правовой профиль»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
на тему: «Оказание услуг как объект гражданских прав»
Автор работы: |
студентка 2 курса, группы ДЮ - 20/1 |
очной формы обучения |
Малышева Анастасия Дмитриевна |
подпись______________________________ |
|
Научный руководитель курсовой работы: доцент кафедры гражданского права |
Денисова Екатерина Леонидовна |
Подпись_________________________ |
«___»_________________2022г. |
Иваново, 2022 г.
Содержание
С.
Введение
Актуальность. Вопросы, касающиеся оказания услуг, а также их роль в системе гражданского права, всегда являлись важным элементом, характеризующим всю гражданско-правовую систему.
Понятие услуг, вещных прав и их реализация – все это является особенно важным для рассмотрения в рамках данной курсовой работы. Они являются неотъемлемой частью в рамках гражданского права и закреплены в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Именно данные механизмы обеспечивают реализацию гражданам принадлежащие им права и полномочия в сфере оказания услуг. При изучении данной темы проводится анализ и теоретическое обоснование по данной теме.
Рассмотрение данной проблемы происходит не только во внешнем аспекте, но также как отдельное явление, которое находится в связке с вещным правом. Гражданский Кодекс, будучи источником гражданского права не представляет собой исключения. Кроме того, важно учитывать, что этот нормативный правовой акт будет главным объектом в данной курсовой работы, так как с помощью неё непосредственно можно делать анализ.
Объект и предмет. Объектом данной курсовой работы будут выступать гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере услуг. Предметом исследования выступили нормы гражданского права, регулирующие общественные отношения в сфере оказания услуг.
Библиографический обзор. В целях раскрытия темы курсовой работы были изучены научные статьи и нормативно-правовые акты.
Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение особенностей оказания услуг как объекта вещных прав и рассмотрение актуальных проблем на сегодняшний день. Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих основных задач:
1) Дать теоретическое обоснование и классификацию конституционных прав
2) Рассмотреть и проанализировать их значимость
3) Установить особенности их возникновения
4) Выявить проблемы, которые могут возникнуть в обществе при соблюдении конституционных прав.
Источниковая база. Для детального раскрытия темы в том числе использовался текст Гражданского Кодекса.
В курсовой работе применены такие методы исследования как:
1) Исторический и документальный анализ. Деление объекта на составные части в целях изучения особенностей.
2) Синтез. Объединение данных в единое целое.
3) Классификация. Распределение информации на основе сравнения.
4) Обобщение. Выявление общих свойств и признаков.
Структура работы определяется основными целями и задачами исследования и включает: введение, обоснование актуальности темы, основную часть, состоящую из двух глав. Первая глава посвящена общей характеристики услуги как объекта вещных прав. Во второй главе проводится анализ непосредственно касающийся не только реализации оказания услуг, но и выявление тех или иных возникающих проблем в гражданских правоотношениях.
В заключении даются ответы на поставленные во введении цель и исследовательские задачи и на основе полученных данных, формулируются выводы.
Глава 1. Теоретическое обоснование оказание услуг как объекта вещных прав
1.1 Понятие услуг, их характеристика и свойства
Понятие "услуга" в российском праве имеет размытые границы и может по-разному трактоваться учеными и практиками. В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, оказание услуг составляет самостоятельный предмет гражданского права, при этом являясь обязательным объектом. Стоит рассмотреть доктринальный взгляд на понятия услуга" и "специфические характеристики услуги".На современном этапе развития российского законодательства и правоприменительной практики, к сожалению, отсутствует единое понимание службы как объекта гражданства. С другой стороны, отсутствует должное теоретическое освещение основных вопросов, связанных с обязательствами по оказанию услуг, несмотря на то, что имущественные отношения, непосредственно связанные и сопутствующие оказанию услуг как объекту гражданства, продолжают быстро и активно развиваться. 1 октября 2013 года вступили в силу изменения в статью 128 Гражданского кодекса РФ, заменившие в качестве объектов гражданских прав "работы" и "услуги" на "результаты работ", "оказание услуг" и т.д.. В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и их видах. Основываясь на нематериальном характере услуги, Е.Д.Шешенин сделал вывод, что «предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров,
порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами»1. Согласно другому мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого. М.И.Брагинский предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.Изменения в экономическом обороте, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к существенному обновлению российского гражданского права. В правотворческой деятельности уделяется большое внимание категории услуг, в гражданском законодательстве появляются новые виды договоров об оказании услуг, ранее неизвестные отечественному правопорядку. Проявление аналогичной тенденции отмечается исследователями в зарубежных государствах, где в настоящее время стремительно растет доля услуг в имущественном обороте, вытесняя торговлю материальными вещами и технологией2. Изучение услуг как объекта гражданских прав может проходить по двум направлениям. В одном случае возможно выявление общих, характерных черт услуг и конструирование общего понятия услуги из анализа системы всех существующих в настоящий момент в данной правовой системе поименованных договоров на оказание услуг, а также определения специфики и влияния элементов основных (самостоятельных) договоров в обязательствах по оказанию услуг, вытекающих из смешанных договоров. Опасность, которая подстерегает исследователя на этом пути, связана с огромным разнообразием отдельных видов услуг и соответствующих договорных моделей, в множестве которых сложно выявить какие-либо Оказание услуг как объект гражданства характеризуется: включением конкретного указания на выполняемую деятельность; указанием на конкретный результат; эффектом, к которому должно привести оказание услуги, и/или моментом завершения услуги; потреблением услуги в момент оказания; результат, в зависимости от вида услуги, может иметь предметный результат или предшествует совершению действия, которое не имеет такого результата, причем факт достижения результата является скорее указанием на результат. В обязанности исполнителя может входить не только совершение определенных действий, но и представление результатов действий исполнителя заказчику (письменные консультации или разъяснения по юридическим вопросам, подготовка документов юридического характера, например, договоров). Для целей налогообложения услуги определяются как "деятельность, результаты которой не выражены в материальном выражении, но реализуются и потребляются в ходе осуществления этой деятельности". Между тем, роль услуг, одного из важнейших сегментов экономики, сегодня важна и значительна как никогда. В основном это связано с такими факторами, как активный рост научно-технического прогресса, развитие и усложнение производства и появление на рынке новых вариантов, продуктов и товаров.Услуги часто также рассматриваются с точки зрения финансовой состоятельности. Например, антимонопольное
законодательство включает такие категории, как финансовые услуги, страховые услуги, лизинговые услуги, банковские услуги и услуги, оказываемые финансовыми организациями и связанные с привлечением и размещением денежных средств юридических и физических лиц ("О защите конкуренции", статья 4 Федерального закона)3. Юридические услуги являются одним из видов субъектов гражданского права, и основным отличием услуг от других субъектов гражданского права является то, что они производны от обязательственного права. Следует отметить, что многие услуги в конечном итоге имеют достаточно конкретную форму и материальный результат, что по объективным причинам усложняет их отграничение от подрядных работ. В таких случаях мы считаем необходимым учитывать, что действия исполнителя услуг не направлены на создание нового товара или материала, но что услуги, непосредственно предоставляемые исполнителем, потребляются заказчиком в процессе их оказания. По этой причине такие услуги можно охарактеризовать как платные, предоставляемые на особых условиях. В экономической литературе сложился подход, согласно которому услуги, результат которых воплощается в товарах, называют материальными (производственными) услугами, а услуги, которые не оставляют осязаемого результата, называют нематериальными (непроизводственными) услугами4 последние, как правило, направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (так называемые личные услуги). В основе данных постулатов лежат выводы К. Маркса, который различал два рода услуг в зависимости от результата деятельности: "...услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара или труда, воплощенных в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара"5.
1.2 Отличие услуг от работы
В научной литературе непрерывно ведутся дискуссии о том, какова природа понятий "работы", "услуги", в чем их сходство и различие и как законодатель должен отражать их специфику в целях урегулирования соответствующих отношений. С принятием нового Гражданского кодекса РФ интерес к данной проблеме не ослаб, а, наоборот, усилился. И связано это, наряду с общими причинами, с важностью данных категорий, а также с тем, что в Кодексе была сформирована специальная Глава 39 "Возмездное оказание услуг". В этой главе приведен лишь примерный перечень услуг, в связи с чем наметившаяся тенденция к расширению этого перечня должна сопровождаться оценкой природы данного института в целом в сопоставлении с другими смежными институтами. Законодатель включил в число объектов гражданских прав работы и услуги (ст. 128 ГК). Термины "работы", "услуги" использованы в Кодексе в целом ряде глав и норм (ст. ст. 1, 2, гл. гл. 37 - 39 и др.). Тем не менее, в самих законодательных актах определение данных понятий отсутствует, в связи с чем приходится использовать метод филологического толкования для установления их научного значения и смысла. Филологически понятие "работы" толкуется многозначно. Одно из толкований исходит из смыслового поля: занятие, труд, деятельность
6. Взятое в этом значении понятие "работы" охватывает, включает в себя все виды предметно-практической деятельности, в том числе и услуги. При определении услуг акцент делается на то, что это действие, приносящее пользу, помощь другому7. Ясно, что в подобном контексте данные понятия связаны между собой так, что полезная для другого услуга выступает частным случаем (обратной стороной) работы. Если же речь идет о договорных работах и услугах, то есть тех, которые производятся и оказываются для других лиц - заказчиков, то, по мнению М. И. Брагинского, различие между понятиями "работа" и "услуга" не прослеживается и само их разграничение оказывается в значительной мере бесперспективным. Но, тем не менее, в гражданском законодательстве применяются они в разных значениях и с разным смыслом. В силу многозначности их содержания законодатель воспользовался этим при регулировании всего многообразия общественных отношений, которые складываются при выполнении работ и оказании услуг. Взятые в таком значении, они предстают теперь уже разными понятиями. И здесь важно учесть то обстоятельство, что упоминаемые в ст. 128 ГК РФ работы и услуги как объекты гражданских прав должны охватывать все возможные виды работ и услуг, опосредуемые законодательством. Для выполнения такой нагрузки соответствующие понятия должны иметь в известной мере общий (абстрактный) характер.
Понятием "работы" охватываются все виды подрядных работ, в том числе и деятельность, осуществляемая по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ (гл. 37 ГК) и по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК). В то время как Е.П. Грушевая, рассматривая обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях, приходит к выводу, что "услуга - это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности"8. В.С. Коляго,9 также отмечая дискуссионный характер вопроса относительно природы услуги, утверждает, что связывать услуги "с самим процессом труда как таковым - это коренная методологическая ошибка... услуга - экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом". Как видно из сказанного, в науке нет однородности рассматриваемой проблемы. Это могут быть вещи, деньги, иное имущество, имущественные права, ценные бумаги.