Файл: Оказание услуг как объект гражданских прав.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенность подрядной деятельности заключается в том, что ее результатом является имущество, могущее обращаться на рынке товаров (исключая объекты, изъятые из гражданского оборота). Поэтому на первый взгляд могло бы показаться, что законодатель, относя в ст. 128 ГК работы к объектам гражданских прав, допустил некоторую избыточность. Действительно, результаты работ рассматриваются как вещи, а они-то уж прочно и навсегда "прописаны" в законе как объекты гражданских прав. Однако, подобные колебания беспочвенны. Несмотря на важность сферы услуг в экономике, ее теоретическая концепция в России долгое время не получала своего развития и распространения. Такое положение, по мнению В.Н. Бугакова, связано с тем, что идеология марксистской теории отдавала предпочтение, прежде всего, материальному производству, а услуги практически не рассматривались как самостоятельная сфера10. И только в середине 60-х годов XX в. Э.М. Агабабьян, проводя анализ сферы услуг, приходит к выводу, что последняя представляет собой комплекс экономически однородных отраслей и видов труда, где труд по своей экономической природе является производительным, а продуктом труда является услуга, которая "принимает формы полезного эффекта, либо деятельности... при этом полезный эффект есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека"11. В целом соглашаясь с позицией автора, в то же время Н.А. Баринов останавливается и на спорных моментах, что полезный эффект услуги может проявляться не только в виде деятельности или воссозданной вещи, но также в форме вновь созданной вещи, и "в данном случае речь идет об овеществленном отношении, где реальная связь между людьми выступает как "естественное свойство вещи"12. Без понятия "работы" нельзя представить развивающийся объект подрядных отношений и, следовательно, саму подрядную деятельность. По характеру правового регулирования она существенно отличается от купли-продажи готовых товаров. Поэтому именно "работы" как "созидательную" стадию в развивающемся объекте подрядного отношения законодатель и выделил в качестве объекта гражданских прав.

Подобный объект характерен также для проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, хотя эти виды деятельности и имеют определенные особенности. Речь идет о том
, что начальная, промежуточная и конечная стадии развития объекта имеют идеальную форму. Задание заказчика, исполнение задания и передаваемая заказчику документация (проектная, технологическая, конструкторская, отчет о НИР и т.п.) есть не что иное, как новое знание, информация, которые могут впоследствии найти то или иное воплощение в конкретном материальном объекте. Результатом данных работ является идеальный объект, выраженный с помощью определенных знаковых систем (языковых, графических и т.п.) на материальном носителе и способный обращаться как товар. Товарные качества таковой объект приобретает не потому, что информация зафиксирована на определенном носителе, а потому, что она обладает стоимостью. Овеществленный результат подрядных работ, как и всякий товар, одновременно имеет и стоимость, и потребительную стоимость, тогда как идеальный результат (интеллектуальный продукт) обладает лишь стоимостью. Овеществленный результат образуется лишь вследствие практического воплощения, освоения интеллектуального продукта. Важно подчеркнуть, что овеществленный и идеальный результаты вышеназванной деятельности в принципе имеют самостоятельный оборот на рынке товаров.

Все сказанное позволяет рассматривать "работы" именно как имущественные объекты гражданских прав. Имущественную характеристику они приобретают вследствие товарности их результатов, способных становиться предметом (объектом) купли-продажи и иных сделок. К объектам гражданских прав согласно ст. 128 ГК отнесены также услуги: транспортные, экспедиционные, иные (возмездное оказание услуг). Особенностью транспортных и экспедиционных услуг как объектов гражданских прав является оказание их в сфере предметно-практической деятельности при отсутствии результата в виде вещи, товара, пригодного к продаже. Не создавая нового вещного результата, транспортная услуга, тем не менее, имеет своим следствием некоторые изменения в вещно-предметном мире: грузы, пассажиры, почта и багаж перемещаются в пространстве. Потребительная стоимость услуги определяется ее ценностью для грузовладельца, пассажира, отправителя почты и багажа. Стоимость же подобной услуги проявляется в затратах общественно необходимого труда на перевозку (экспедирование) соответствующих объектов. Величину стоимости возможно установить на основе транспортных тарифов, цен на транспортно-экспедиционное обслуживание. При грузовых перевозках стоимость находит прямое выражение в повышении цены перевозимых товаров. Наличие стоимости и потребительной стоимости услуги позволяет, на наш взгляд, относить услуги, как и работы, к имущественной группе объектов гражданских прав. Как справедливо отмечает Д. Степанов, по общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство - трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т.е. производителя.



Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем обычно совмещены во времени. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься - в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания. Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг.Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином "моментальная потребляемость услуг". Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах. Все отмеченное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги - неустойчивости ее качества13.

Исходя из всего вышеизложенного – как отличить результат деятельности, полученный от услуги от результата работы и как разграничить услуги и работы? Различие между ними следующее: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат; исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат. Разграничение по указанному признаку является, бесспорным, единственным и отражается в ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что лицо, которое выполняет работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику. При не достижении результата работа не считается исполненной. На основании пункта 1 статьи 715 ГК РФ заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу, его интересует доброкачественный результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п.1 ст.779 ГК). Так же будет определенный результат от услуги, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. Можно говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь.


Поскольку для заказчика услуги важна операция, он может вмешиваться в осуществление деятельности исполнителя, чего нет в работах. Потребителю необходим эффект от услуги. Но существует немало договоров по оказанию услуг, в которых не достижение эффекта не влияет на исполнение обязательства (комиссия, поручение, оказание юридических, образовательных, медицинских услуг). Их стороны могут только желать достижения эффекта, а будет, достигнут он или нет - от их воли зачастую не зависит. Исключение составляют услуги по перевозке, исполнение которых связывается с достижением не материализованного эффекта – перемещением из одной точки пространства в другую предметов или людей.

Глава 2. Анализ качества оказания услуг как объекта вещных прав

2.1 Анализ качества оказания услуг

Анализ соответствующих правовых норм в области оказании услуг выявляет определенные проблемы. В данном разделе представлена подробная информация о них. Одной из важнейших проблем предоставления услуг в рамках гражданско-правового поля является отсутствие единого определения. Идут споры об определении договоров возмездного оказания услуг, поскольку гражданско-правовая категория "услуга", и регулирование отношений в сфере услуг некорректно. Например, пункт 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит неисчерпывающее перечисление услуг, оставляя место для включения других видов деятельности и, таким образом, "используя нормы других институтов". Поскольку определение услуги не определено и не регламентировано законом, могут использоваться как общие положения о трудовых договорах, так и положения о договорах на оказание услуг по домашнему труду, которые совершенно различны. Следующий вопрос касается характеристик услуги, то есть наличия исполнителя услуги и его или ее личных характеристик, таких как опыт, знания и компетентность. Однако не все услуги соответствуют личности поставщика услуг. С другой стороны, мы считаем, что статья 780 Гражданского кодекса РФ в корне неверна, поскольку ставит оказание услуг в прямую зависимость от личности услугодателя. Я считаю, что эта проблема должна быть решена путем внесения поправок в указанную статью. По моему мнению, отказ от строгой зависимости лица от поставщика услуг не только позволяет в определенных случаях заменить поставщика услуг, но и позволяет облегчение и расширение предпринимательской деятельности исполнителя путем внесения в договор особых условий, а также замещения исполнителя в регулировании. Особенно актуальной такая поправка будет для тех, кто оказывает услуги, где личность исполнителя не выполняет ключевой роли для проведения оценки качества потребительских свойств услуги, а оказывает чисто техническую услугу (например услуги связи). Серьезной проблемой правовой сферы оказания услуг является отсутствие четкого порядка проведения расчетов между сторонами. На сегодняшний день порядок оплаты услуг исполнителя не определен, что заставляет заказчика и исполнителя проводить оплату согласно условиям заключенного между ними договора, и создает дополнительные неудобства и нервозность у сторон договора возмездного оказания услуг.Еще одной проблемой в отношении предоставления услуг является отсутствие установленных законом сроков для контрактов на предоставление услуг. Это связано с тем, что не всегда допустимо использовать договорные положения о сроках для услуг по платным контрактам. Помимо начального и конечного сроков оказания услуг, часто важны промежуточные сроки, которые относятся к промежутку времени между исполнителем и заказчиком. Примеры включают предоставление медицинских и образовательных услуг.С другой стороны, существует также ряд услуг, которые выполняются с явной целью достижения определенного результата или эффекта. Также нарушением прав клиента является отсутствие ответственности провайдера за ненадлежащее качество предоставленной клиенту услуги. Основной проблемой при оказании услуг в рамках гражданско-правовых отношений является возможность
одностороннего отказа как со стороны клиента, так и со стороны исполнителя.
2.2 Реализация оказания услуг
Постоянное развитие имущественных отношений и появление новых видов услуг на фоне диверсификации услуг потребовало от законодателя создания особого правового режима, основанного на главе 39 ГК РФ, который объединил все отношения, связанные с оказанием услуг в той или иной форме, которые прямо не были предусмотрены в ГК РФ. Что касается самих услуг, то они являются одним из самых вовлеченных субъектов гражданского оборота. Следует отметить, что в научной юриспруденции гражданское законодательство должно учитывать "современный характер предметов, регулируемых гражданским правом, в частности имущественных отношений в их статическом и динамическом состоянии", и должно обладать определенной степенью правовой регламентации.Для более быстрого и качественного регулирования отношений в сфере возмездного оказания услуг, считаю целесообразным объединить правовые институты, регулирующие данные отношения в единую главу (либо раздел) в структуре гражданского кодекса, в рамках которого, взяв за основу главу 39 ГК РФ, можно было бы создать что-то иное, которое бы объединяло и регулировало общие для всех договоров возмездного оказания услуг, нормы. В этой главе был проведен довольно подробный анализ основных проблем оказания услуг в гражданском обороте, предложены свои способы их решения, а также рассмотрены предложения по совершенствованию оказания услуг как объектов гражданского права.

Заключение

Конституционные права и свободы человека и гражданина являются одним из самых важных аспектов социальной действительности, в которых находят свое проявление все ценности общества. Они определяют сущность и содержание политической сферы, которая выполняет регулятивные функции и влияет на все стороны социальной жизни и на деятельность общественных и государственных институтов.

Конституционно-правовой статус личности выражается в содержании конституционных прав и свобод, а важнее всего в признании их прав и свобод как людей и, следовательно, как граждан.

Проведя анализ в данной курсовой работе, мы смогли выявить, что конституционные гарантии прав и свобод гражданина являются сложными, но достаточно высокими. Они базируются на формальных основах конституционного строя РФ, определяют, закрепляют и защищают все основные права и свободы человека и гражданина. Именно Конституция России служит универсальным источником, обеспечивающим гарантии политических, социально-экономических, духовных и личных свобод человека и способствует их процессуальному оформлению. Закрепленные в ней законодательные нормы обеспечивают: равные условия осуществления гражданами своих политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и обязанностей; гарантии уважения прав и достоинства человека и других лиц; защиту жизни, достоинства и прав других лиц, их половой неприкосновенности и половой свободы; защиту чести и достоинства личности; собственность (в том числе частную), свободное перемещение; безопасность личности и общества, неприкосновенность личной жизни, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту