ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА «РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»
Цели урока:
-
познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. -
развивать умения учащихся извлекать необходимую информацию из разных источников; соотносить единичные исторические факты и общие явления; анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать предлагаемые исторические факты, суждения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения; -
способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность.
Оборудование:
презентация, раздаточный и дидактический материал (приложение 1, приложение 2)
Ход урока.
-
Орг. Момент
Проверка готовности к уроку
Эмоциональный настрой
-
Проверка домашнего задания
В XIII веке Русь оказалась в тяжелом положении. Что это означает?
(Русь подверглась нападению с двух сторон: с Востока (Монголо-татары) и с Запада (крестоносцы)
Давайте вспомним материал и выполним несколько заданий.
-
Разминка «О чем или о ком идет речь»
1) “В степях недалеко от Азовского моря грянуло сражение. Русские войска действовали разрозненно, никто из князей не видел общего хода боя, не почиталось за нужное прийти на помощь соседям в трудную минуту, предупредить об опасности. Напротив, татарские полководцы воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в бегство половецкая конница накатилась на позиции неготового к бою русского лагеря. Воцарилась невообразимая сумятица. С большими потерями русские ратники оставили поле боя, преследуемые татарами…” (Битва на Калке, - !!! – попросить выйти к доске и показать дату этого события, 1223 г.) (обратить внимание – половцы – прежние враги!)
2) Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука …
Свое соседство с ним кляня. (показать дату начала нашествия – 1237 г.)
3) Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская …
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
4) К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю …
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»
5) С высокой колокольни вниз
С младенцем сбросилась …….
И чашу смертную до дна
Испив от горького начала,
В огне на площади она
Батыя мёртвая встречала.
6) “На обратном пути в степи Батый решил захватить еще один город. В 7-недельных боях за город Батый потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько знатных татарских военачальников. Жители города не только оборонялись, но и вышли в поле на открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в живых жителей истребили поголовно, а город прозвали…” («Злым городом», Козельск)
7) “Рано утром в конце ноября этого страшного года тревожно зазвонил вечевой колокол. Он звонил упорно, настойчиво, своим звоном поднимал горожан, призывая идти, не мешкая, на площадь перед собором св. Софии. Все собрались на холме, с которого открывался вид на далекие просторы степей. Там, вдалеке, откуда восходило солнце, виднелись черные дымки. “Что это, камыши горят?” - спрашивали одни. “Нет, это татары греются у костров”,- отвечали другие. (Киев).
Слово учителя: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность).
-
Тестирование.
-
В декабре 1237 г. монголы вступили в пределы Рязанского княжества. (Да) -
Получив известие о вторжении шведов, Александр проявил себя решительным и смелым военачальником: с одной дружиной и немногочисленными ратниками-новгородцами неожиданно напал на шведский лагерь. (Да) -
Великий князь владимирский Юрий Всеволодович помог Рязани отразить удар монголов. (Нет) -
Невская битва закончилась вничью, стороны заключили перемирие. (Нет) -
После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. (Да) -
В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд. (Да) -
В 1243 г. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище. (Нет) -
Вслед за взятием Владимира Батый уходит с северо-востока. (Нет) -
Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. (Да) -
В битве у Сити русские были разбиты, великий князь погиб. (Да)
“ДА” - 1, 2, 5, 6, 9, 10. М-Т нашествие - 1, 3, 5, 8,10.
“Нет” - 3, 4, 7, 8. Нашествие крестоносцев – 2,4, 6, 7, 9.
(Взаимопроверка)
Критерии оценивания:
Правильно 8 – “отлично”.
Правильно 6-7 – “хорошо”.
Правильно 4-5 – “удовлетворительно”.
-
Формулировка темы урока и целей
Слово учителя:
Что принесли Монголо-татары на Русь? Каковы были последствия монгольского нашествия?
(князья не смогли объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда).
Вошли ли русские земли в состав Золотой Орды?
(Русские земли не входили в Золотую Орду, но они от неё зависели, были под её властью)
Объявление темы урока, запись темы в тетрадь
Ребята, какие цели вы можете выделить, опираясь на тему урока?
(познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники)
Молодцы, ребята! Будем стремиться к достижению этих целей!
Ребята, исходя из целей урока, давайте наметим план
-
Золотая Орда. -
Ордынская власть на Руси. -
Трудный выбор русских князей.
А изучать новую тему мы будем, работая с текстами исторических документов.
ЗАДАНИЕ НА УРОК
Монголо-татарское нашествие историки оценивают по-разному. Сегодня существует две точки зрения по поводу взаимоотношений Руси и Орды.
Первая – традиционная – утверждает, что монголо-татарское иго было и принесённые им бедствия достаточно велики.
Вторая придерживается противоположного мнения – нашествие Батыя на Русь можно считать небольшим кочевническим набегом: никакого ига на Руси не было; более того Русь с ордой заключили взаимовыгодный союз, причем монголы даже оберегали русские княжества от нападений и помогали в борьбе с врагами.
В ходе урока выберите ту точку зрения, которую вы разделяете, и аргументируете её.
-
Основное содержание урока.
-
Золотая Орда
- Благодаря чему монголо-татары смогли завоевать русские земли?
- Давайте выясним, как было организовано монгольское войско?
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ (текст разный у всех учащихся)
-Благодаря сильной, дисциплинированной армии монголы смогли завоевать огромные территории.
На завоеванных государствах монголо-татары основали государство.
-Как оно называлось?
В государство вошли земли волжских булгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. РАБОТА ПО КАРТЕ.
- Какой город стал столицей этого государства?
- В исторических источниках Батый назван безбожным, нечестивым. Как вы думаете почему? Какая религия была у монголо-татар?
(Государственной религии у монголо-татар не было. Они были язычниками. Но постепенно среди монголо-татар стало распространяться христианство и ислам. Ханы допускали религиозную свободу, каждый был волен сам выбирать себе веру. Но по мере укрепления ордынского государства понадобилась единая религия. С её помощью хан намеревался укрепить страну. Поскольку Орда располагалась на землях где исповедовали ислам, то мусульманство в XIV веке стало государственной религией в Орде).
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
-
Ордынская власть на Руси.
-Русь стала вассалом Золотой Орды, но не вошла в её состав. В чем же выражалась зависимость? У вас на столах лежит документ, в котором описываются взаимоотношения Руси и Орды. Прочитайте текст документа и ответьте на вопрос: Какие отношения сложились между Русью и Золотой ордой?
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДОКУМЕНТА.
Вопросы по документу:
- Какие отношения сложились между Русью и Золотой ордой?
- В чем проявилась политическая зависимость Руси от Орды?
- Зачем русские князья должны были ездить в Золотую Орду?
- Что такое ярлык?
(запись определения в тетрадь)
- В чем проявилась экономическая зависимость Руси от Орды?
- Кто такие баскаки? (сборщики дани)
- Что такое ордынской выход? (регулярная дань, которую собирали монголо-татары на Руси)
Трудное время переживал русский народ, но, несмотря на тяжесть своего положения, люди слагали песни, в которых отражали не только радости, но и горести.
Я зачитаю отрывок из народной песни о Щелкане, а вы должны определить его должность.
“Брал он млад Щелкан
Дани-выходы, царские невыплаты.
С князей по сто рублей,
С бояр по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт”. (Баскак)
Вы увидели из песни – чем же брали дань монголо-татары? (Деньги, люди)
На основе изложенного сделайте вывод: В чем же выражалась зависимость Руси от Золотой Орды?
- получение ярлыка; - сбор дани;
- тяжелые повинности: принимать кормить, содержать многочисленных ордынских послов со свитами;
- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.
Т. О. главная цель монголо-татар – это использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Вставьте пропущенные слова в текст
Государство монголо татар называлась ________________. Столицей этого государства был горой _________________. Русские князья ездили к хану на _____________. Хан выдавал князьям _________. С русских земель ордынцы собирали ежегодную дань, которая называлась ___________. Наблюдали за сбором дани ____________. Кроме постоянной дани взимались ______________ платежи. __________________ была освобождена от дани. Еще одной повинностью была обязанность _____________________в монгольское войско.
Самопроверка. Выставление оценок.
Критерии оценивания:
Правильно 8-9 – “отлично”.
Правильно 6-7 – “хорошо”.
Правильно 4-5 – “удовлетворительно”.
-
Трудный выбор русских князей.
В жизни человека и в жизни человечества иногда наступают переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. Настало такое время и у князей. Какой выбор должны были сделать русские князья в отношениях с Золотой Ордой?
Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в борьбе с монголо-татарами. Другие наоборот, считали разумным подчиниться Орде. Как же поступали князья на самом деле. Давайте познакомимся с деятельностью некоторых из правителей того времени: это Александр Невский и Михаил Черниговский.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДОКУМЕНТА (по группам – по 3 человека)
??? Выбор какого князя вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период? Докажите свою точку зрения.
(Действительно, действия А. Невского в тот момент, были самыми разумными. Он смог оградить Новгородскую землю от разорительных набегов ханов, и не допустить появления у её границ западных завоевателей
-
Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Возвращаемся к вопросу заданному в начале урока.
В настоящее время существует две точки зрения по поводу взаимоотношений Руси и Орды.