Файл: Курсовая работа юридическая ответственность в праве социального обеспечения. Пм. 01.rtf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 496
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридическая ответственность тесно взаимосвязана с методом правового регулирования, который выступает одним из важных критериев отраслевой дифференциации в праве.
Наравне со сказанным в праве социального обеспечения, представляющее собой довольно специфический метод общественных отношений в сфере распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению уполномоченными органами в порядка социального обеспечения и социального страхования денежных выплат, лекарственной и медицинской помощи, социальных услуг или льгот по нормам и в порядке, определенном законом, а также отношения по защите, реализации, восстановлению конституционного права на социальное обеспечение, институт юридической ответственности не получил существенного развития.
В. А. Тарасова и Р. И. Иванова рассматривали это в качестве существенного проблема в действующем законодательстве, который оказывает значимое влияние на полноту юридических гарантий в процессе осуществления прав граждан в социальном обеспечении.
Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день положение вещей по большей части остается таким же, тем не менее, меры ответственности за правонарушения в праве социального обеспечения стали куда более многообразными, что привело к появлению более активного научного интереса по отношению к ним.
По своей правовой природе подобные меры различны: положения включены не только в законодательством об административной или уголовной ответственности, но в том числе и в законодательством о предоставлении гражданам различных видов социального обеспечения.
С. С. Маслов в специальном исследовании сделал вывод о том, что юридической ответственностью в социальном обеспечении является фактическое претерпевание правонарушителем лишения имущественного характера, который предусмотрены санкций, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права, о чем уже было сказано ранее. Общепризнанным является тот факт, что в праве социального обеспечения нет репрессивных санкций, но в это же время присутствуют правовосстановительные наравне с правоограничительными.
Правовосстановительные санкции выражены в обращении имущественных взысканий непосредственно на граждан, которые по причине совершения действий виновного характера незаконно получили какое-то социальное представление.
В частности, согласно с положениями Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» на застрахованных лиц возлагается обязанность по своевременному предъявлению страховщику документов, которые содержат достоверные сведения, и, являются при этом основанием для назначения, а также выплаты страхового обеспечения, которое предусмотрено федеральным законодательством о конкретном виде обязательного социального страхования.
В развитие этих положений необходимы нормы закреплены в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Есть они и в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который непосредственно связан с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Названный законодательный акт, в свою очередь, предусматривает, что получатели пособий обязаны своевременно извещать назначающие их органы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров таких пособий или прекращение их выплаты. В противном случае излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя (либо взыскиваются с него в судебном порядке при прекращении выплаты пособия), но только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособий, на исчисление их размеров).
Подобные положения в себе содержит также и пенсионное законодательство. Ранее примером этому была ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которая закрепляла ответственность за достоверность сведений, являющихся необходимыми для установления, а также выплаты трудовой пенсии, предполагавшая возмещение Пенсионному Фонду РФ сумм, который были излишне выплачены вследствие недобросовестности субъектов пенсионных отношений. Такого рода нормы теперь есть в ФЗ«О страховых пенсиях», который в законную силу вступил с января 2015 года.
В системе пенсионного страхования подобные нормы связаны не только с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», но также и с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно с положениями которого застрахованные лица при невыполнении ими собственных обязанностей и выплате в связи с этим фактом излишних сумм из бюджета ПФ РФ несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с положениями законодательства.
Так же, в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», которые по отношению к другим нормативно-правовым актам пока что не содержит таких норм, необходимо проявить повышенное внимание[19]. Учитывая приведенные разного рода положения из законодательных актов, следует признать, что положения Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» скорее являются исключением из общих правил.
Даже несмотря на то, в данном случае возможность взыскать подобный ущерб существует, так как в ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» закрепляется, что выплата пенсии, её доставка и непосредственное удержание из нее осуществляются в порядке, который предусмотрен для выплат, доставки, удержания из пенсии, назначаемой в соответствии с положениями законодательства.
Важно также упомянуть и положения Главы 60 Гражданского кодекса РФ, которые посвящены обязательствам по причине неосновательного обогащения. В ст. 1109 ГК РФ указано на то, что заработная плата и приравненные к ней пенсии, платежи, стипендии, пособия, возмещение вреда, причиненного здоровью или жизни, алименты и различные другие денежные суммы, которые предоставлены гражданину в качестве средств к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения только при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Действующее регулирование предполагает собой разного рода порядок реализации правовосстановительных санкций. В частности, согласно с положениями законодательства о страховании профессиональных рисков при сокрытии или недостоверности указанных застрахованных сведений, являющихся необходимыми для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, они в обязательном порядке должны возместить страховщику излишне понесенные расходы добровольно или же на основании решения суда.
В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указывается, что возмещение страховщику ущерба, который был причинен выплатой излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при предоставлении ему недостоверных сведений должен осуществляться виновным в порядке, который установлен законодательством РФ. К тому же, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагается наличие возможности внесудебного взыскания излишне выплаченных сумм пособи по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В отношении пособия по временной нетрудоспособности подобного специального порядка не предусмотрено.
Все сказанное дает основания полагать, что на современном этапе развития в законодательстве о социальном обеспечении сформулировано правило, в силу которого излишне выплаченные в результаты недобросовестности граждан суммы пособий, пенсий и других социально-обеспечительных выплат подлежат возмещению органу, по решению которого они предоставлялись. Такого рода положения обеспечивают единство в установлении правовосстановительных санкций, которые, все-таки отличаются друг от друга по порядку их непосредственной реализации.
Существуют также и иные подходы к разрешению данного вопроса. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи», при установлении органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах, которые ему принадлежат имуществе на праве собственности или же несвоевременного извещения об изменении отмеченных сведений заявитель может быть лишен права на получение социальной помощи на период, который устанавливается органами социальной защиты населения субъектов Федерации, но не более чем на период, в течении которого отмеченная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Такое регулирование, предусмотренное по отношению к социальной помощи, предоставляемое малоимущим гражданам за счет средств региональных бюджетов, обладает диспозитивным характером. Требования об обязательном удержании излишне выплаченных сумм в законодательстве не содержаться. Скорее всего, это обуславливается крайне низкими доходами получателей социальной помощи, несмотря на то, что в таком случае целесообразнее всего закреплять в законодательстве круг обстоятельства, непосредственное наличие которых предоставляет возможность освободить недобросовестных лиц из их числа от каких-то санкций. В противном же случае применение ст. 10 законодательства о государственной социальной помощи может оказаться недостаточно эффективным.
Данные выводы можно подтвердить и законодательством о социальном обслуживании населения, которое не предусматривает разного рода санкций к недобросовестным получателям социальных услуг. Данная особенность была свойственна не только Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который сегодня утратил силу, но также и закону «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который начал применяться только с 2015 г.
Вторым видом санкций являются правоограничительные. Они дифференцируются на две основные группы. Первая группа состоит из норм, которые направлены непосредственно на снижение размеров каких-то выплат или же продолжительности их предоставления. Самым ярким примером в данном случае является регулирование выплаты пособия по безработице. Согласно с положениями ст. 30 Закона РФ «О занятости населения», по общему правилу пособие по безработице должно выплачиваться уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, если они в течении года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем.
Но, во всех других случаях в силу ст. 30 законодательства о занятости пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. К числу граждан, которые получают пособие в данном размере, относятся следующие категории граждан: впервые ищущие работы; которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ; уволенным по любым иным основаниям в течении 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; граждане, которые были направлены органами службы занятости непосредственно на обучение и отчисленные за виновные действия. К тому же, для лиц, которые ранее не работали или были нетрудоспособными длительный период времени, не имевшие заработка, из которого могло бы быть начислено пособие, установление его в твердой сумме нельзя назвать санкцией, а единственно возможным способом определения величины пособия.
В отношении разного рода других, названных граждан, установление его в твердой сумме является не санкцией, а единственно вероятным способом определения величины пособия. В отношении других названных граждан установление пособия в твердой сумме следует рассматривать в качестве правоограничительной санкции.
Иным примером можно считать правила, которые предусмотрены законодательством о страховании профессиональных рисков, в соответствии с которыми установление при расследовании страхового случая факта грубой неосторожности застрахованного, которая оказывала содействие возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, влечет за собой уменьшение размера ежемесячных страховых выплат соответственно степени вины, но не более чем на 25%.
В законодательстве о страховании на случай временной нетрудоспособности есть также соответствующие положения. Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: нарушение без уважительных причин застрахованным лицом в период временной нетрудоспособности режима, который предписан врачом; его неявка без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или же на проведение медико-социальной экспертизы; травма или заболевание, которые наступили вследствие наркотического, алкогольного, токсического опьянения или же действий, связанных с подобным опьянением.