Файл: Курсовая работа юридическая ответственность в праве социального обеспечения. Пм. 01.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 495

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая группа правоограничительных санкций собой охватывает положения, закрепляющие основания непосредственно для отказа в предоставлении какого-либо вида социального обеспечения. В частности, в законодательстве о страховании профессиональных рисков отмечено, что вред, который возник вследствие умысла, застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, не подлежит возмещению. Законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности закрепляет, что основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности выступают: наступление временной нетрудоспособности по причине установленного судом умышленного причинения застрахованным вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности по причине совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Такого рода положения также предусмотрены и в пенсионном законодательстве. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в случае наступления инвалидности по причине совершения застрахованным умышленного уголовно наказуемого деяния или же умышленного нанесения ущерба собственному здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначалась социальная пенсия по инвалидности.

В законодательстве о трудовых пенсиях также закреплялось, что при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, которое повлекло за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, должна назначаться социальная пенсия по случаю потери кормильца. В Федеральном законе «О страховых пенсиях» правоограничения устанавливаются по отношению к пенсиям по случают потери кормильца в ряде следующих случаев: при совершении нетрудоспособными членами семьи умершего уголовно наказуемого деяния, которое повлекло за собой смерть кормильца и было установлено в судебном порядке, им назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца. Наравне со сказанным речь идет о том, что подобное преступление должно являться умышленным, уже не содержится.

В соответствии со ст. 8 законодательства о государственном пенсионном обеспечении, при наступлении инвалидности или же гибели кормильца из числа военнослужащих вследствие совершения им преступления инвалиду или иждивенцам умершего должна быть назначена социальная пенсия.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает ограничения для лиц, которые совершили противоправные действия, а также членов их семей, для граждан, которые были лишены специальных или воинских званий.


Все перечисленные примеры следует назвать иллюстрациями особенностей правоограничительных санкций в праве социального обеспечения, которые выражаются в том, что они устанавливаются за поведение, обычно на прямую не связанное с социально-обеспечительными отношениями. Подобным поведением граждане нарушают правовые предписания другой отраслевой принадлежности, в частности нормы трудового, уголовного, медицинского права.

Нельзя оставить без внимания и изменения, что произошли в Уголовном кодекса РФ, в который были в 2012 г. внесены изменения и включена ст. 159.2 УК РФ, которая сегодня устанавливает ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищении денежных средств или же другого имущества при получении пособий, субсидий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством, иными нормативно-правовыми актами, путем представления заведомо ложны и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, которые влекут прекращение этих выплат.

Из сказанного следует, что был предусмотрен специальный состав преступления, который установил уголовное наказание для недобросовестных получателей социальных предоставлений.

Таким образом, был предусмотрен специальный состав преступления, устанавливающий уголовное наказание для недобросовестных получателей социальных предоставлений.

Второй стороной правоотношений по социальному обеспечению является государство в лице различных органов исполнительной власти или же уполномоченных им субъектов, в компетенцию которых входит предоставление разного рода видов социального обеспечения гражданам, которые нуждаются в их получении.

Характеризуя ответственность государства в праве социального обеспечения, фактическим основанием этой ответственности можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска, необходимо отметить всю сложность этого вопроса, подробное изучение которого требует по отношению к себе специального научного исследования.

Виды ответственности государства довольно разнообразны, так как она является гарантом реализации права граждан на социальное обеспечение. К их числу, к примеру, относится конституционно-правовая ответственность, гражданско-правовая и некоторые другие.

Спецификой конституционно-правовой ответственности, которая выражается в признании законодательного акта неконституционным, следует назвать её наступление независимо от вины. Этот вывод основан на презумпции добросовестности законодателя, которая применяется в конституционном судопроизводстве.



Г. А. Гаджиев указывает на то, что в основу этой презумпции заложена довольно высокая вероятность того, что в процессе создания правовой нормы, законодатель стремился к тому, чтобы она не противоречила положениям Конституции РФ.

Законодательством устанавливается ответственность для тех субъектов, на которых непосредственно возложены разного рода обязанности, направленные на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Как указывают Э. Г. Тучкова, М. Л. Зарахов, относительно санкций, применяемых к иному субъекту, являющемуся органом, который предоставляет обеспечение, то в таком случае речь идет в основном не о санкциях, а об обязанности данного органа восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не смог в полной мере воспользоваться собственным правом. Тем не менее, санкции к соответствующим должностным лицам в подобных случаях применяются. Примером выступают меры административной и уголовной ответственности за невыплату отдельных видов социального обеспечения.

Ст. 145.1 УК РФ предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, а также других, установленных законодательством выплат. Эта норма содержит в себе три основных состава преступления. Первый собой охватывает частичную невыплату названных предоставлений более трёх месяцев, совершенную из корыстной или другой личной заинтересованности руководителем организации, физическим лицом, которое является работодателем, руководителем представительства, филиала, другого структурного обособленного подразделения организации, второй – полную их невыплату более двух месяцев указанным субъектами по тем же мотивам. Третий связывает совершение названных деяний конкретно с наступлением тяжких последствий.

Санкция статьи, учитывая тяжесть деяния, закрепляет разного рода виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или же заниматься определенной деятельностью, штраф, лишение свободы, принудительные работы.

Согласно со ст. 5.41 Кодекс РФ об административных правонарушениях, непредоставление на безвозмездной основе услуг, которые предусмотрены гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно и невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, другим родственникам, законному представителю умершего или же другому лицу, которое взяло на себя обязанность по осуществлению погребения умершего, влечет за собой наложение административного штрафа.


Крайне важное значение имеет статья 15.34 КоАП РФ. Последняя закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний.

Институт административной ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения активно развивается. В частности, в 2013 г. в КоАП РФ была включена ст. 6.30, в силу которой ответственность наступает непосредственно за невыполнение обязанностей об информировании граждан по поводу получения ими медицинской помощи в пределах программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также ст. 15.33.1 КоАП РФ, которая установила санкции за невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании относительно размещения в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Обе эти нормы начали применятся с января 2014 г. Это означает, что особая защита предусматривается не только для права на социальное обеспечение, но еще и для связанных с ним информационных прав. Реализация этих норм имеет определяющее значение для того, чтобы гражданин имел возможность воспользоваться собственным правом на социальное обеспечение своевременно, а также в полном объеме.

Следует упомянуть также об установленной действующим законодательством ответственности лиц, которые не выступают субъектами правоотношений по социальному обеспечению граждан, но при этом участвуют в процессе формирования и дальнейшей реализации права на социальное обеспечение. Так, ст. 15.10 КоАП РФ предусматривает санкции по отношению к банку, который не исполняет поручения государственного внебюджетного фонда.

В КоАП РФ закреплен широкий перечень статьей, которые гарантируют реализацию прав лиц с ограниченными возможностями. К примеру, ст. 5.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках или остановках мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. Ст. 9.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. Ст. 9.14 КоАП РФ содержит в себе санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, которые приспособлены для использования инвалидами.


Правонарушения, на первый взгляд, не связаны с реализацией права инвалидов на социальное обеспечение. Тем не менее, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» регламентирует особенности реабилитации инвалидов, которая представляет собой систему, а также процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к общественной, бытовой и профессиональной деятельности. К тому же, реабилитация направлена на устранение или же возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, что вызвано по причине нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, для социальной адаптации инвалидов, достижениям материальной независимости, интеграции в общество.

Базовые направления реабилитации инвалидов включают в себя основные в том числе социально-педагогическую, социально-средовую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

По существу, реализация права на социальное обеспечение для инвалидов будет неполной в отсутствие возможности социальной реабилитации, поэтому данные положения об административной ответственности также можно отнести к гарантиям защиты граждан из числа инвалидов от социальных рисков.

Вместе с тем имеющиеся в законодательстве меры уголовной и административной ответственности за непредоставление отдельных видов социального обеспечения и совершение иных правонарушений, препятствующих реализации права граждан на социальное обеспечение, требуют дальнейшего развития.

В качестве примера для иллюстрации этого тезиса можно обратиться к ст. 145.1 УК РФ. Так, не вполне целесообразным видится привлечение к уголовной ответственности в рамках одного состава преступления за невыплату как заработной платы, так и иных перечисленных в ст. 145.1 УК РФ сумм. Это объясняется тем, что все они имеют разную правовую природу, не совпадают правила их исчисления и назначения. При этом социальное обеспечение может предоставляться как в виде выплат, так и в виде услуг, а также в натуральной форме (лекарственное обеспечение). Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ, указанные виды социального обеспечения не охватывает.