Файл: Курсовая работа юридическая ответственность в праве социального обеспечения. Пм. 01.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 502

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсюда особое внимание должно быть уделено законодательному установлению полной юридической ответственности обязанного органа перед гражданином, так как нарушение со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан тяжкий (часто и фатальный) характер. Реализуя свое право на социальное обеспечение, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое, безусловно, должно подлежать защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком России.

Вышеизложенное свидетельствует, что юридическая ответственность, как формирующийся институт общей части права социального обеспечения должна найти свое дальнейшее развитие и должное закрепление в отраслевом законодательстве.


Глава III Анализ правоприменительной практики в области социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан

Предметом обобщения судебной практики стали дела о назначении гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, а также о включении в стаж работы периодов осуществления трудовой деятельности, перерасчете пенсии в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об установлении фактов, имеющих юридическое значение и другие дела, в том числе об обжаловании отказа пенсионного органа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обобщение проводилось путем выборочного изучения и анализа материалов гражданских дел, представленных по заданию краевого суда, рассмотренных федеральными судьями районных и городских судов за период с января по сентябрь 2010 года.

Анализ практики по рассмотрению гражданских дел, связанных с реализацией прав граждан РФ на трудовые пенсии, свидетельствует о том, что судами края изучено пенсионное законодательство и по основным вопросам выработан единый подход в правоприменении Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 73-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

Это обусловлено, прежде всего, неисполнением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им законодательством полномочий, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов и фактическим переложением указанных обязанностей на граждан, а в конечном итоге -- на суд, в который вынуждены обращаться граждане, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях, о включении периодов работы в стажи о перерасчете размера пенсии.

Сложившаяся практика назначения специальных пенсий обнажает несколько проблем. Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Большинство этих дел объединяет одно: в документах о трудовой деятельности истцов наименование выполняемой работы, должности, профессии или наименование учреждения не соответствует предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, определенные периоды работы не включаются территориальным органом пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств.



Однако обобщение судебной практики показало, что в целом суды при рассмотрении указанных гражданских дел правильно применяли нормы действующего пенсионного законодательства, полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, в частности, характер осуществляемой работником трудовой деятельности, условия ее выполнения, соответствие занимаемой должности и наименования учреждения Спискам профессий, должностей, учреждений.

Общая характеристика результатов рассмотрения споров, вытекающих из нарушений пенсионного законодательства. Для проведения обобщения были истребованы дела данной категории. На обобщение поступило 869 гражданских дел, из них:

- 233 дела (26,8%) -- по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с трудовой деятельностью на работах с тяжелыми условиями труда,

- 200 дел (23%) -по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности,

- 139 гражданских дел (16%) -по заявлениям граждан об установлении фактов, имеющих юридическое значение,

- 103 дела (11,9%) -- по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

- 59 дел (6,8%) -- по искам о включении в стаж периодов работы и о перерасчете пенсии,

- 47 гражданских дела (5,4%) -- иных категорий.

- 34 дела (4%) -- по спорам о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с трудовой деятельностью на работах с вредными условиями труда,

- 21 дело (2,4%) -- по иску о восстановлении срока на подачу заявления о выплате пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,

- 17 дел (2%) -- по искам об обжаловании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

- 16 дел (1,9%) -- связанных с назначением трудовых пенсий лицам, проработавшим в Районах Крайнего Севера.

Из всех поступивших дел следует, что заявленные требования удовлетворены полностью -- по 649 делам, что составляет 74,7%, частично - по 102 делам (11,7%), отказано в иске по 44 делам (5,1%), 28 заявлений (3,2%) оставлено без рассмотрения, по 9 делам (1%) производство прекращено.

В кассационном порядке обжаловано 50 решений, из них отменено - 11, из них с вынесением нового решения 10, что составляет 20 % от числа обжалованных и позволяет говорить в целом о правильном применении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дел данной категории и относительно высоком уровне стабильности вынесенных решений.


Анализ изученных дел показал, что в целом дела назначались и рассматривались судами в сроки, предусмотренные ст.154 ГПК РФ.

Нарушение сроков рассмотрения дел имело место по объективным причинам: вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, ходатайств сторон об отложении судебного разбирательства и как следствие отложение судом судебного разбирательства, привлечение к участию в деле иных лиц (соответчиков, третьих лиц), истребование судом доказательств по ходатайству истца. Обобщение судебной практики показало, что по 6 делам применение судьями ч.3 ст.39 ГПК РФ, предусматривающей истечение нового срока при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований, а также вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в целом приводит к фактическому рассмотрению дела в срок, превышающий два месяца. По 1 делу процессуальный срок пропущен в связи с длительным исполнением работодателем истца и архивом запроса суда о представлении доказательств.

При рассмотрении дел данной категории у судов возникал вопрос о том, с какого момента должна быть назначена пенсия истцу - с момента его первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением или со дня вынесения решения суда. Анализ практики по данной категории дел показал, что судами края возлагалась обязанность на территориальные органы Пенсионного фонда РФ назначить пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, разумеется, не ранее чем возникнет право на нее. Правильность такой позиции подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 07 июня 2006, в соответствии которым досрочная пенсия по старости должна быть назначена с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование не противоречит ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

Что касается подготовки дел к судебному разбирательству и порядка их рассмотрения, то суды всегда проводили подготовку дела к судебному разбирательству путем направления копии искового заявления ответчику и истребованию документов, послуживших основанием для отказа в назначении пенсии. Иногда судами назначалось предварительное судебное заседание. Обязанность по доказыванию в большинстве случаев, распределялась судами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в частности на ответчика возлагалась обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца -- наличие у него права на льготную пенсию.


При этом, суды, разрешая споры рассматриваемой категории дел, руководствовались Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», в частности, пунктом 6, согласно которому основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, принимались письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы; а так же в соответствии пунктом 29 вышеуказанного Постановления при отсутствии документов о работе не по вине работника допускалось подтверждение периодов работы на основании показаний двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждали работу гражданина. Между тем необходимо обратить внимание на следующее. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года Верховный Суд РФ указал, что согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Так, в Списках № 1 и № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 6 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и так далее. Например, в Списке № 1 (раздел 11, подраздел 5) предусмотрена рабочая профессия «машинист крана (крановщик), занятый на горячих участках работ», в Списке № 2 (раздел 33) - «маляр, занятый на работках с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».