ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта по учебному предмету «Математика» 4 класс

Тема: «Письменные приемы умножения на двузначное и трёхзначное число» (закрепление)

УМК «Школа России»

Автор: Дулахаева Елена Борисовна, учитель начальных классов, I кв.к., МКОУ «Харбинская СОШ»

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

4

Тема урока

Умножение на двузначное и трёхзначное число. Закрепление.

Заповедники и заказники Калмыкии.

Тип урока

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Вид урока: комбинированный.

Цель

Создать условия для закрепления алгоритма письменного приема умножения на двузначное и трехзначное число.

Задачи:


  • Образовательные:

  • провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трехзначное;

  • отрабатывать навыки устного и письменного счёта

  • Воспитательные:

    • формировать умение работать в группе, оказывать взаимопомощь, быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;

    • формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.

  • Развивающие:

    • способствовать развитию познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления;

    • способствовать развитию наблюдательности и речи.

  • Здоровьесберегающие:

    • учитывать индивидуальные особенности учащихся,

    • создавать ситуацию успеха,

    • обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности,

    • подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Технология построения урока (основная)

проблемно-диалогическая

Продолжительность урока

40 минут

Формы деятельности

Фронтальная, групповая.

Ресурсы

Дидактический и раздаточный материал

Оценочные листы, конверты с заданиями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Планируемый результат

Предметные умения:

- уметь вычислять примеры на умножение многозначного числа на трёхзначное, пользоваться алгоритмом.

- уметь решать задачи на движение изученных видов.

-уметь решать уравнения и находить неизвестный компонент.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;

- работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проверять гипотезы;

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

- определять последовательность действий.

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.



Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы;

-уметь структурировать знания;

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-участвовать в диалоге

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- сотрудничать с одноклассниками;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой на урок.

1 мин


Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!


Проверяют своё «рабочее место» и приветствуют учителя.


Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3 мин

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин

4.Обобщение и систематизация знаний.
«Черные земли»
12 мин

Сарпинский заказник

10 мин

ФИЗМИНУТКА

(музыкальная)

1 мин


5. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся решать задачи на движение.  

10 мин
Харбинский заказник

10 мин

6.Итог. Рефлексия.
3 мин

-Просмотр фрагмент мультфильма

- Какая тема урока?

- Какие места называем заповедными? Узнаем из словаря:

1. Неприкосновенный, запретный. З. лес. Заповедное озеро.

2. Хранимый в тайне, заветный. Заповедные мысли.

3. Относящийся к работе заповедников, к их организации. Организация заповедного дела
- И мы с вами сегодня соприкоснемся с природой, отправившись в заповедные места нашего края.

- На каждой остановке нас ждут интересные задания, выполнив которых мы будем получать в награду ТЮЛЬПАНЧИК. В конце работы, соберем букет.
У вас на столах оценочные листы, где после каждого этапа работы вы будете оценивать свои знания.
-Но перед тем как отправиться , надо приобрести БИЛЕТЫ, выполнив задание мы получим их и сформулируем ТЕМУ нашего урока.

Математическая разминка.

Индивидуально: 5 учеников у доски решают уравнения ( слово УСПЕХ)

Х:2=40*3 ( 240) 480:х=48 0 (1) 210:х=420:60 (30) у-260= 0 (260)

У- 260= 320 (580)

Фронтально:- Решите примеры в таблице и расшифруйте слово:

3000:5 н 8500:10 е 770:7 о

126:6 у 15*20 ж

10*50 м 920:4 и

21

500

600

110

300

850

600

230

850

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

- С какими приемами умножения вы познакомились на предыдущих уроках?

- Какое число лишнее? Почему?

- Назовите тему урока? Цели?

Проверка работы детей по карточкам:

- А теперь проверим ребят, которые работали индивидуально:

- Что неизвестно? Как находили?
- Я желаю вам быть на уроке внимательными, любознательными, активными и вас обязательно ждет УСПЕХ ( хором)
- Итак, первый этап нами пройден, вы отлично справились, появляется в вазе первый тюльпан.

-Возьмите оценочные листы и отметьте на

1 этапе:

2 бала- если вы можете справиться с заданиями в математической разминке.

1 бал- если еще нужна помощь товарища или взрослого.

0 б- кому очень трудно.
ИТОГ: тюльпан + оценочные листы.


Я вас приглашаю в природу и выдаю билет .

Мы отправляемся.

1.Информация о заповеднике

«Черные земли»:

-Первая остановка – заповедник «Черные земли» занимают две различные друг от друга территории:

Основной участок заповедника «Черные земли» расположен на территории Яшкульского и Черноземельного районов. На этом участке осуществляется охрана и восстановление популяции сайгака.
А на втором участке, расположенном на озере Маныч-Гудило, гнездятся  и зимуют редкие виды, а также произрастает самый красивый цветок наших степей- тюльпан.
«Тюльпановый остров» еще называют ПЯТИСОТКА, потому что этот участок занимает площадь в 500 гектаров, на которых растут и радуют нас тюльпаны. В степи можно встретить три вида тюльпанов. Самыми первыми зацветают подснежники. Чуть позднее –желтые и красные тюльпаны БИБЕРШТЕЙНА и ШРЕНКА,

Тюльпан Шренка занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы.
Название «Черных земель» появилось в связи с тем, что зимой степь здесь не покрывается снегом и земля остается черной.
2.Составление алгоритма письменного приема умножения многозначного числа на 2-х и 3-х значные числа.
- Давайте составим схему нашего маршрута и вспомним алгоритм письменного приема умножения многозначного числа на

2х значное и 3х значные число.















- Итак, маршрут построен.

- После составление каждой схемы , выставляю на КАРТЕ :

1маячок на «ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ»
2 маячок – САРПИНСКИЙ ЗАКАЗНИК

3 маячок - ХАРБИНСКИЙ ЗАКАЗНИК

ИТОГ: тюльпан + оценочные листы.

3. Закрепление умения письменно умножать многозначное число на 2х и 3хзначное число.

Работа в группах.

- Отправляемся по нашему маршруту в Сарпинский заказник.

Здесь можно встретить грызунов: малый суслик, малый тушканчик и мохноногий тушканчик, земляной заяц, и др

А знаете ли вы, что сон суслика такой крепкий во время зимней спячки, что его можно вынуть из норки, потормошить, но он не проснется. Он находится в спячке 9 месяцев в году. Пока он еще не впал в спячку, он принес для вас конверты.

- У вас на столах блокнотики (тетради) для заметок. Откройте, запишите число, классная работа. Работаем в группах: Сайгак, Пятисотка, Орел.

- Каждая группа получает конверты с примерами, необходимо решить их, пользуясь алгоритмом.

-Как группа справится, вы сможете прочитать интересные факты о вашем охраняемом объекте, в честь которого названа ваша группа.
- С каждой группы выходят по 1 ученику к доске и решают первый пример.
2 пример сами.

Проверка.

- Зачитайте информацию на оборотной стороне карточки.

1 группа : А знаете ли вы, что многие растения, которые поедает сайгак является ядовитыми. Однако, животное без последствий способно употреблять такую пищу. Он при беге развивает скорость до 70-80 км/ч.

2группа: Дрофа- птица любит изредка полакомиться мелкими змеями, которые она захватывает целиком.

3 группа: А знаете ли вы, что орлиные глаза закрываются двумя веками: прозрачным и плотным. Прозрачное веко приспособлено противодействовать добыче или сильному ветру, плотное- спать .
- Спасибо, ребята , за столь интересную информацию.

ИТОГ: тюльпан + оценочные листы

4. Решение задачи по учебнику стр 56 № 22.

Теперь мы передвигаемся и останавливаемся в Харбинском заповеднике.

К основным объектам охраны относятся: сайгак, журавль-красавка, степной орел, курганник, орел-могильник, стрепет, дрофа, а также мелкие грызуны и лекарственные растения.
- Приглядись-ка: там вдали

В пляс пустились журавли!
На зимовку они перелетают в Северо-Восточную Африку, Индию, Пакистан. А с приходом весны возвращаются домой и сегодня они нам принесли письмо с задание: решите задачу на стр 56 № 22.

Если мы справимся с задачей, то сможем прочитать их послание.
- чтение, анализ по вопросам учителя.

- Составление схемы к задаче

(на интерактивной доске)
Решение :

1)38+32= 70( км/ч)- скорость сближения

2)350: 70=5 (ч) – время в пути до встречи

3)5+11= 16 (ч) – время встречи

- Послание : (читает учитель)

Притча «Все в твоих руках».

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
-Какой смысл этой притчи?
- Всё в руках человека, а значит и в ваших руках, красота и богатство родной Калмыкии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Помните об этом!
Идёшь по степи, не трогай зверей!
Не рви зря тюльпаны, не бей журавлей!
Ты все сохрани, что нужно беречь!
Всю нашу природу нужно беречь!
Вот и закончилось наше путешествие.
ИТОГ: тюльпан + оценочные листы.

5. Работа по плакату- призыву.
- Ребята, посмотрите, какой красивый букет тюльпанов мы собрали! А правильно мы поступили, ведь тюльпаны занесены в Красную Книгу. Что делать? /ответы детей/

- Раз наше действие не верное, можем мы перечеркнуть?

- Давайте придумаем еще призыв и получится у нас плакат с призывом /ответы детей/

- Молодцы, обобщая ваши ответы, можем мы подписать наш плакат словами БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
6 .Оценивание.

- Подсчитайте количество баллов по оценочным листам, если у вас:

8б- оценка 5, вы – большие умницы

От 7 до 5 – оценка 4, неплохо

Меньше 5 – оценка 3, вам нужна наша помощь

7. Рефлексия.

-Перед вами Чемодан, мясорубка и корзина для мусора. Возьмите магнитики. Положите в чемодан, если информация, полученная на уроке знания вы возьмете с собой , в мясорубку, если информацию надо еще переработать, повторить. Корзина – все выброшу, не понял.








-Благодарю за урок!



Смотрят мультфильм.

Заповедные места .


Узнают из словаря значение слова «заповедный».


Карта ( на доске)

Ваза с тюльпанами (на доске)

На партах у детей оценочные листы.


Одновременно:

5 учеников- у доски решают уравнения простые и сложные на сложение и вычитание многозначных чисел.

Остальные – решают примеры на умножение и деление многозначных чисел и расшифровывают слово.


Формулируют тему урока:

Письменные приемы умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Называют цели урока.

Проговаривают правила нахождения каждого неизвестного компонента.

На доске появляется слово УСПЕХ
Самооценка по оценочным листам.


Ребята слушают о заповеднике «Черные земли» и смотрят фото охраняемых объектов.

Помогают учителю составить алгоритм .

1.Первый множитель умножаем на число ЕД. второго множителя, подписываем первое неполное произведение под числом ЕДИНИЦ 2 множителя.

2. 1 множитель умножаем на число ДЕС. На число ДЕС. 2 множителя, подписываем второе неполное произведение под числом ДЕС.2 множителя.

3. 1 мн умножаем на число СОТЕН 2 мн и подписываем неполное произведение под числом СОТ . 2 множителя.


Дети слушают информацию о заказнике.

Ребята записывают в тетрадях число, классная работа.

Ребята решают примеры по алгоритм.


В каждом конверте по два примера:
1.«Сайгаки» : 351*18=6 318

801*401=321 201

2. «Пятисотка» : 156*42 = 6 552

708*301= 213 108

3. «Орлы»: 750* 26= 19 500

305*704=213 805
По одному ученику из группы выполняют вычисления у доски с объяснением. ( 1 ученик по выбору учителя)

Каждая группа читает информацию.

Дети выполняют движения под музыку.

Слышны курлыканье журавлей

( аудиозапись)

1 ученик – составляет схему у доски

2 ученик- решает по действиям у доски

3 ученик – записывает полный ответ.

Дети объясняют смысл притчи.



Личностные: что я знаю, что я могу,

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

 Регулятивные УУД:

- способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге.

Предметные: применять ранее полученные знания.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- использовать схемы (правило) для решения задач;

- использовать алгоритм для решения задач;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять взаимный контроль;

- логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;

- формировать навыки речевой деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие;

- прогнозировать результаты уровня усвоения;

- осуществлять контроль, различать результат и способ действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- участвовать в групповой деятельности;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.


1. Личностные УУД:

 

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

2. Регулятивные УУД:

- способность к организации своей деятельности

- способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение действовать по алгоритму,

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

3. Познавательные (общеучебные) УУД:

-поиск и выделение необходимой информации

- знаково-символическое моделирование (построение модели, составление алгоритма);

- умение структурировать знания;

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления);

 

4. Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);

- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов);

- уважение к другой точке зрения;

-  умение доказывать свою позицию;

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.



Резерв:

Работа в группах. Геометрический материал.

- Я вам предлагаю выполнить задание в группе и по этим условным знакам сформулировать правила поведения в природе.

(получают на фигурах задания)

1 группа


Площадь прямоугольника 232 см2, его ширина – 4 см. Чему равна его длина.

( 232:4= 58 см)


232:4= 58 см



2 группа

Периметр квадрата равен 204 дм. Какова длина его стороны?

204:4= 51 дм

Не бросайте мусор! Уберите за собой!

3 группа

 Длина огорода прямоугольной формы 40 м, а ширина составляет десятую часть длины.  Найди площадь огорода

40:4=10 см- ширина, 10*40=400 кв.см