Файл: Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования и результатам лабораторного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1124

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования и результатам лабораторного исследования

Актуальность темы

Организм человека постоянно находится во взаимодействии с факторами окружающей среды, среди которых важная роль принадлежит почве.

Существование тесных причинно-следственных связей между санитарным состоянием почвы и здоровьем населения, обусловливают необходимость нормирования различных показателей почвы с целью предотвращения неблагоприятного влияния на организм человека.

Решение практических вопросов по улучшению санитарного состояния почвы, выявление этих взаимосвязей неразрывно связано с изучением физико-механических свойств почвы, которые во многом определяют ее самоочищающую способность, а, следовательно, и санитарное состояние.

При осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора приходится решать вопросы согласования отвода земельного участка под строительство жилых и общественных зданий, спортивных сооружений, выбора источников централизованного и местного водоснабжения, способов очистки отбросов или хозяйственно-фекальных сточных вод и др. с целью предупреждения отрицательного влияния почвы на здоровье населения.

Этим объясняется практическая значимость изучения данной темы.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

Общая цель - уметь оценивать санитарное состояние почвы по результатам исследования физико-механических и химических свойств почвы.

Конкретные цели

УМЕТЬ:

  1. Обосновать необходимость исследования физико-механических и химических свойств почвы для оценки санитарного состояния и процессов самоочищения.

  2. Раскрыть роль почвы в распространении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  3. Дать гигиеническую оценку санитарного состояния почвы по данным лабораторного анализа.






СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЦЕЛЯМ:

Теоретические вопросы:

  1. Почва как фактор окружающей среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение.

  2. Физико-химические свойства почвы.

  3. Естественные и искусственные биогеохимические провинции. Биогеохимическое значение почвы.

  4. Источники и характер загрязнения почвы. Роль почвы в распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы.

  5. Процессы и показатели самоочищающей способности почвы.

  6. Критерии оценки чистоты почвы, методика гигиенической оценки.

  7. Теоретические основы и методика гигиенического нормирования ПДК вредных химических веществ в почве.


Граф логической структуры темы занятия (приложение 1).

Источники информации:

Основная литература:

  1. Гигиена [Электронный ресурс] / Мельниченко П. И., Архангельский В. И., Козлова Т. А., Прохоров Н. И., Семеновых Г. К., Семеновых Л. Н - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – C. 304-331. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970430835.html


Дополнительная литература:

1. Гигиена [Текст] / : учебник/ ред. Г.И.Румянцева.- 2-е изд. перераб. и доп. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – C. 608.

2. Гигиена и экология человека. Модуль 1. Общие вопросы гигиены и экологии [Текст]: учебное пособие/ сост. В.Я. Уманский; Донецкий мед. ун-т. – Донецк: НОРД Компьютер, 2008. – 266с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

  2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

  3. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLIBRARY http://elibrary.ru

  4. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/

Ориентировочная основа деЙСТВИЯ (оОд)

Тактический алгоритм «Методика гигиенической оценки почвы по данным санитарного обследования и результатам лабораторного исследования» (приложение 2).
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

  1. На участке, отведенном под строительство детского дошкольного учреждения, изучалась и оценивалась самоочищающая способность почвы. Какой фактор, из приведенных, наиболее влияет на указанный процесс?

  1. Количество нитратов

  2. Уровень грунтовых вод

  3. Количество кислорода

  4. Уровень ксенобиотиков

  5. Содержание гумуса




  1. Пробы почвы для бактериологического исследования отобраны на участке, который предназначен для строительства школы, отбор проб осуществлен чистым совком, на площади 10 м2 в 2-х местах, на глубине 70 см. Правильно ли был осуществлен отбор проб для бактериологического исследования?

  1. Отбор проб почвы осуществлен правильно

  2. Отбор проб почвы осуществлен неправильно

  3. Отбор нужно проводть на участке 10 м2 в 1 месте

  4. Нужно отбирать в химически чистую посуду

  5. Нужно отбирать в 4-х местах в шахматном порядке




  1. Земельный участок предназначен для строительства детского сада. Участок ровный, без склонов. Уровень стояния грунтовых вод 1,5 м. Какие показатели необходимо использовать для оценки санитарного состояния почвы?


  1. Температура почвы

  2. Пористость

  3. Влагоемкость

  4. Капиллярность

  5. Микробиологические




  1. При исследовании проб почвы, которые отобраны на участке детского сада, установлено, что их коли-титр >1,0, титр анаэробов >0,1. Какую оценку степени загрязнения почвы должен дать врач?

  1. Почва чистая

  2. Слабо загрязненная

  3. Загрязненная

  4. Сильно загрязненная

  5. Умеренно загрязненная




  1. В одном из сельскохозяйственных районов увеличился уровень инфекционных заболеваний среди детского населения. Для каких заболеваний инфекционного генеза почва играет ведущую роль?

  1. Амебная дизентерия

  2. Сыпной тиф

  3. Аденовирусная инфекция

  4. Тропическая малярия

  5. Эндемический зоб



  1. В Волновахском районе зарегистрирован случай сибирской язвы среди животных и подозрение на это заболевание у 2-х человек. Какую роль играет почва в возникновении и распространении сибирской язвы?

  1. Источник микробов

  2. Фактор передачи

  3. Среда обитания

  4. Среда выживания

  5. Среда питания

Эталоны ответов: задание 1 – С, 2 – В, 3 – Е, 4 - А, 5 – А, 6 – В.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии

В начале занятия преподаватель проводит контроль и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию путем устного или письменного опроса.

Основной этап занятия: каждый студент получает ситуационную задачу и отвечает на вопросы, определяет характер почвы по данным лабораторного анализа, дает гигиеническую характеристику санитарного состояния почвы, составляет обоснованный вывод относительно возможного использования почвы по назначению.

При выполнении задания рекомендуется использовать лекционный материал, учебники, справочный материал (приложение 3). Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола. Обсуждаются результаты самостоятельной работы студентов, проводится их анализ и коррекция. В конце занятия проводится тестовый контроль, включающий тесты формата А, нацеленные на проверку достижения целей занятия, и подводятся итоги.

Приложение 1

Граф логической структуры содержания темы

Методика гигиенической оценки почвы по данным САНИТАРНОГО обследования и результатам лабораторного ИССЛЕДОВАНИЯ



Почва как фактор окружающей среды



Почвообразующие факторы





Искусственные

Естественные

Физические








Химические


Биологические


Источники загрязнения почвы


Хозяйственно-бытовые отходы

Продукты агроживотноводческого комплекса

Промышленные предприятия


Жидкие




Твердые




Эпидемиологическое значение почвы





Биогеохимическое значение почвы




Радиацион-ные

Санитарное обследование почвы


Показатели санитарного состояния почвы

Санитарное число

Энтомо-логические

Гельминто-логические

Санитарно-микробиоло-гические