Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессом спортивного отбора, а также адаптацией в ходе мно­голетней тренировки к выполнению симметричных упражнений обес­печивается естественное сглаживание функциональной асимметрии у спортсменов высокой квалификации.

505



Рис. 71. Асимметрия двигательного аппарата у тяжелоатлетов

(данные амплитуды и длительности ЭМГ при толчке штанги)

(по: Степанов B.C., 1985)

Накопленные данные указывают, что в результате долговремен­ной адаптации к выполнению специальных упражнений симмет­ричного характера наибольших успехов добиваются спортсмены, имеющие наименьшие различия в действиях правой и левой конеч­ности (рис. 71), в то время как при выполнении упражнений одно­стороннего характера ведущие спортсмены имеют выраженную асимметрию.

Формирование двигательных навыков у спортсменов сопровожда­ется различным участием правого и левого полушария в управлении движениями.

Доминирование функциональных систем управления движения­ми (с избирательными взаимосвязями корковых потенциалов, рабо­чими ритмами) елевом полушарии наблюдается у спортсменов высокой квалификации, по мере их вхождения в спортивную форму в годич­ном тренировочном цикле, при выполнении освоенных движений (выработанных двигательных навыков) и в период устойчивого состо­яния (или оптимальной работоспособности) в процессе работы.

Преобладание специфических систем управления движениями в правом полушарии отмечается у спортсменов низкой

506

квалификации, в периоды врабатывания и утомления, в состоянии

перетрени­рованности, придезавтоматизациидвигательных навыков, т. е. при всяком снижении уровня специальной работоспособности спорт­сменов.

Из всего изложенного следуют два важных вывода:

• функциональная асимметрия изменяется под влиянием спе­цифических тренировочных воздействий;

• направленные изменения (усиление или сглаживание)

функциональной асимметрии в процессе тренировки являются важным резервом повышения специальной работоспособнос­ти спортсменов. Исследования в этом направлении показали возможность и целе­сообразность управления тренировочным процессом с учетом сим­метрии-асимметрии. Так, например, для повышения эффективности выполнения симметричных упражнений целесообразны тренировоч­ные занятия, направленные на сглаживание имеющейся функциональ­ной асимметрии.


Направленные влияния должны использоваться на протяжен ии круглогодичной подготовки с основным объемом работы в подго­товительном периоде. В процессе сглаживания функциональной асимметрии (у лыжников-гонщиков, тяжелоатлетов и др.) в не­дельном микроцикле следует включать 3-4 занятия с дополнитель­ной нагрузкой на неведущую конечность при выполнении основ­ных и вспомогательных упражнений. Дополнительный объем ра­боты неведущей конечности должен превышать нагрузку на веду­щую конечность на 15% у мастеров спорта и на 10% у спортсменов-разрядников.

Иная направленность управляющих воздействий должна быть в случае необходимости усиления асимметрии (например, в стрельбе. фехтовании, теннисе и ряде других видов спорта). В этих случаях неведущую конечность предлагается использовать лишь для «раз­грузки» ведущей конечности.

8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Понятие «высшая нервная деятельность» (ВИД) в физиологию введено И. П. Павловым, заменившим прежний термин — психичес­кая деятельность. ВНД присуща всем организмам, обладающим не­рвной системой. В основе ВНД лежит взаимодействие условных и безусловных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система.

507

8.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В качестве основных свойств нервной системы И. П. Павлов рас­сматривал силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Их различное сочетание позволило выделить в орга­низме 4основные типа ВНД, общие для человека и животных.

По силе нервных процессов все организмы были разделены на сильных и слабых, по уравновешенности — на уравновешенных и неуравновешенных, а по подвижности — на подвижных (живых) и инертных (спокойных).

Оказалось, что их комбинации позволили выделить типы, соот­ветствующие 4 темпераментам, описанным более 2 тыс. лет назад врачом Древней Греции Гиппократом (460— 312 гг до н. э.). Соглас­но античным представлениям, поведение человека и его реакции на болезнь определяют основные «соки тела»: кровь — сангвис (sangvis), слизь — флегма (phlegma), желчь — холе (chole) и черная желчь — мелан холе (melan chole). Отсюда Гиппократ выделил ин­дивидов с преобладанием горячей крови — энергичныхсангвини­ков, холодной слизи — медлительных флегматиков, едкой желчи — вспыльчивых холериков и испорченной желчи — грустных мелан­холиков.



В целом, можно выделить следующие 4 типа ВНД и соответству­ющие им темпераменты.

Тип сильный неуравновешенный (холерик). Характеризуется сильным процессом возбуждения и более слабым процессом торможения, поэтому легко возбуждается и с трудом за­тормаживает свои реакции. Однако в процессе тренировки способен развивать недостаточное торможение.

Тип сильный уравновешенный подвиж­ный (сангвиник). Отличается сильными, уравновешенны­ми и высоко подвижными процессами возбуждения и торможения. Легко переключается с одной формы деятельности на другую, быст­ро адаптируется к новой ситуации.

Тип сильный уравновешенный инертный (ф л е г м а т и к). Имеетсильные и уравновешенные процессы воз­буждения и торможения, но мало подвижный — медленно переклю­чающийся с возбуждения на торможение и обратно. Долго засыпает и просыпается, с трудом переходит от одного вида деятельности к дру­гому, зато вынослив при длительной работе. Медленно, но прочно адаптируется к необычным условиям внешней среды.

Тип слабый (ме л а н х о л и к). Характеризуется слабы­ми процессами возбуждения и торможения, с некоторым преоблада­нием тормозного процесса, мало адаптивен, подвержен неврозам.

508

Описанные 4 типа ВНД представляют собой лишь крайние про­явления особенностей нервной системы, между которыми может быть множество переходных типов

Для человека И. П. Павлов выделил специфические типы ВИД.

«мыслительный» — с преобладанием 2-ой сигнальной систе­мы (слова видимого, слышимого, написанного, произносимого) — и «художественный» — с преобладанием «1-ой сигнальной системы (непосредственных раздражителей внешней или внутренней среды организма). Среди взрослых людей количество лиц с преобладанием 2 сигнальной системы составляет около половины населения. Около 25% составляют лица с преобладанием 1 -ой сигнальной системы и примерно 25% —лица, имеющие равновесие обеих систем. Соответ­ственно этим типам, в настоящее время различают 2 основные формы интеллекта человека: невербальный интеллект, отражающий при­родные возможности индивида манипулировать с непосредственны­ми (особенно зрительно-пространственными) раздражителями, и вербальный интеллект, отражающий способность ма­нипулировать со словесным материалом.

Дальнейшее развитие представлений об индивидуально-типо­логических свойствах нервной системы показало чрезвычайную их I сложность и необходимость вести научные поиски при тесном со­дружестве морфологов, физиологов, клиницистов, педагогов и психологов.


В психологической литературе особенно следует отметить работы школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылиципа и их последователей, соста­ви вшиє основу нового научного направления — дифференци­альной психофизиологии. Этадисциплинапосвящена изучению естественнонаучных основ индивидуально-психологи­ческих различий, а термин «дифференциальная психофизиология» был предложен В. Д. Небылициным в 1969г.

В. Д. Небылициным были сформулированы новые свойства не­рвной системы: динамичность (понимаемая как скорость образова­ния условных рефлексов или обучаемость), и лабильность — ско­рость возникновения и прекращения нервного процесса в единич­ных актах реагирования. Им была предложена оригинальная струк­тура свойств нервной системы: первичные свойства — сила, динамичность, подвижность и лабильность, и вторичные — уравно­вешенность возбуждения и торможения по каждому из указанных первичных свойств. Кроме того, было создано новое представление о слабом типе как о высокочувствительном, чутко реагирующем на слабые раздражения, но не переносящем сильные воздействия. Чело­век слабого типа более чувствительный, он получает за тот же проме­жуток времени больше информации, чем человек сильного типа и, соответственно, раньше устает.

509

В настоящее время, на основе идей П. К. Анохина о функциональ­ной системе нервных центров, осуществляется системный подход к

изучению типологических особенностей человека (Русалов В. М., 1979, и др.). Различные свойства нервной системы выражаются через характеристики функциональных систем: сила — устойчивость ком­плекса нервных центров, динамичность — быстрота формирования новой функциональной системы, подвижность — скорость смены функциональных систем. Особое значение приобретают междисцип­линарные и полифункциональные исследования, преимущественное внимание уделяется изучению деятел ьности мозга как органа с самым высоким использованием генетической информации.

8.2. РАЗВИТИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Уже в первые дни и месяцы жизни у детей проявляются различия в вегетативных и эмоциональных реакциях, общей двигательной ак­тивности, актов сосании. Однако типология организма еще не сфор­мирована, сведения о ее развитии до 3-х летнего возраста противоре­чивы. Можно отметить, что все дети имеют слабые нервные процес­сы, особенно внутреннее торможение. У них очень высока чувстви-тел ьность к внешним раздражениям, и внешнее торможение легко подавляет все условные рефлексы. Стереотипы очень прочны и в ре­зультате низкой подвижности с трудом поддаются переделке. Осо­бенно это относится к знакомым лицам, привычной обстановке.


На протяжении периода с 5до 7лет значительно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Угашение дифференцировок вырабатывается в 2 раза быстрее, чем у детей 3-5 лет, а внешнее тор­можение при ориентировочной реакции меньше влияет на условные рефлексы. Это период формирования всех основных свойств нервной системы.

В возрасте 7-10 лет все свойства нервной системы уже достигают характерных особенностей взрослого организма. Хотя выявление ти­пологических различий у детей все еще сложнее, чем у взрослых, од­нако сделаны попытки классификации типов ВНД у детей с учетом соотношения активности корковых и подкорковых структур, роли 1 и 2 сигнальных систем. Выделены следующие 4типа ВНД у детей.

Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Дети этого типа быстро образуют и прочно сохраняют положительные и отрицательные ус­ловные рефлексы, имеют хорошо развитую речь. Кора больших по­лушарий у них четко контролирует безусловные реакции.

Сильный уравновешенный, медленный тип. Условные рефлексы у детей этого типа медленнее образуются

510

и дольше восстанавливаются после угашения. Безусловные рефлек­сы и эмоциональные реакции у них находятся под выраженным кор­ковым контролем. Эти дети могут устойчиво выполнять сложные задания, хорошо обучаются речи, но их речь несколько замедленна. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. У детей этого типа имеется недостаточность тормозного процесса. Подкорковые реак­ции у них сильно выражены и не всегда контролируются корой. Ус­ловные рефлексы неустойчивы. Вследствие этого их поведение от­личается нестабильностью, эмоциональной возбудимостью и неус­тойчивостью, частыми проявлениями аффектов, вспыльчивостью. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

Слабый тип с пониженной возбудимос­тью. Условные рефлексы удетей этого типа образуются медленно и быстро затормаживаются. Эти дети легко утомляются придлительной и сложной работе, плохо адаптируются к новым условиям.

Исследованиями морфологов, физиологов, педагогов и психоло­гов было установлено, что сенситивным периодом развития речи яв­ляются первые 2-3 года жизни ребенка. К 3-х летнему возрасту, в ос­новном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка и большой словарный запас. Дети, выросшие по воле случая среди животных (волков, обезьян, медведей, тигров) и пропустив­шие этот сенситивный период, практически не способны впослед­ствии овладеть речью и более того — даже выжить в человеческом обществе. Как правило, они погибают до наступления детородного возраста. Например, две девочки примерно 7 и 11 лет(Амала и Камала) были воспитаны волками и найдены в индийских дебрях. Камала научилась стоять за 2 года, ходить — за 6 лет, говорить 6 слов — за 4 года, 45 слов —за 7 лет. К 17-летнему возрасту ее умственное разви­тие соответствовало 4 -летнему ребенку. Среди людей она прожила всего Шлет. Так что прекрасные сказки о Маугли, выросшем в вол­чьей стае, и Тарзане, выросшем среди обезьян, и благополучно затем вернувшихся в человеческое общество, оказываются лишь мифами. В процессе формирования речи (и соответствующих отделов моз­га) особую роль играет двигательная активность ребенка. Мышеч­ные ощущения примешиваются ко всем другим ощущениям (зри­тельным, слуховым и др.). Они сопровождают осязательные ощуще­ния при ощупывании и хватании предметов, возникают при просле­живании глазом движущихся предметов в поисковых движениях глаз, при поворотах головы в сторону звуковых сигналов, при на­стройке мышц гортани на тональность слышимого звука и т. п.