Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перестройки соматических функций организма сопровождаются изменениями вегетативных показателей у юных спортсменов.
Развитие массы сердечной мышцы и увеличение объема сердца повышают аэробные возможности организма. В системе дыхания под влиянием длительной тренировочных занятий повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЕЛ(на 123% против должных величин), что обеспечивает быстрый рост МПК. Снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии). Это позволяет существенно увеличить переносимость кислородного дол га и продлить задержку дыхания.
При адаптации организма юных спортсменов к работе переменной мощности показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы становятся более подвижными, точнее следуют за текущими
изменениями мощности нагрузки.
Большое значение в адаптации к аэробной и смешанной аэробно-анаэробной работе имеет повышение кислородной емкости крови. Показано, что увеличение работоспособности юных бегунов на средние дистанции коррелирует с увеличением количества эритроцитов, гемоглобина и содержанием железа в крови. У 10-11 -летних пловцов отмечалось повышенное содержание эритроцитов в крови и достоверное повышение физической работоспособности на протяжении годичного тренировочного цикла (табл. 32).
446
Таблица 32
Физическая работоспособность и количество эритроцитов в крови
у юных пловцов и нетренированных мальчиков 10-11 лет в начале и конце
учебно-тренировочного года
(по: Еремеев В. Я. и др., 1983)
Группы обследуемых | в начале года, кгм/мин | в конце года, кгм/мин | Количество эритроцитов в начале года, | Количество эритроцитов в конце года, |
Пловцы-мальчики Нетренир. мальчики | 497.9 429.6 | 616.5 538.5 | 4.545 4.491 | 4.57 4.55 |
Юные спортсмены-лыжники I разряда в возрасте 16-17 лет, имевшие в состоянии покоя высокое содержание в крови эритроцитов (до ) и гемоглобина (до 168 г/л), а также большую величину ЖЕЛ (до 5.7 л), показывали очень высокие функциональные изменения при выполнении велоэргометрических нагрузок, характерные лишь для высококвалифицированных взрослых спортсменов:
максимальная мощность работы у нихдостигала 400 Вт, относительные величины МПКсоставляли , ЧСС возрастала до 240 уд./мин, систолическое АД поднималось до 200 мм рт. ст., а концентрация лактата доходила до 26.5 мМоль/л.
Подобные высокие показатели доступны юным спортсменам только после окончания периода полового созревания, а на протяжении переходного периода они, чаще всего, испытывают временное снижение работоспособности, связанное с перестройкой функций в организме. Временное снижение физической работоспособности юных спортсменов в период полового созревания (особенно в III фазу) наблюдается несмотря на продолжение систематических тренировок (рис. 58). После окончания этого периода снова показатели работоспособности превышают данные малоподвижных подростков и юношей.
Многочисленными работами продемонстрировано, что рациональное построение тренировочного процесса приводит к улучшению сопротивляемости юного организма инфекционным и простудным
заболеваниям, снижает их количество и продолжительность, уменьшает возможность осложнений.
Изучение механизмов адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам показало, что этот процесс сугубо индивидуален, зависит от множества морфофункциональных и психофизиологических показателей молодого организма, которые довольно жестко контролируются генетически. Тренерам и педагогам, а также самим спортсменам необходимо помнить, что совершенствование функциональной подготовленности юных спортсменов требует
447
Рис. 58. Возрастная динамика физической работоспособности
юных футболистов по отношению к работоспособности
нетренированных сверстников, принятой за 100%
обязательного учета индивидуальных особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок. Лишь в этом случае возможно обеспечить планомерное нарастание спортивного мастерства, не ухудшая процессов роста и развития и сохраняя на высоком уровне здоровье юного спортсмена.
4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
В последние годы, наряду с общеобразовательными школами, появились новые учебные заведения (гимназии, лицеи), втом числе и частные, которые характеризуются возросшим объемом общей учебной нагрузки и снижением внимания к занятиям физической культурой. Это приводит к существенному ухудшению функций организма, развитию преморбидных состояний и повышению уровня заболеваемости учащихся.
В физкультурных и педагогических вузах России студенты знакомятся с некоторыми положениями педагогического контроля и особенностями функций организма школьников наурокахфизической культуры. Однако в методических указаниях по данной проблеме отсутствуют сведения о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья детей. Параллельное рассмотрение этих вопросов педагогами, тренерами и физиологами будет способствовать всестороннему взаимодополнению и более глубокому анализу влияния физических нагрузок на организм учащихся.
448
Хорошо известно, что достаточное и правильно организованное физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического и функционального развития детей и подростков. С другой стороны, анализ существующей системы педагогического и медицинского контроля за уроками физической культуры свидетельствует о том, что такие занятия проводятся без достаточного учета физиологических особенностей организма и работоспособности школьников.
4.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирование физических нагрузок для детей с учетом различного их возраста. Обоснование физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма, обычно осуществляется по трем параметрам:
а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, потребление кислорода и легочная вентиляции;
б) биоэнергетические затраты организма;
в) интенсивность физичес-шхупражнений (сила, скоростьпередвижения).
В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности физических упражнений. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок оценивается величиной потребления кислорода и количеством затраченной энергии. В этом случае упражнения делят на группы с преобладанием аэробных, анаэробных или смешанных (анаэробно-аэробных) путей энергопродукции. При этом подчеркнем, что удовлетворение энергетических запросов организма обеспечивают три энергетические системы:
а) анаэробнаяфосфагенная (АТФ, КрФ), онажеалактатная;
б)анаэробная лактатная (гликолитическая);
в) аэробная (окислительное фосфорилирование).
В другом случае весь диапазон интенсивности физических нагру-зокделится на зоны мощности, в зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. Впервые такую классификацию осуществил А. Хилл в 1926 г., но более детально её рассмотрел В.С.Фарфель (1947), которым была установлена четкая зависимость между скоростью преодоления дистанции и предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться. Им обоснованы четыре зоны относительной мощности: максимальная, субмаксимальная, большая и умеренная.
Считается, что тренировочная нагрузка любого занятия физическими упражнениями должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с
449
тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятий (чистый фон или предшествовало какое-то упражнение). Исходя из этого, отмечают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:
а) положительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются);
б) отрицательное (сдвиги уменьшаются);
в) нейтральное (изменения функций не существенны).
Для развития тренированности важно положительное взаимодействие, которое достигается в следующих случаях:
а) в начале занятия выполняются анаэробные алактатные упражнения (скоростно-сило-вые), а затем анаэробные гликолитические (упражнения на скоростную выносливость);
б) сначала выполняются алактатные анаэробные упражнения, а затем аэробные (упражнения на общую выносливость);
в) сначала выполняются анаэробные гликолитические, затем аэробные упражнения. При другом сочетании упражнений добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас и невозможно. Так, если вначале выполнять аэробные, а затем анаэробные упражнения, то взаимодействие энергетических систем будет отрицательным, атренировочные занятия будут мало эффективными.
Наряду со сказанным, при нормировании нагрузок рекомендуется учитывать следующие компоненты:
1) продолжительность упражнения,
2) его интенсивность;
3) продолжительность интервалов отдыхамежду упражнениями:
4) характер отдыха (активный, пассивный);
5) число повторений упражнений. Анализ и учет всех этих компонентов позволяет, с одной стороны, регулировать интенсивность нагрузок, а с другой, — прогнозировать величину и характер функциональных сдвигов у занимающихся.
На уроках физической культуры должны выполняться упражнения как циклического характера (ходьба, бег, приседания), направленные прежде всего на развитие быстроты и выносливости, так и ациклического характера (прыжки, метания, гимнастические упражнения), развивающие силу и ловкость. Необходимость ациклических движений подтверждается большим их представительством при выполнении трудовых и бытовых двигательныхдействий.
При нормировании нагрузок в упражнениях циклического характера первостепенное значение приобретает оценка энерготрат на данную работу, степень функциональных сдвигов при её выполнении и скорость их восстановления. При нормировании интенсивности ациклических упражнений главное значение приобретает оценка уровня устойчивости двигательного динамического стереотипа разучиваемого движения, степень совершенства коррекций движений и их конечные результаты и в меньшей мере — показатели функциональных изменений и скорость их нормализации.