ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКВА, 2018
БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИНЦИПЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
В.А. Сухомлинский
(1918 –1970 гг.)
Настоящий буклет для родителей посвящён основополагающим утверждениям и принципам, на основе которых строится современное семейное воспитание.
Семейное воспитание
– это система вос- питания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами роди- телей и родственников, на которую влияют наследственность и биологическое здоро- вье детей и родителей, материально-эко- номическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество чле- нов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи родителей и семейного воспитания:
- создать максимальные условия для развития ребенка;
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
– гуманность и милосердие к растущему человеку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;
– открытость и доверительность отношений с детьми;
– оптимистичность взаимоотношений в семье;
– последовательность и разумность родителей в своих требованиях;
– оказание посильной помощи ребенку;
– готовность к диалогу с ребёнком и членами семьи;
– дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
– родители должны понять и принять сво- его ребенка таким, каков он есть;
– воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
– диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности;
– личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
– воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
– все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре, взаимопонимании, диалоге;
– оптимизм и мажорный лад;
– основа стиля и тона общения с детьми в семье;
– целенаправленность, научность, гу- манизм, уважение к личности ребенка, планомерность, последовательность, не- прерывность, комплексность и система- тичность, согласованность в воспитании.
Правила семейного воспитания:
– запрещение физических наказаний;
– запрещение читать чужие письма и дневники;
– не морализировать;
– не говорить слишком много;
– не требовать немедленного повиновения;
– не потакать
Принцип целенаправленности.
Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-
Дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье
не потому, что они хорошие, с ними легко,
а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
культурного ориентира, который представ- ляет собой и идеал воспитательной дея- тельности, и ее предполагаемый результат.
В значительной степени современная се- мья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценно- сти, изложенные в Декларации прав чело- века, Декларации прав ребенка, Конститу- ции России. Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представ- ления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этниче- ские, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности.
В течение веков домашнее воспитание зи- ждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, пе- редаваемых из поколения в поколение. Од- нако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвину- лась далеко вперед. Получено много науч- ных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями науч- ных основ воспитания помогает им добить- ся более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непонима- нием родителями азов педагогики и психо- логии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случай- ных методов и средств воспитания.
В значительной степени современная се- мья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценно- сти, изложенные в Декларации прав чело- века, Декларации прав ребенка, Конститу- ции России. Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представ- ления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этниче- ские, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности.
В течение веков домашнее воспитание зи- ждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, пе- редаваемых из поколения в поколение. Од- нако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвину- лась далеко вперед. Получено много науч- ных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями науч- ных основ воспитания помогает им добить- ся более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непонима- нием родителями азов педагогики и психо- логии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случай- ных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка.
Принятие ребенка родителями как дан- ность, таким, каков он есть, со всеми осо- бенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хо- тению: в этом «повинны» родители, поэто- му не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует са- моограничения, терпения, выдержки и т.п.
Родители «наградили» ребенка определен- ной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит про- цесс формирования черт характера, при- вычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности.
Регламентация отношения взрослых и де- тей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательно- сти. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о соб- ственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, пра- во на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
Принцип комплексности и систематичности.
Многостороннее влияние на личность че- рез систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитывают- ся все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ре- бенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит теле- визор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д.
Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании.
Одна из особенностей воспитания совре- менного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными пе- дагогами образовательных учреждений
(детского сада, школы, изостудии, спор- тивной секции и т.д.). Ни один из вос- питателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной дея- тельности, средств и методов ее осущест- вления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Ле- бедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачива- ется чувство уверенности и надежности.
Данный выбор в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.
Использование тех или иных методов воспи- тания детей в семье также зависит: - от целей и задач воспитания, которые ставят перед со- бой родители; - отношения в семье и образа жизни; - числа детей в семье; - родственных связей и чувств родителей, других членов се- мьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их спо- собности, достоинства, воспитанность;
- личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных цен- ностей и ориентиров;
- опыта родителей и их практических уме- ний при реализации комплекса воспита- тельных методов с учетом возраста и пси- хофизиологических особенностей детей.
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного мето- да воспитания. Один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наи- большее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требова- ния, поощрения, наказания.
Одна категория родителей убеждает де- тей доброжелательно, в процессе дове- рительного общения; вторая – воздей- ствуя личным положительным примером; третья – назойливыми поучениями, упре- ками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.
На основании принципов семейного воспитания происходит выбор методов.
Берегите слезы ваших детей, дабы они мог- ли проливать их на вашей могиле.
Пифагор
(570-490 гг. до н. э.)
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Платон древнегреческий мыслитель
(V век до н.э.)
Воспитание – лучший припас к старости.
Аристотель
(IV век до н.э.)
Новорожденные везде плачут одинаково. Ког- да же они вырастают, у них оказываются неоди- наковые привычки. Это результат воспитания.
Сюнь-Цзы
(313–328 гг. до н.э.)
Ваши дети всегда будут богаты, если полу- чат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и благоустроить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сде- лать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях.
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Джон Локк
(1632–1704 гг.)
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Вели- чайшая ошибка при воспитании – это чрез- мерная торопливость.
Жан Жак Руссо
(1712–1770 гг.)
Воспитание есть величайшая и труднейшая за- дача, которая может быть поставлена человеку.
Иммануил Кант
(1724–1804 гг.)
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодо- го дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Виктор Гюго
(1802–1885 гг.)
Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Виссарион Белинский
(1811–1848 гг.) Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
(1854–1900 гг.)
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед други- ми людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
(1888–1939 гг.)
Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источни- ков черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были безумными, потребительскими, если ребенок не узна- вал, что такое горе, обиды, страданья, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.
Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волну- ющих переживаний, вызванных заботой о человеке.
В.А.Сухомлинский
(1918-1970 гг.)
МУДРОСТЬ ВЕКОВ О ПРИНЦИПАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
NRA-RUSSIA.RU
ПРОЕКТ
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ
И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ
И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»