ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет
об итогах преддипломной практики
Содержание
-
Учетная карточка -
Задание по преддипломной практике обучающегося -
Доклад по теме выпускной квалификационной работы -
Приложение (дополнительные материалы при их наличии)
-
ЗАДАНИЕ
-
по производственной преддипломной практике обучающегося
Томского государственного педагогического университета
_______________________ факультета ___________курса ______ группы
Направление 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Начальное образование
Ф.И.О. обучающегося:_______________________________________________________________
Сроки практики: ___________________________________________________________________
Групповой (научный руководитель ВКР) руководитель: __________________________________________________________________________________
Факультетский руководитель: Фетисова Нэля Вениаминовна
Тема исследования (ВКР):
Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников
№ | Задание (формулируется индивидуально с учетом имеющихся наработок по теме исследования) | Сроки выполнения |
1 | Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны. | |
2 | Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями. | |
3 | Систематизация базы исследования. Структурирование ВКР. | |
4 | Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования. | |
5 | Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста. | |
6 | Подготовка доклада по теме исследования, электронной презентации (на усмотрение обучающегося и научного руководителя) для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры. | |
7 | Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике. | |
Задание1. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в образовательном процессе необходимо разработать технологию формирования у младших школьников познавательных интересов, при этом необходимо определить критерии оценивания результатов образования. Роль познавательных интересов неоценима для всестороннего развития обучающихся Невозможно переоценить роль познавательных интересов для общего развития школьника и формирования его личности. Познавательность деятельность является родоначальником всех процессов сознания. Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные процессы, но все процессы сознательной деятельности.
Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников мало изучен и как методическая проблема мало разработан. Формирование познавательного интереса у младших школьников основывается на вооружении обучающихся новыми знаниями, умениями, навыками. Содействие воспитанию нравственных, эстетических качеств, развитие активности, самостоятельности, выявление потенциальных возможностей детей, реализация их, приобщение к творческой и поисковой деятельности – вот функциональное назначение формирования познавательного интереса.
Независимо от систематического совершенствования форм и методов работы, в развитии познавательных способностей во внеурочной деятельности имеются значительные пробелы. Работая над данной темой нами были использованы активные методы , так как использование таких методов внеурочной деятельности, превращает ученика в активного участника образовательного процесса, он не является пассивным сосудом, куда можно запихивать новые и новые знания, наоборот, обучающийся активно мыслить, выдвигает идеи, сомневается, опровергает ложные гипотезы.
Итак, актуальность нашего исследования определяется выдвигающимся противоречием: между не разработанностью необходимых педагогических условий для формирования познавательных интересов на основе учета процессуальной и содержательной сторон внеурочной деятельности и необходимостью формирования познавательного аспекта младших школьников.
В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования УУД, в частности, познавательных, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых познавательные интересы формируются на метапредметном уровне; организация занятий по внеурочной деятельности. Значит, формирование познавательных интересов – это существенная задача учителя в учебной и внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Тема исследования: «Познавательный аспект внеурочной деятельности
младших школьников».
Цель исследования – разработать программу внеурочной деятельности, позволяющую формировать познавательные интересы у младших школьников.
Объект исследования: формирование познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у младших школьников во внеурочное время.
Гипотеза: формирование познавательных интересов младших школьников будет происходить более эффективно:
- если выявлены структура и содержание познавательных интересов младших школьников;
- выявлены уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников;
- разработана и реализована программа по формированию познавательных интересов учащихся начальных классов;
- созданы педагогические условия для развития познавательных интересов учащихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника на основе психолого-педагогической литературы;
2) выявить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов в процессе становления младшего школьника как субъекта внеурочной деятельности;
3) разработать программу внеурочной деятельности по формированию познавательных интересов младших школьников с использованием ИКТ-технологий.
Методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, А.К Марковой, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, И.Т. Огородниковой, М.Н. Шардакова, Г.И. Щукиной и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение, тестирование,; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); анализ результатов исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 117 г. NNNN. В педагогическом эксперименте принимали участие два класса: 3»В» - 24 ученика, 3»А» - 25 учеников.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь – ноябрь.) – изучение и анализ литературы по проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника.
II этап (декабрь– апрель)– проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (май)– анализ результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что при составлении программы внеурочной деятельности были объединены два направления внеурочной деятельности: научно-познавательное и проектное с целью формирования у обучающихся начальных классов познавательного интереса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами были выявлены эффективные педагогические условия, разработана программа, способствующая формированию познавательных интересов у младших школьников.
Краткое содержание и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка использованной литературы.
Задание 2. Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пос. для слуш. ФПК директоров общеобразовар. шк.и в кач. учеб. пос. по спец. кур. для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психологич. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. -2-е изд. -М.: Педагогика, 2007. – 342с.
3. Брунер Дж. Психология познания /Д. Брунер. - М. : Просвещение, 2007.- 412 с.
4. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе школьного воспитания [Текст] / В.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2011.- 154 с.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника Уч. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. об-во России, 2004. – 252 с.
6. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997. – 127 с.
7. Газман О.С. В школу - с игрой /О.С. Газман. -- М. : Просвещение, 1991. - 33.
8. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1994 - 446 с.
10. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников / Н.В. Грачева. - Киров, 2003.- С.55.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина.- М. : Просвещение, 2002. - С.345.
12. Денисенко Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче/ Н.Денисенко // Школьное воспитание. - 1991. - № 3.- С.18.
13. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М. : Просвещение, 1998.-336 с.
14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А.Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - С.12-24.
15. Карпов Ю.В. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М. : Знание, 2009. - 38 с.
16. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа-2012. - №11 / 12. - С. 29 - 31
17. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи.: Изд-во Саратовского пединститута, 2008. - С. 28.
18. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. т.5. / А.С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1998. - 99 с.
19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - 5 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2003. – 454 с.
21. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015. – 324 с.
22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Оварова. - М. : Сфера, 2001. – 240 с.
23. Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности / П.И. Пидкасистый. – 2-е изд., Пед. о-во России, 2005. – 144 с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры учеб. пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин;. М. : Академия, 2007 . – 384 с.
Составление глоссарий
Аспект - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.
Апробация - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Аргумент - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.