Файл: Отчет об итогах преддипломной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Отчет

об итогах преддипломной практики

Содержание


  1. Учетная карточка

  2. Задание по преддипломной практике обучающегося

  3. Доклад по теме выпускной квалификационной работы

  4. Приложение (дополнительные материалы при их наличии)


    1. ЗАДАНИЕ

    2. по производственной преддипломной практике обучающегося


Томского государственного педагогического университета

_______________________ факультета ___________курса ______ группы
Направление 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Начальное образование

Ф.И.О. обучающегося:_______________________________________________________________

Сроки практики: ___________________________________________________________________

Групповой (научный руководитель ВКР) руководитель: __________________________________________________________________________________

Факультетский руководитель: Фетисова Нэля Вениаминовна

Тема исследования (ВКР):

Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников





Задание (формулируется индивидуально с учетом имеющихся наработок по теме исследования)

Сроки выполнения

1

Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны.




2

Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями.




3

Систематизация базы исследования. Структурирование ВКР.




4

Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования.





5

Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста.




6

Подготовка доклада по теме исследования, электронной презентации (на усмотрение обучающегося и научного руководителя) для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры.




7

Оформление отчета по производственной (преддипломной) практике.







Задание1. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета, теоретической и практической значимости, описание методологической базы, обоснование актуальности и научной новизны
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в образовательном процессе необходимо разработать технологию формирования у младших школьников познавательных интересов, при этом необходимо определить критерии оценивания результатов образования. Роль познавательных интересов неоценима для всестороннего развития обучающихся Невозможно переоценить роль познавательных интересов для общего развития школьника и формирования его личности. Познавательность деятельность является родоначальником всех процессов сознания. Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные процессы, но все процессы сознательной деятельности.

Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников мало изучен и как методическая проблема мало разработан. Формирование познавательного интереса у младших школьников основывается на вооружении обучающихся новыми знаниями, умениями, навыками. Содействие воспитанию нравственных, эстетических качеств, развитие активности, самостоятельности, выявление потенциальных возможностей детей, реализация их, приобщение к творческой и поисковой деятельности – вот функциональное назначение формирования познавательного интереса.

Независимо от систематического совершенствования форм и методов работы, в развитии познавательных способностей во внеурочной деятельности имеются значительные пробелы. Работая над данной темой нами были использованы активные методы , так как использование таких методов внеурочной деятельности, превращает ученика в активного участника образовательного процесса, он не является пассивным сосудом, куда можно запихивать новые и новые знания, наоборот, обучающийся активно мыслить, выдвигает идеи, сомневается, опровергает ложные гипотезы.

Итак, актуальность нашего исследования определяется выдвигающимся противоречием: между не разработанностью необходимых педагогических условий для формирования познавательных интересов на основе учета процессуальной и содержательной сторон внеурочной деятельности и необходимостью формирования познавательного аспекта младших школьников.



В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования УУД, в частности, познавательных, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых познавательные интересы формируются на метапредметном уровне; организация занятий по внеурочной деятельности. Значит, формирование познавательных интересов – это существенная задача учителя в учебной и внеурочной деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.

Тема исследования: «Познавательный аспект внеурочной деятельности

младших школьников».

Цель исследования – разработать программу внеурочной деятельности, позволяющую формировать познавательные интересы у младших школьников.

Объект исследования: формирование познавательных интересов младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у младших школьников во внеурочное время.

Гипотеза: формирование познавательных интересов младших школьников будет происходить более эффективно:

- если выявлены структура и содержание познавательных интересов младших школьников;

- выявлены уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников;

- разработана и реализована программа по формированию познавательных интересов учащихся начальных классов;

- созданы педагогические условия для развития познавательных интересов учащихся во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1) проанализировать проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника на основе психолого-педагогической литературы;

2) выявить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов в процессе становления младшего школьника как субъекта внеурочной деятельности;

3) разработать программу внеурочной деятельности по формированию познавательных интересов младших школьников с использованием ИКТ-технологий.

Методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, А.К Марковой, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, И.Т. Огородниковой, М.Н. Шардакова, Г.И. Щукиной и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение, тестирование,; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); анализ результатов исследования.


База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 117 г. NNNN. В педагогическом эксперименте принимали участие два класса: 3»В» - 24 ученика, 3»А» - 25 учеников.

Этапы исследования:

I этап (сентябрь – ноябрь.) – изучение и анализ литературы по проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника.

II этап (декабрь– апрель)– проведение опытно-экспериментальной работы.

III этап (май)– анализ результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что при составлении программы внеурочной деятельности были объединены два направления внеурочной деятельности: научно-познавательное и проектное с целью формирования у обучающихся начальных классов познавательного интереса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами были выявлены эффективные педагогические условия, разработана программа, способствующая формированию познавательных интересов у младших школьников.

Краткое содержание и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка использованной литературы.

Задание 2. Работа с научной литературой. Составление библиографии исследования и аннотированного списка научных трудов по теме исследования в соответствии с действующими техническими требованиями

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пос. для слуш. ФПК директоров общеобразовар. шк.и в кач. учеб. пос. по спец. кур. для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психологич. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. -2-е изд. -М.: Педагогика, 2007. – 342с.

3. Брунер Дж. Психология познания /Д. Брунер. - М. : Просвещение, 2007.- 412 с.

4. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе школьного воспитания [Текст] / В.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2011.- 154 с.

5. Волков Б. С. Психология младшего школьника Уч. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. об-во России, 2004. – 252 с.

6. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997. – 127 с.


7. Газман О.С. В школу - с игрой /О.С. Газман. -- М. : Просвещение, 1991. - 33.

8. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.

9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1994 - 446 с.

10. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников / Н.В. Грачева. - Киров, 2003.- С.55.

11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина.- М. : Просвещение, 2002. - С.345.

12. Денисенко Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче/ Н.Денисенко // Школьное воспитание. - 1991. - № 3.- С.18.

13. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М. : Просвещение, 1998.-336 с.

14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А.Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - С.12-24.

15. Карпов Ю.В. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М. : Знание, 2009. - 38 с.

16. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Начальная школа-2012. - №11 / 12. - С. 29 - 31

17. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи.: Изд-во Саратовского пединститута, 2008. - С. 28.

18. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. т.5. / А.С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1998. - 99 с.

19. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - 5 с.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2003. – 454 с.

21. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015. – 324 с.

22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Оварова. - М. : Сфера, 2001. – 240 с.

23. Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности / П.И. Пидкасистый. – 2-е изд., Пед. о-во России, 2005. – 144 с.

24. Эльконин Д.Б. Психология игры учеб. пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин;. М. : Академия, 2007 . – 384 с.

Составление глоссарий

Аспект - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.