Файл: Художественноэстетические требования к формированию безбарьерной среды.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повышения наполняемости классов, увеличением классов-комплектов и максимального охвата обучением детей этой категории. Такое положение дел противоречило принятой в республике практике обучения детей с нарушениями в развитии в специальных школах и демонстрировало протекание не контролируемых процессов совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нормальными сверстниками, так называемой «псевдоинтеграции». Отечественная система специального образования развивалась по пути дифференциации сети специальных учреждений для детей с нарушениями развития. В целом анализ развития системы специального образования в РК показал, что к концу 90-х годов сложились устойчивые традиции сегрегированного обучения детей с недостатками в развитии в закрытых учебных заведениях. Эти традиции были закреплены как ведомственными нормативами, приказами, методическими рекомендациями, учебными программами, так и раздельной системой профессиональной подготовки кадров (ориентированность на профильную подготовку олигофренопедагогов, сурдопедагогов и логопедов). В истории развития отечественной системы специального образования можно выделить следующие факторы: - система специального образования в качественном и количественном параметрах не была рассчитана на оказание коррекционно-педагогической помощи всем нуждающей в ней детям, особо следует отметить детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста и детей, считавшихся «необучаемыми» (с глубокими интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами); - процессы интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы и детские сады носили стихийный, формальный характер. В целом, конец прошлого, начало нового столетия были для отечественной системы специального образования сложными и неоднозначными. Здесь можно отметить, что несмотря на объективные трудности переходного периода, специальное образование Республики Казахстан было сохранено и особенно важно, было поднято на качественно новый уровень и постепенно интегрировалось в мировое образовательное пространство. Реалии современного этапа развития системы специального образования обращают внимание проблемам создания мер по профилактике детской инвалидности, так как в РК эта проблема является одной из актуальных. Отметим, что особая роль в этом вопросе принадлежит оказанию ранней помощи детям и их семьям, во всем мире эта работа является одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Необходимо особо отметить преобразования, произошедшие в системе специального образования после принятия
Закона «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002), которые позволили определить многоступенчатую и многоплановую структуру системы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки и организаций, входящих в нее. Ситуация с обучением детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах была неблагополучной, так как на местах эти дети оставались без коррекционной педагогической поддержки. Принимая во внимание сложность педагогического феномена соотношения дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями, нужно принять и наличие серьезных проблем совместного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, решение которых еще предстоит. Стремление государства предоставить детям с психофизическими нарушениями возможность обучаться в общеобразовательных организациях заслуживает высокой оценки международных экспертов, однако на практике наблюдается тенденция стихийной интеграции без обоснованного отбора детей для совместного обучения со здоровыми детьми и без соответствующих условий для оказания коррекционной поддержки. В этом случае нужно отметить тот факт, что в специальных (коррекционных) организациях образования накоплен успешный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и именно в специальных организациях образования (специальных школах-интернатах) сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов-дефектологов, способных оказать консультативную помощь коллегам в массовых школах. В Республике Казахстан определение актуальных проблем включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс было начато в 90-х годах. Начиная с 2000 года в Республике Казахстан формируются новые ориентиры в образовательной политике в отношении детей с ограниченными возможностями, ведется активный поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки и адаптации детей. В систему общего образования стали внедряться процессы по интеграции детей с особыми потребностями в образовательную среду здоровых сверстников. Проводятся научные исследования, совершенствуется работа по изучению инновационных направлений в создании оптимальных условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. С учетом сложившихся обстоятельств специальным (коррекционные) организациям вменяется оказание нового вида услуг, а именно оказание консультативно-методической помощи учителям, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности и их родителям, а также коррекционно- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
В 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Министерством образования и науки РК были подготовлены и направлены в образовательные организации для использования в работе «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии». Согласно данным рекомендациям, прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обучения [1].
Образование детей с ограниченными возможностями и психолого- педагогическая коррекционная поддержка осуществляется:
1) в специальных организациях образования дифференцированных по видам нарушений обучающихся детей:
- неслышащих;
- слабослышащих;
- невидящих и слабовидящих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- легкими и умеренными нарушениями интеллекта.
2) в специальных классах с продленным днем при общеобразовательных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта;
3) в общеобразовательных школах, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями, включенных в обычный класс (инклюзивный класс).
В документе обозначено, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.). В методических рекомендациях отмечается, что коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования должна осуществляться специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом).
Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования должны осуществлять специалисты специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалисты медицинских учреждений на договорной основе. Прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации с рекомендованной формой обучения.
Организация деятельности специальных классов, в общеобразовательных школах регламентируется положениями Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.
С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений.
Специальные классы открываются при наличии контингента, имеющего соответствующие заключения ПМПК.
Коррекционные занятия для всех учащихся с ограниченными возможностями инклюзивных и специальных классов осуществляются специальными педагогами (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, психологом).
Основными компонентами структурно-функциональной модели образовательной среды являются:
а) механизмы отбора содержания образования, обеспечивающие введение специальных разделов, учитывающих задачи социальной адаптации детей;
б) особая организация обучения с использованием технологий коррекционно-реабилитационной направленности;
в) специфическая пространственно-временная организация образовательной среды, включая пролонгирование процесса обучения за рамками организации образования, что определено в содержании специального образования;
г) согласование действий квалифицированных специалистов разных профилей, участвующих в образовании детей с ограниченными возможностями.
Для успешной интеграции и обучения детей с ограниченными возможностями необходима инновационная образовательная модель. Модель безбарьерной образовательной среды должна опираться не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, должна добиваться от детей не запоминания, а понимания, должна культивировать не конкуренцию, а сотрудничество, ставить в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, и выводить его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебного процесса
. Данным требованиям на сегодняшний день отвечает система интегрированного обучения на основе развивающих технологий, которая нацелена на то, чтобы перевести ученика в состояние субъекта учения, сделать его активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.
Закона «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002), которые позволили определить многоступенчатую и многоплановую структуру системы социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки и организаций, входящих в нее. Ситуация с обучением детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах была неблагополучной, так как на местах эти дети оставались без коррекционной педагогической поддержки. Принимая во внимание сложность педагогического феномена соотношения дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями, нужно принять и наличие серьезных проблем совместного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, решение которых еще предстоит. Стремление государства предоставить детям с психофизическими нарушениями возможность обучаться в общеобразовательных организациях заслуживает высокой оценки международных экспертов, однако на практике наблюдается тенденция стихийной интеграции без обоснованного отбора детей для совместного обучения со здоровыми детьми и без соответствующих условий для оказания коррекционной поддержки. В этом случае нужно отметить тот факт, что в специальных (коррекционных) организациях образования накоплен успешный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и именно в специальных организациях образования (специальных школах-интернатах) сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов-дефектологов, способных оказать консультативную помощь коллегам в массовых школах. В Республике Казахстан определение актуальных проблем включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс было начато в 90-х годах. Начиная с 2000 года в Республике Казахстан формируются новые ориентиры в образовательной политике в отношении детей с ограниченными возможностями, ведется активный поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования, социальной поддержки и адаптации детей. В систему общего образования стали внедряться процессы по интеграции детей с особыми потребностями в образовательную среду здоровых сверстников. Проводятся научные исследования, совершенствуется работа по изучению инновационных направлений в создании оптимальных условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. С учетом сложившихся обстоятельств специальным (коррекционные) организациям вменяется оказание нового вида услуг, а именно оказание консультативно-методической помощи учителям, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности и их родителям, а также коррекционно- педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
В 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Министерством образования и науки РК были подготовлены и направлены в образовательные организации для использования в работе «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии». Согласно данным рекомендациям, прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обучения [1].
Образование детей с ограниченными возможностями и психолого- педагогическая коррекционная поддержка осуществляется:
1) в специальных организациях образования дифференцированных по видам нарушений обучающихся детей:
- неслышащих;
- слабослышащих;
- невидящих и слабовидящих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- легкими и умеренными нарушениями интеллекта.
2) в специальных классах с продленным днем при общеобразовательных школах для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта;
3) в общеобразовательных школах, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями, включенных в обычный класс (инклюзивный класс).
В документе обозначено, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.). В методических рекомендациях отмечается, что коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования должна осуществляться специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом).
Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования должны осуществлять специалисты специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалисты медицинских учреждений на договорной основе. Прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации с рекомендованной формой обучения.
Организация деятельности специальных классов, в общеобразовательных школах регламентируется положениями Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.
С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений.
Специальные классы открываются при наличии контингента, имеющего соответствующие заключения ПМПК.
Коррекционные занятия для всех учащихся с ограниченными возможностями инклюзивных и специальных классов осуществляются специальными педагогами (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, психологом).
Основными компонентами структурно-функциональной модели образовательной среды являются:
а) механизмы отбора содержания образования, обеспечивающие введение специальных разделов, учитывающих задачи социальной адаптации детей;
б) особая организация обучения с использованием технологий коррекционно-реабилитационной направленности;
в) специфическая пространственно-временная организация образовательной среды, включая пролонгирование процесса обучения за рамками организации образования, что определено в содержании специального образования;
г) согласование действий квалифицированных специалистов разных профилей, участвующих в образовании детей с ограниченными возможностями.
Для успешной интеграции и обучения детей с ограниченными возможностями необходима инновационная образовательная модель. Модель безбарьерной образовательной среды должна опираться не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, должна добиваться от детей не запоминания, а понимания, должна культивировать не конкуренцию, а сотрудничество, ставить в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, и выводить его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебного процесса
. Данным требованиям на сегодняшний день отвечает система интегрированного обучения на основе развивающих технологий, которая нацелена на то, чтобы перевести ученика в состояние субъекта учения, сделать его активным участником учебно-познавательного процесса, способного к самостоятельным умственным действиям осмысленного характера.