Файл: Значение творческого наследия а. С пушкина. Пушкин и наша современность.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. В.М. ПЕСКОВА»
Кантемировский филиал
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА:
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С ПУШКИНА. ПУШКИН И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ
Выполнил студент 2 курса
группы ТМ-211к
Тракторист-Машинист
Московка Владимир Иванович
Руководитель:
Ботнару Светлана Викторовна
Введение:
Известно, что пушкинские исследования - одна из наиболее изученных областей русской литературы, однако она далеко не исчерпана и требует от исследователей еще более пристального внимания. Тема данной исследовательской работы посвящена столь интересной и в то же время загадочной стороне творчества великого гения А.С. Пушкин как драма.
А.С. Пушкин как драматург открывается перед читателями с совершенно другой стороны. Более того, драматургические произведения писателя являются совершенно новым направлением в развитии русской драмы. Современники не понимали и не критиковали их, они были на планке выше своего времени, сегодня они удостоены мирового значения.
В чем гениальность пушкинской драмы? Поколения искали ответ на этот вопрос. Драматургия А.С. Пушкин сегодня все еще находится под завесой секретности.
Как показывает историографический обзор литературы, загадочность драматических произведений А.С. Пушкин рождается среди нерешенных вопросов до нашего времени.
Исследователь Н.В. Захаров выделяет вопрос о сценическом характере драмы А.С. Пушкина.
Исследователь задает вопрос, почему на протяжении всей истории развития театра не было возможности полностью выразить и полностью реализовать всю концепцию драмы А.С. Пушкина на сцене. С.Б. Рассадин также пытался изучить природу сцены, а точнее «не сцену» пьес А.С.Пушкин: «Пушкин - единственный великий драматург России, который еще не дошел до сцены», - написал он.
Как отмечает С.П. Бонди, «Пушкин создал драматические произведения особого рода, которые несколько отличаются от обычных театральных пьес и требуют от актеров какого-то необычного подхода к ним. Это, по-видимому, объясняет тот факт, что пьесы Пушкина до сих пор не освоены русским театром».
На основании сравнительного анализа точек зрения исследователей было отмечено сходство авторов в том, что изучение поэтики драматических произведений Пушкина требует особого внимания. Именно особенности поэтики драм великого гения являются препятствием для их театрального воплощения.
Еще один нерешенный вопрос - значение драмы в творчестве Пушкина. Под этим М.П. Алексеев понимает «формирование принципиально нового типа драмы и, более того, типа художественного мышления». Эта линия мысли подчеркивается во многих современных литературных произведениях.
Е.Г. Александрова отмечает, что «изучение драматического наследия Пушкина требует от исследователя детального, тщательного анализа текстов, понимания их контекстуальных связей, корреляционной связи с Писанием, изучения идейно-композиционной структуры и знаков препинания - символов».
Таким образом, проблема настоящего исследования состоит из противоречий:
-
между драмой как классическим жанром русской литературы и пушкинской драмой, как «другим», новым, отдельным жанром; -
между тем, что сцена является воплощением любых драматических произведений, и тем, что пушкинские драмы до сих пор вызывают затруднения в их театральной постановке.
Задача исследования определила формулировку дальнейшей цели и задач исследования, а также его объекта и предмета.
Целью исследования является описание основных проблем, связанных с изучением драматической системы А.С. Пушкин.
В задачи исследования входит:
- определить круг источников и литературы по проблеме исследования;
- выполнить историографический обзор исследуемой проблемы;
- проанализировать проблему исследования на основе драматических произведений А.С.Пушкина;
- раскрыть особенности творчества А. С. Пушкина;
- определить основные факторы, повлиявшие на формирование творческого наследия;
- привести соответствующие выводы исследования.
Объектом исследования являются драматические произведения А.С. Пушкин.
Предмет исследования - пути осмысления проблем драматургии А.С. Пушкина.
Исследование основано на рабочей гипотезе, которая предполагает, что драматические произведения А.С. Пушкина являются важным аспектом его творческого универсализма, основным стержнем которого является единство драматизации гармонии мира, с одной стороны, и превращение самой драматизации в некую систему, с другой. Это обстоятельство определяет одну из причин конфликта между драмой Пушкина и ее сценическим присутствием.
В работе использованы методы исследования, такие как анализ теоретических источников, сравнение и сопоставление различных точек зрения на проблему исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе современных исследований предпринята попытка разложить проблемы понимания драмы Пушкина на ряд важных компонентов и охарактеризовать их роль. Ответы на все эти вопросы представляются ключами к выявлению значения драматургии А.С.Пушкина в развитии русской литературы и мирового искусства в целом.
Опыт изучения драматического наследия А.С.Пушкина
Для оценки значимости драматических произведений А.С. Пушкину, прежде всего, представляется необходимым описать круг источников и литературы по этой теме.
Большое количество работ, которые начали создавать современники автора, посвящены драматургии А.С. Пушкина. Среди них особое место занимают работы В.Г. Белинского. Классические произведения, посвященные творчеству А.С. Пушкина включают в себя произведения Ю.М. Лотман и П.В. Анненков. В них драматические произведения А.С. Пушкину назначено определенное, но далеко не самое видное место. Такие авторы, как Н.Н. Арденс, С.М. Бонди, С.Б. Рассадин, М.Б. Загорский и Б.П. Городецкий, более осознанно затронули тему драмы Пушкина. Исследователи А.А. Аникст, Н. Козьмин посвящают свои работы пушкинской теории драмы. Стоит также отметить таких авторов, как В.М. Жирмунский, Ф.Д. Батюшков, Б.В. Томашевский, М.П. Алексеев, Н.П. Верховский, И.М. Нусинов, которые рассматривают особенности драматических произведений А.С. Пушкина по отношению к миру художественной литературы. Известна значимая работа А.А. Ахматовой, которая посвятила ее «Каменному гостю» А.С. Пушкина. Существует ряд глубоких и обстоятельных зарубежных исследований драматургии А.С. Пушкина у таких авторов, как А.Д. Бриггс, М. Гринлиф, Б. Шоу.
За последние пять лет были проведены значительные исследования пушкинской драматургии такими авторами, как Е.Г.Александрова, Н.В. Захаров, В.А. Луков, В.С. Макаров, Б.Н. Гайдин.
В работе проанализированы драматические произведения А.С. Пушкина, в ходе которого выяснилось, что они представляют собой довольно обширный материал. Здесь можно выделить собственные драматические произведения писателя, такие как «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». У него есть незаконченные пьесы «Сцены из рыцарских времен» и «Русалка», а также серия идей и эскизов пьес, которые не были опубликованы автором. Особое внимание следует также уделить его драматическим эпизодам в романах, сказках, рассказах и стихах.
В работах таких исследователей, как Н.В. Захаров, Б.В. Томашевский, Н.П. Верховский, С.Б. Рассадин, указывается, что отдельные партии у Евгения Онегина, а также некоторые стихи А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России
Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих впечатлений.
Пушкин не превратился в писателя повседневной жизни, фольклориста - благодаря очень тактично подобранным, житейским, земным деталям поэту удалось выразить душу народа. Точнее говоря, душа многих народов - в конце концов, всеобъемлющий гений Пушкина был действительно универсальным. В Испании он был испанцем, с греком он был греком, на Кавказе он был свободным альпинистом в полном смысле этого слова, с устаревшим человеком он дышит древностью прошлого, заглянет в хижину к крестьянину - он русский весь с ног до головы.
У него было много интересов, но история России была в центре его интересов.
Пушкин - это часть истории России, возможно, ее сердце.
Несомненно, Пушкин, как русский человек, пел славу величия своего государства, его славы и могущества.
Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая.
Прежде всего, будущее России для Пушкина это:
Русь свободная, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения.
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И под отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Русь просвещенная. Пушкин вложил в эту концепцию многогранный контент. Образование людей, совершенствование системы образования, свобода прессы и проявление общественного мнения. Торжество разума и справедливости во всех формах общественного и государственного устройства. Разумом будет управлять народная мудрость, а не благородство, а бюрократическое высокомерие и глупость.
Аристократия умов и талантов наконец займет свое место в обществе. Просвещение затронет все народы и народности многонациональной страны и выведет их из дикого государства, в котором они жили.
Русь гуманная, где осуществляются задушевные мечты Пушкина о самодовлеющем значении человеческой личности, о ее достоинстве, самоценности, неприкосновенности, независимости, где никто «для власти, для ливреи» не будет «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», где «самостоянье человека - залог величия его».
Русь могучая, победоносная.
Сильна ли Русь? Война и мир,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали -
Смотрите ж: все стоит она!
Победа! Сердцу служит час!
Россия! Встань и возвышайся!
Русь великая. Не отставая от других сил, не действуя по их указанию, но показывая им своим примером путь социального и духовного прогресса.
Русь в условиях «вечной свободы» и «вечного мира».
Еще в 1821 году, находясь в Кишиневе, Пушкин горячо исповедовал идею вечного мира. Рабство, королевская власть, войны неразумны, с ними покончено.
Россия в братской семье народов.
Пушкин, как и Адам Мицкевич, с которым он разделял «чистые мечты» в конце 1920-х годов, думал:
...О временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Пушкин в своих работах впервые показал миру, что такое русский человек, каковы особенности национального склада его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, жаждет. Какова его жизнь и обычаи. Какие социальные проблемы волнуют его.
Мы все чувствовали себя русскими с приходом Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним мы научились чувствовать гордость за русский народ, за его славную историю. Он был полон веры в великое будущее России.
Без него последующие российские таланты не развивались бы столь смело, не чувствовали бы в себе смелого и властного призыва - не следовать за Западом в художественных занятиях, а показать ему новые пути и возможности.
Пушкин предвидел появление такого массового русского человека, нашего современника, который сознательно стремится освоить все богатство, развитое человечеством до него, критически обработать его, сделать это богатство своим, и превратить его в творческие способности создавать и размножать новые достижения и ценности.
Пушкин показал пример этой гармонично развитой, универсально образованной личности, органично сочетающей художественное и образное и понятное мышление, эстетическое и научно-теоретическое овладение реальностью, осмысливая ее как по законам красоты, так и по законам логики, личности, овладения духовным богатством всего человечества и умножение в нем богатства собственного творчества, формирование которого стало самоцелью для развития нашего социалистического общества.
Пушкин был в России одним из первых, самых суровых и бескомпромиссных критиков буржуазной системы. Он надеялся, что эта судьба пройдет над Матерью-Россией.