Файл: Значение творческого наследия а. С пушкина. Пушкин и наша современность.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом, и эта аристократия оставила заметный отпечаток на всех общественно-политических взглядах. Он открыто гордился своим дворянством, наследственным дворянством, своими предками, которые не ладили с королями.
Наследственное дворянство казалось Пушкину олицетворением ума, дома, чести в российском обществе. Они являются носителями интеллекта и просвещения. Они - единственная сила в России, выступающая против царского абсолютизма, самодержавия, который окружает себя беспринципными выскочками - чиновниками, сановниками, которые быстро обрели личное дворянство и оттеснили более независимого и достойного, как казалось Пушкину, потомственного дворянства.
Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во времена своей славы он выучил, живя в деревне, латинский язык, которого он почти не знал, оставив лицей. Затем в Петербурге через несколько месяцев он изучал английский, чтобы мог читать поэтов. Он прекрасно знал французский. В зрелые годы он также изучал иврит и испанский, знал церковно-славянский и читал по-польски.
Универсальность А.С. Пушкина
Универсальность гения Пушкина проявилась не только в литературе, где он охватил все жанры и освоил все приемы европейской поэзии и прозы, но и в науках - в истории, философии, эстетике, лингвистике, этнографии, политической экономии, в Дело в том, что он интересовался также достижениями в области механики, геометрии.
Его работа является продолжением культурной древней традиции, в которой искусство, философия и наука оказываются в их единстве.
Если Пушкин не различал «взрывной» характер диалектики немецкой классической философии, то он удивительно правильно понял ее значение для развития естествознания, которое перешло в ползучий эмпиризм.
Наряду с работами историков и философов в Пушкинской библиотеке находятся работы экономистов.
Пушкин лучше понимал некоторые из самых сложных экономических вопросов не только по сравнению со своими современниками.
Глубокое знание истории, философии, политической экономии позволило Пушкину легко понять события международной политической жизни. Чтобы увидеть их значение, их направление, их возможный ход развития.
В суждениях Пушкина о политических событиях и политических деятелях его времени можно увидеть человека с большим государственным руководством и, как ни странно, трезвого и практичного политика. Перспектива влияния на государственные дела сама была в свое время привлекательна для него.
Пушкина интересовали самые неожиданные области знаний.
Интерес Пушкина к техническим и научным проблемам рос с годами.
Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым.
Поэт заставляет человека заботиться о счастье окружающих его людей, независимо от того, насколько это трудно для него самого.
Лирика любви и дружбы занимают огромное место в творчестве Пушкина. Для Пушкина характерны живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и пленить сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, стремление к жизни, радость жизни и тревоги. Пушкин - певец дружбы, благородного чувства, истоки которого заложены в самой природе этого человека. У него было много друзей. Пушкин считал, что дружба - это идеологическое объединение людей. Благодаря Пушкину мы понимаем, что когда с человеком приходят неприятности и испытания, дружба особенно необходима, дорогая.
Пушкин занимался темой любви всю жизнь. Он восхищается духовной и физической красотой человека. Любовная лирика поэта не позволяет сердцу оставаться холодным.
Поэзия Пушкина о природе русской земли прививает любовь к Родине.
Пушкинская работа всегда близка людям, потому что затрагивает самого интимного в человеке.
Размышляя о сложных политических вопросах, поэт никогда не забывает о прелести русской натуры. Поля, леса, реки, горы - как прекрасна Матушка-Русь! Россия была частью жизни Пушкина. Он родился, вырос здесь и оставался преданным ей всю свою жизнь. Его цель - возвысить Россию, прославить людей, которым он служит. Поэт был рожден, чтобы вдохновлять людей на чистые и добрые дела, вселять уверенность в их души и пробуждать красоту.
Какое творческое наследие оставил после себя А.С. Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя огромные богатства личного творчества. Множество писателей воспитывались лоном именно его поэзии, много читателей признали Пушкина, как лучшего из лучших. Однако особенный разговор - это его лирика, такая страстная, тоскливая и в какой-то мере грустная, но сладкая, интересная. Не счесть признаний в любви, которые протекали именно стихами Александра Сергеевича.
Полнота чувств ставит любое произведение Пушкина на вершину, которая до этого еще никем не досягалась. Вероятно, это банально, но я считаю, что лирика этого замечательного поэта будет жить всегда, ровно как и любовь. Каждая строка, слово носят в себе душу Пушкина. Возможно, именно поэтому каждое знаменитое пушкинское "послание" такое искреннее и нежное. Как раз такой характер носит его величайшее и очень красивое стихотворение "Мадонна", которое Александр Сергеевич написал в 1830-м году прямо накануне того, как связать узы брака с Натальей Гончаровой. Тридцатого апреля поэт послал своей возлюбленное письмо, в котором он поведал ей о картине художника из Италии Пьетро Перуджино и сравнил ее с белокурой мадонной.
Влияние творческого наследия А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы.
Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о грандиозном, стихийном и безусловном явлении. «Солнце нашей поэзии» - навсегда запомнила Россия слова Владимира Одоевского. А позднее Белинский сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. Пушкин – первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы. Его творчество было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников.
Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.
Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка.
Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино».
Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…».
Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года.
Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий.
Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе.
Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры.
Точка отсчета в творчестве А.С. Пушкина - «вся истина»
Точкой отсчета в творчестве Пушкина является «вся истина».
«Вся истина» - это не только эмпирическая, не только историческая правдивость. Это есть основа ценностной поэзии Пушкина.
«Вся истина» - солнце пушкинского мира, потому что он, будучи полным сумрака и зла, светел и солнечен. Мир Пушкина светел потому, что это не хаос, а космос.
Чувство национальной гордости было мощным источником творческого вдохновения Пушкина. Поэт гордился историей своей Родины, великой ролью русского народа в истории человечества.
Например, в Москве во время коронационных торжеств у Пушкина состоялся принципиальный разговор с царем. Не отказываясь от дружбы с участниками декабрьского восстания, Пушкин в то же время сделал решительный шаг навстречу власти. И власть в лице Николая I сделала шаг навстречу первому поэту России. Царь вернул Пушкину личную свободу, позволив ему жить везде, кроме Петербурга.
После поражения декабристов Пушкин, чувствуя себя посредником между правительством и образованным классом, призвал Николая I учиться у Петра Великого не столько политической жестокости. Как много милости. Так, 12 декабря 1826 года, в день рождения покойного Александра I, Пушкин пишет «Стансы», адресованные новому русскому императору:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье...
Семейным сходством будь же горд:
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
И в то же время в другом стихотворении поэт обратился к своим изгнанным друзьям со словами сочувствия:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье... (1827).
Многие упрекали Пушкина за неискренность в том, что он предал свободолюбивых идеалов своей юности, стали публично льстить царю, при этом тайно «оправдывая» своих жертв. Ответом на эти обвинения стала поэзия «Друзей» 1828 года, в которой Пушкин поэтически обосновывал свое новое общественно-жизненное положение:
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
О, нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит…
Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.
…беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
Милость недаром названа державным правом. Пушкин словно опровергает собственные юношеское стихотворение «Вольность», где прославлялся закон, который стоит выше государей. Теперь он убежден в ином.