Файл: Финансовый контроль: сущность и методы проведения(Понятие, сущность, методы и виды финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1214

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность Счетной палаты основывается на стандартах двух типов [4]:

  • стандарты организации деятельности Счетной палаты;
  • стандарты внешнего государственного аудита (контроля), производимого данным органом.

Стандарты организации деятельности Счетной палаты содержат правила, характеристики и процедуры по организации и осуществлению в Счетной палате планирования работы, ее методологического обеспечения, подготовки отчетности, взаимодействия с остальными контрольными органами и др.

Стандарты внешнего государственного аудита (контроля), производимого Счетной палатой, устанавливают общие правила, характеристики, требования и процедуры реализации Счетной палатой контрольной и экспертно-аналитической деятельности [14].

Стандарты обоих типов крайне важны для работы данного контрольного органа, их утверждает Коллегия Счетной палаты.

2.2. Анализ результатов деятельности Счетной палаты в 2017-2019 годах

Рассмотрим данные о результатах проведении Счетной палатой финансового контроля в 2017-2019 годах в различных аналитических разрезах. Важно заметить, что в анализе не учитывалась информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ.

В 2017-2019 годах Счетной палатой было проведено множество контрольных мероприятий (см. рисунок 6).

Рисунок 6 – Количество контрольных мероприятий, проведенных
Счетной палатой в 2017-2019 гг.

В ходе проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой РФ был обнаружен ряд нарушений. Их количество за период 2017-2019 гг. показано на рисунке 7.

Рисунок 7 – Количество нарушений, выявленных Счетной палатой

в 2017-2019 гг.

Таким образом, из рисунка видно, что ежегодно Счетная палата выявляет значительное число нарушений в сфере использования бюджетных средств и соблюдения финансовой дисциплины. В 2018 году число выявленных нарушений резко увеличилось, что может говорить как о временном ухудшении ситуации в сфере соблюдения законодательства, регулирующего использование финансовых ресурсов государства, так и об улучшении качества и точности контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой РФ.

Суммарная величина нарушений (в денежном выражении), выявленных Счетной палатой в 2017-2019 годах, иллюстрирует диаграмма на рисунке 8.


Рисунок 8 – Размер нарушений, выявленных Счетной палатой

в 2017-2019 гг., млрд. руб.

Таким образом, суммарно больше всего нарушений в сфере использования бюджетных средств и соблюдения финансовой дисциплины за рассматриваемый трехлетний период Счетной палатой РФ было обнаружено в 2017 году – нарушения были на сумму свыше 1,83 трлн. рублей. Можно сделать вывод, что размер нарушений и недостатков, связанных с использованием федеральных ресурсов, весьма значителен, однако он уменьшается. В 2019 году размер нарушений не столь велик, однако это обуславливается в том числе и тем, что за 2019 год Счетная палата провела пока не все запланированные мероприятия.

Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений приходится на:

  • нарушения при формировании и исполнении бюджетов,
  • нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчетности.

Наибольшее число нарушений было выявлено в:

  • Министерстве промышленности и торговли, Министерстве образования и науки, Федеральном агентстве научных организаций (в 2017 г.);
  • Федеральной таможенной службе (в 2018 году);
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная служба исполнения наказаний (в 2019 году).

Тот факт, что указанные нарушения сконцентрированы в ключевых ведомствах и правительственных структурах, а также значительный объем всех нарушений, представляет собой угрозу для финансовой безопасности Российской Федерации.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата выносила представления и предписания. Их число приведено на рисунке 9.

Как видно из рисунка, особенно много представлений и предписаний Счетной палатой РФ было вынесено в 2017 году, поскольку был очень велик и размер найденных нарушений. В 2019 году вынесено относительно мало представлений и предписаний, так были проведены еще не все запланированные контрольные мероприятия.

Рисунок 9 – Представления и предписания, вынесенные Счетной палатой.

Ситуацию с выполнением вынесенных Счетной палатой представлений и предписаний иллюстрирует рисунок 10.

Как видно из рисунка, ситуация с выполнением вынесенных Счетной палатой представлений и предписаний не лишена недостатков. Так, за 2017 и 2018 годы выполнено относительно мало представлений и предписаний, а за 2019 год вообще не выполнено ни одно из них. В процессе выполнения на данный момент находятся многие представления и предписания Счетной палаты. Были и представления и предписания, выполненные не полностью. В 2019 году подавляющее большинство представлений и предписаний не выполнено и даже не находятся в процессе выполнения.


Результаты проведенного анализа наглядно свидетельствуют о том, что контроль за выполнением представлений и предписаний Счетной палаты Российской Федерации недостаточный.

Рисунок 10 – Количество представлений и предписаний, вынесенных
Счетной палатой в 2017-2019 гг., в зависимости от статуса выполнения

Таким образом, по итогам проведенного анализа деятельности Счетной палаты РФ за последние три года можно заключить, что нарушения в сфере использования бюджетных средств встречаются регулярно, а их размер значителен. По результатам контрольных мероприятий в бюджет была возвращена значительная сумма денежных средств благодаря эффективным действиям Счетной палаты РФ. Можно заключить, что текущая деятельность Счетной палаты является результативной и помогает выявлять, устранять и компенсировать нарушения в виде нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Однако неудовлетворительна ситуация в части надлежащего и своевременного выполнения представлений и предписаний Счетной палаты Российской Федерации.

2.3. Направления совершенствования деятельности Счетной палаты РФ

В условиях недостатка финансовых ресурсов первоочередной задачей государственных органов является своевременное выявление и предупреждение рисков, способных оказать негативное влияние на реализацию бюджетных процедур, а также усиление контроля за расходованием бюджетных средств. В связи с этим одной из стратегических целей бюджетной политики РФ можно назвать повышение эффективности и результативности использования средств бюджетов. Но все это невозможно осуществить без грамотно построенной системы государственного финансового контроля.

В результате проведенного анализа действующей на данный момент системы государственного финансового контроля и деятельности Счетной палаты РФ в частности, были обнаружены некоторые недостатки, а именно:

    1. В бюджетном законодательстве отсутствует собственно само определение государственного финансового контроля и государственного аудита – в нем указаны виды, цели и другие характеристики, но само определение не дано [2].
    2. Нет единого федерального закона о системе государственного финансового контроля [6].
    3. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» как источник финансового права в сфере государственного финансового контроля обладает серьезным недостатком: он был издан давно – в 1996 году – и органы, на которые он возлагает полномочия по осуществлению контроля, уже много раз реформировались, многие перестали существовать и были заменены другими.
    4. Разнородность законодательства усложняет нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля: существует множество нормативно-правовых актов, в каждом из которых лишь отдельные главы и статьи посвящены вопросу государственного финансового контроля.
    5. Происходит дублирование функций в сфере осуществления государственного финансового контроля.
    6. Многозвенность органов государственного финансового контроля снижает его эффективность, отсутствует ясное разграничение областей деятельности, что влечет за собой различные коллизии и нередкое перекладывание ответственности [12].
    7. Несогласованность действий Счетной палаты Российской Федерации и других контрольно-счетных органов, неразвитость системы обмена опытом контрольной деятельности и данных о проведенных ревизиях и проверках оказывают негативное влияние на качество финансового контроля [15].

Выявленные недостатки снижают эффективность системы государственного финансового контроля и требуют устранения в целях совершенствования контроля за использованием бюджетных средств.

Одной из стратегических целей бюджетной политики РФ можно назвать повышение эффективности и результативности использования средств бюджетов. Однако в современных условиях невозможно обеспечить единые подходы к осуществлению государственного финансового контроля за использованием федеральных ресурсов без развития нормативно-правового регулирования и методического обеспечения этого процесса [16].

Чтобы эффективно и результативно проводить государственный внешний и внутренний аудит, контролировать получателей государственных бюджетных средств, управляющих финансовыми и иными ресурсами, предоставляемыми им для исполнения полномочий и оказания установленного набора услуг, нужно иметь четкую нормативную базу, понятно и ясно распределить полномочия и в целом грамотно построить систему государственного финансового контроля в России.

Важной задачей является создание федерального закона «О государственном финансовом контроле» как основополагающего правового акта, являющегося своего рода системообразующим звеном общей системы нормативно-правовых актов в сфере государственного финансового контроля. Кроме этого, важно совершенствование всего нормативно-правового регулирования финансового контроля в РФ [12].

Необходимо исключить дублирования функций в сфере осуществления государственного финансового контроля, совершенствовать организационную структуру органов государственного финансового контроля и взаимодействия органов финансового контроля между собой, повышая согласованность действий Счетной палаты и других контрольно-счетных органов, развивать систему обмена опытом контрольной деятельности между Счетной палатой и другими органами государственного контроля и аудита [15].

Необходимо установить строгий контроль за исполнением представлений и предписаний Счетной палаты, исключающий отказ или затягивание выполнения установленных мер [8]. При этом важно помнить, что контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, задачей которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов.

И чем раньше будут выявлены отклонения, тем больше будет возможностей принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в дальнейшем будущем.


Таким образом, можно резюмировать, что в условиях сложной финансово-экономической ситуации основным направлением совершенствования деятельности финансовых контролеров должен стать контроль за обоснованностью, эффективностью и результативностью бюджетных расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В условиях недостатка финансовых ресурсов первоочередной задачей государственных органов является своевременное выявление и предупреждение рисков, способных оказать негативное влияние на реализацию бюджетных процедур, а также усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Но все это невозможно осуществить без грамотно построенной системы финансового контроля.

Государственный аудит занимает важное место в системе государственного финансового контроля. Государственный аудит в качестве функции управления представляет собой процесс, при котором устанавливают степень достижения целей, поставленных перед объектом управления. Государственный аудит состоит в том, чтобы выявлять соответствие фактической деятельности управляемой системы принятым управленческим решениям, и в случае их несоответствия разрабатывать необходимые корректирующие воздействия.

Счетная палата Российской Федерации – орган финансового контроля (аудита), подотчетный Федеральному Собранию РФ. Нормативно-правовые основы работы Счетной палаты устанавливаются Конституцией РФ, БК РФ, ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная плата является важнейшим звеном в системе финансового контроля в России. Именно поэтому анализ и совершенствование ее деятельности стратегически важен для социально-экономической устойчивости страны в условиях текущего экономического кризиса.

По итогам проведенного анализа деятельности Счетной палаты Российской Федерации за последние три года был сделан вывод, что нарушения в сфере использования бюджетных средств встречаются регулярно, а их размер значителен. По результатам контрольных мероприятий в бюджет была возвращена значительная сумма денежных средств благодаря эффективным действиям Счетной палаты Российской Федерации. Можно заключить, что текущая деятельность Счетной палаты является результативной и помогает выявлять, устранять и компенсировать нарушения в виде нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Однако неудовлетворительна ситуация в части надлежащего и своевременного выполнения представлений и предписаний Счетной палаты РФ.