Файл: Финансовый контроль: сущность и методы проведения(Понятие, сущность, методы и виды финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1215

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мощь и национальная безопасность государства являются гарантиями независимости страны и условиями стабильной и эффективной жизнедеятельности общества. Одной из важнейших составляющих безопасности государства является его финансовая безопасность. Для ее поддержания государство прикладывает огромные усилия, принимает действенные меры, строго следит за развитием финансовой сферы и сохранностью финансовых ресурсов страны.

Одним из способов обеспечения финансовой безопасности служит контроль за использованием бюджетных средств: без него было бы невозможно обеспечить безопасное функционирование сферы государственных и муниципальных финансов. Для этого организована система финансового контроля, которая следит за законностью, разумностью и эффективностью использования финансовых ресурсов государства.

Важнейшим звеном в системе финансового контроля является Счетная плата Российской Федерации. Анализ и совершенствование ее деятельности стратегически важен для социально-экономической устойчивости страны в условиях текущего экономического кризиса.

Исходя из вышеизложенного, тема данной курсовой работы представляется особенно актуальной.

Цель данного исследования – изучить сущность и методы проведения финансового контроля.

Данная цель определила необходимость решить в ходе исследования ряд задач, а именно:

  • раскрыть понятие, сущность, методы и виды финансового контроля;
  • рассмотреть государственный аудит в системе государственного финансового контроля;
  • изучить Счетную палату как орган финансового контроля;
  • рассмотреть нормативно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ;
  • проанализировать результаты деятельности Счетной палаты за три года;
  • рекомендовать направления совершенствования деятельности Счетной палаты РФ как органа финансового контроля.

Объектом исследования является финансовый контроль. Предмет исследования – сущность и методы проведения финансового контроля.

Теоретико-методологической базой исследования послужили положения и теории, изложенные в трудах отечественных ученых, изучающих проблемы финансового контроля, а также нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.


Эмпирической базой исследования явились статистические данные Счетной палаты РФ и портала государственного и муниципального финансового аудита (контроля).

Методы исследования. В ходе исследования использовался диалектический метод познания, применялись методы сравнения, классификации, аналогии и обобщения, метод статистического и причинно-следственного анализа, метод синтеза.

Структура работы. Исходя из поставленной цели и решаемых задач была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Понятие, сущность, методы и виды финансового контроля

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств и правильности и эффективности их использования [6].

Финансовый контроль служит основным способом обеспечения законного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает и устраняет злоупотребления и расточительность и выявляет случаи хищений денежных средств и других ценностей.

Финансовый контроль осуществляют различные субъекты контроля, а именно органы государственной власти, органы местного самоуправления, аудиторские фирмы и т.д. Его эффективность и действенность во многом зависит от степени их сотрудничества и взаимодействия.

Существуют различные классификации финансового контроля.

В зависимости от времени осуществления контроля его подразделяют на [8]:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до выполнения некоего финансового мероприятия (к примеру, проверка законности содержания и правильности составления документов, на основании которых производится получение или расходование денежных средств) [12].


Текущий контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств [7]. К примеру, фактическая величина расходов регулярно сопоставляется с установленными нормативными показателями для оперативного выявления отклонений от плана.

Последующий контроль осуществляется уже после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их обоснованности и законности. Данная форма финансового контроля проводится в основном за счет анализа различных отчетов и балансов [20].

В соответствии с другой классификацией, выделяют две формы финансового контроля [17]:

1) обязательный контроль;

2) инициативный контроль.

Обязательный финансовый контроль осуществляется в силу требований законодательства или по решению уполномоченных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль может быть организован по решению управляющего органа самого контролируемого объекта (фирмы, учреждения и т.п.).

Существуют и иные основания для классификации финансового контроля. Исходя из субъекта финансового контроля, выделяют следующие его виды [14]:

  1. государственный;
  2. вышестоящий;
  3. внутрихозяйственный;
  4. независимый (коммерческий) контроль – аудит;
  5. общественный.

Государственный контроль – это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства России и субъектов Российской Федерации, законности, целесообразности и результативности расходования государственных финансовых и материальных ресурсов.

Он, в свою очередь, подразделяется на:

    1. Внешний государственный контроль (в том числе бюджетный контроль) – проводится Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Федерации [15].
    2. Внутренний государственный контроль (в том числе бюджетный контроль) – его осуществляет Федеральное казначейство.
    3. Налоговый, таможенный и валютный контроль – проводит Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
    4. Денежно-кредитный контроль: за него отвечает Банк России, выполняя функции надзорного органа за деятельностью кредитных организаций и банков; коммерческие банки, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью и законностью осуществления экономическими субъектами расчетно-кассовых операций [8].
    5. Страховой контроль – Банк России.
    6. Правоохранительный контроль – Прокуратура РФ, органы МВД РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности, целесообразности и эффективности расходования государственных финансовых ресурсов и объектов государственной собственности.

К задачам государственного финансового контроля относятся [13]:

  1. проверка сохранности, эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;
  2. экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;
  3. предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;
  4. обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;
  5. проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Таким образом, финансовый контроль служит основным способом обеспечения законного ведения финансово-хозяйственной деятельности и надлежащего использования бюджетных средств.

Как уже было сказано, государственный контроль представляет собой проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства России и субъектов Российской Федерации, законности, целесообразности и результативности расходования государственных финансовых и материальных ресурсов [6].

Основные методы финансового контроля следующие (см. рисунок 1).

Методы финансового контроля

Наблюдение

Проверка

Ревизия

Обследование

Анализ

Санкционирование операций

Рисунок 1 – Основные методы финансового контроля [17]

Нужно сказать, что между данными методами нет точных границ, они находятся во взаимосвязи и включают в себя элементы друг друга. Выбор методов контроля зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа.

Осуществляемый финансовый контроль должен соответствовать следующим принципам [15]:

  • плановости;
  • законности;
  • системности;
  • объективности;
  • эффективности;
  • непрерывности;
  • гласности;
  • независимости.

Нормативной базой для государственного финансового контроля служит множество нормативных правовых актов, основными из которых являются:

  1. Конституция Российской Федерации [1];
  2. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [5];
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [2].

Эти нормативные акты устанавливают основы всей системы государственного финансового контроля в России и имеют своей целью обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также конкретизацию отдельных аспектов деятельности контрольных органов в России.

Так, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» устанавливает, что в России государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [5].

Данный Указ предписывает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Согласно данному Указу, средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений [5].

Минусом данного Указа как источника финансового права в сфере государственного финансового контроля можно назвать то, что он был издан давно – в 1996 году – и органы, на которые он возлагает полномочия по осуществлению контроля, уже много раз реформировались, многие перестали существовать и были заменены другими. К примеру, Государственный таможенный комитет Российской Федерации уже не существует, его место заняла Федеральная таможенная служба.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) также затрагивает вопросы государственного финансового контроля. Глава 26 БК РФ устанавливает основы государственного (муниципального) финансового контроля и определяет его цель следующим образом: «обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения» [2].

В главе 26 БК РФ подробно перечислены объекты государственного финансового контроля, даны характеристики таким методам государственного финансового контроля, как проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций [2].