Файл: Урока. Предмет окружающий мир (дистанционное обучение) Класс 4а Тема Леса России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План проведения урока.

Предмет: окружающий мир (дистанционное обучение)

Класс:

Тема: Леса России.

Цель: познакомишься с зоной лесов России, узнаешь какие бывают леса, будешь учиться сравнивать природу различных лесных зон.

Выполните задания по следующему алгоритму:

1.ПОВТОРИМ.

Ответьте устно:

-По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?

-Покажите на карте расположение зоны тундры, назовите географическое положение.



-Расскажите о климате тундры зимой, летом.

-Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?

-Какие животные встречаются в тундре?
2. Поиграем в игру «Верно ли, что…»

1) Оформи запись в тетради:

03.03. Классная работа.

2) Ответь на вопросы, если ты согласен с высказыванием , то поставь +, если не согласен, то поставь -.

Образец:

1.+

1.Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью.

2.Природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето.

3.Главное занятие коренного населения - это земледелие.

4.В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5.В тундре обитают песцы, лемминги, волки.

6.Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7.Дикие северные олени обычно живут стадами.

8.В тундре добывают нефть и природный газ.

9. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
2.РАЗБИРАЕМ ВМЕСТЕ.

2.1.Прочитайте стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский)

-В этом стихотворении спрятана тема и задачи нашего урока.

-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (В зону лесов)

-     Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня, - «Леса России»


- Автор стихотворения говорит «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

Ответьте устно:

- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые) 

-Давайте поставим перед собой цель урока, что должны будем узнать?

(Какие леса входят в зону лесов)

-Какой вопрос можем задать?

Почему одни леса темные, а другие- светлые?

-  А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

-На основе всего вышесказанного давайте составим план изучения зоны лесов.

-С чего начнем? С чего начинаем изучение зоны? (расположение на карте)

-Географическое положение

-Далее, что будем разбирать?

Температура?

-Климат, климатические условия

-И потом?

Растительный и животный мир зоны лесов.

Зона лесов.

План изучения:

-Географическое положение

-Климат

-Растительный мир

-Животный мир
2.2.Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр26.

По ходу урока мы будем заполнять данную таблицу.
1.Нарчертите ее в тетрадь.

Природная зона

Зона леса.

Положение зоны




Климат




Растения




Животные




Птицы




Занятия населения




Почему одни леса темные, а другие – светлые?

Давайте попробуем найти ответ на вопрос! Найдите на карте природную зону лесов. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Большей частью она расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. Состоит она из трех частей.




Самая большая часть – тайга. Она закрашена темно-зеленым цветом.

Смешанные леса тоже окрашены в зеленый цвет, но светлее. А широколиственные леса в еще более светлый цвет, чем смешанные. Получается, между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Это лесотундраЛесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Здесь одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим меньше.

Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?

Что растет в смешанных и широколиственных лесах?

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Откройте учебник на стр.18, 20 и прочитайте статью «Тайга».

- Перечислите, какие деревья произрастают в тайге.
Прочитайте статью «Смешанные и широколиственные леса» на стр.26.

Ответьте устно:

- Какие деревья произрастают ?

- Какие условия благоприятны для роста деревьев?
Животный мир лесной зоны разнообразен. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы. белки, глухари, бурундуки, полевки.
.      

Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы. На зиму делает запасы из кедровых орехов многие звери. Белка - летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать. У нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный. Может быстро бегать , прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник , имеет пятнистый окрас. По
бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц – беляк на зиму меняет окрас. Становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. Все эти животные и растения – жители леса. А чем же является лес для человека?

Лес – это место отдыха для человека, так как человеку нет ничего милее, чем бродить и думать в лесу. А почему тогда лес – это аптека? Потому что в лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. А как лес может обогреть человека?

Ч еловек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу. Получается, лес для человека – это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Карандаши, линейка, тетради, книги тоже сделаны из дерева. В лесу нас ждут рябина, орехи и цветы, душистая малина, грибы. Получается, лес - это дом для растений и животных, грибов. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Л ес – защитник водоемов и почв. Там, где растет лес. Не мелеют реки. Лес «питает» их. Лес защищает почвы от ветра. А корни растений не дают почве разрушаться. Получается лес – это дом, защитник, источник, аптека и место отдыха. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Н е по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Например. Вырубка леса имеет некое добро и зло. Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора. Сейчас, после работы лесорубов лес почти исчезает. Редеет на глазах. Получается, птицы и звери останутся без дома? Было время, когда люди убивали животных, добывая себе пищу. Сейчас же неумеренная охота привела к почти полному истреблению некоторых животных. Таких людей называют браконьерами.

Государство наказывает таких людей по закону. Многие виды животных взяты под охрану.

Растения и животные. занесенные в Красную книг
, находятся под особой охраной. Многие виды животных взяты под охрану. Растения и животные. занесенные в Красную книг, находятся под особой охраной.

Такие растения, как: женьшень, венерин башмачок. Птицы: филин, утка- мандаринка. Звери: зубр, амурский тигр.

Лес - наше богатство.

Лес – легкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(выполняй упражнение)



4. СДЕЛАЙ САМ.

Выполните задание:

1.





2.



3.


5.ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

- С какой зоной познакомились?

- Какие леса присутствуют в этой зоне?

- Какие климатические особенности зоны запомнили?

- Назовите по три представителя растительного и животного мира зоны лесов России.
Дополнительное задание: по желанию ты можешь пройти по ссылке и посмотреть видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/3941/main/158580/
6. Сфотографируй страницы выполненной работы и отправь учителю.
Желаю удачи!