Файл: Урока. Предмет окружающий мир (дистанционное обучение) Класс 4а Тема Леса России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План проведения урока.
Предмет: окружающий мир (дистанционное обучение)
Класс: 4а
Тема: Леса России.
Цель: познакомишься с зоной лесов России, узнаешь какие бывают леса, будешь учиться сравнивать природу различных лесных зон.
Выполните задания по следующему алгоритму:
1.ПОВТОРИМ.
Ответьте устно:
-По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?
-Покажите на карте расположение зоны тундры, назовите географическое положение.
-Расскажите о климате тундры зимой, летом.
-Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
-Какие животные встречаются в тундре?
2. Поиграем в игру «Верно ли, что…»
1) Оформи запись в тетради:
03.03. Классная работа.
2) Ответь на вопросы, если ты согласен с высказыванием , то поставь +, если не согласен, то поставь -.
Образец:
1.+
1.Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью.
2.Природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето.
3.Главное занятие коренного населения - это земледелие.
4.В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
5.В тундре обитают песцы, лемминги, волки.
6.Растения тундры высоко тянутся к солнцу.
7.Дикие северные олени обычно живут стадами.
8.В тундре добывают нефть и природный газ.
9. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
2.РАЗБИРАЕМ ВМЕСТЕ.
2.1.Прочитайте стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский)
-В этом стихотворении спрятана тема и задачи нашего урока.
-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (В зону лесов)
- Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня, - «Леса России»
- Автор стихотворения говорит «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
Ответьте устно:
- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)
-Давайте поставим перед собой цель урока, что должны будем узнать?
(Какие леса входят в зону лесов)
-Какой вопрос можем задать?
Почему одни леса темные, а другие- светлые?
- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
-На основе всего вышесказанного давайте составим план изучения зоны лесов.
-С чего начнем? С чего начинаем изучение зоны? (расположение на карте)
-Географическое положение
-Далее, что будем разбирать?
Температура?
-Климат, климатические условия
-И потом?
Растительный и животный мир зоны лесов.
Зона лесов.
План изучения:
-Географическое положение
-Климат
-Растительный мир
-Животный мир
2.2.Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр26.
По ходу урока мы будем заполнять данную таблицу.
1.Нарчертите ее в тетрадь.
Природная зона | Зона леса. |
Положение зоны | |
Климат | |
Растения | |
Животные | |
Птицы | |
Занятия населения | |
Почему одни леса темные, а другие – светлые?
Давайте попробуем найти ответ на вопрос! Найдите на карте природную зону лесов. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Большей частью она расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. Состоит она из трех частей.
Самая большая часть – тайга. Она закрашена темно-зеленым цветом.
Смешанные леса тоже окрашены в зеленый цвет, но светлее. А широколиственные леса в еще более светлый цвет, чем смешанные. Получается, между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Это лесотундра. Лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Здесь одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим меньше.
Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге?
Что растет в смешанных и широколиственных лесах?
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Откройте учебник на стр.18, 20 и прочитайте статью «Тайга».
- Перечислите, какие деревья произрастают в тайге.
Прочитайте статью «Смешанные и широколиственные леса» на стр.26.
Ответьте устно:
- Какие деревья произрастают ?
- Какие условия благоприятны для роста деревьев?
Животный мир лесной зоны разнообразен. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы. белки, глухари, бурундуки, полевки.
.
Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы. На зиму делает запасы из кедровых орехов многие звери. Белка - летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать. У нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный. Может быстро бегать , прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник , имеет пятнистый окрас. По
бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц – беляк на зиму меняет окрас. Становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. Все эти животные и растения – жители леса. А чем же является лес для человека?
Лес – это место отдыха для человека, так как человеку нет ничего милее, чем бродить и думать в лесу. А почему тогда лес – это аптека? Потому что в лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. А как лес может обогреть человека?
Ч еловек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу. Получается, лес для человека – это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Карандаши, линейка, тетради, книги тоже сделаны из дерева. В лесу нас ждут рябина, орехи и цветы, душистая малина, грибы. Получается, лес - это дом для растений и животных, грибов. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
Л ес – защитник водоемов и почв. Там, где растет лес. Не мелеют реки. Лес «питает» их. Лес защищает почвы от ветра. А корни растений не дают почве разрушаться. Получается лес – это дом, защитник, источник, аптека и место отдыха. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Н е по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Например. Вырубка леса имеет некое добро и зло. Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора. Сейчас, после работы лесорубов лес почти исчезает. Редеет на глазах. Получается, птицы и звери останутся без дома? Было время, когда люди убивали животных, добывая себе пищу. Сейчас же неумеренная охота привела к почти полному истреблению некоторых животных. Таких людей называют браконьерами.
Государство наказывает таких людей по закону. Многие виды животных взяты под охрану.
Растения и животные. занесенные в Красную книг
, находятся под особой охраной. Многие виды животных взяты под охрану. Растения и животные. занесенные в Красную книг, находятся под особой охраной.
Такие растения, как: женьшень, венерин башмачок. Птицы: филин, утка- мандаринка. Звери: зубр, амурский тигр.
Лес - наше богатство.
Лес – легкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям!
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(выполняй упражнение)
4. СДЕЛАЙ САМ.
Выполните задание:
1.
2.
3.
5.ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- С какой зоной познакомились?
- Какие леса присутствуют в этой зоне?
- Какие климатические особенности зоны запомнили?
- Назовите по три представителя растительного и животного мира зоны лесов России.
Дополнительное задание: по желанию ты можешь пройти по ссылке и посмотреть видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/3941/main/158580/
6. Сфотографируй страницы выполненной работы и отправь учителю.
Желаю удачи!