Файл: Теоретические основы социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Определение адресных программ социальной поддержки нуждающихся: вопрос о развитии адресных программ социальной поддержки уместен только тогда, когда таковыми считаются программы, предоставляющие поддержку на основе применения критериев нуждаемости, а не принадлежности к отдельным категориям населения.

5) Преодоление иждивенческих настроений: реализация адресных программ, нацеленных на преодоление нуждаемости, осуществляется на основе принципа взаимных обязательств донора и реципиента (принцип социального контракта), призванных задействовать собственный потенциал получателей социальной помощи.

Учитывая сложности учета доходов и имущественной обеспеченности и распространенность неформальной занятости, предлагается использовать систему фильтров доступа к мерам социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости. При предоставлении пособий на текущее потребление предлагается использовать следующие правила исключения из числа получателей пособий по нуждаемости. [19]

В городских округах и городских поселениях:

-  если в собственности у кого-либо из членов семьи (у одиноко проживающего гражданина), имеется два и более жилых помещений;

-  если в собственности хотя бы у одного членов семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство;

- если в собственности хотя бы у одного из членов семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется легковой и/или коммерческий автомобиль не старше двух лет;

-   если в собственности у членов семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется 2 и более легковых и/или коммерческих автомобилей;

-   если в семье (у одиноко проживающего гражданина) имеются в собственности плавсредства (маломерные суда, кроме моторных лодок, гидроциклы), зарегистрированные в Государственной инспекции по маломерным судам.

В сельских поселениях:

-   если хотя бы у одного члена семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется в собственности сельскохозяйственная техника, состоящая на учете в органах Гостехнадзора;

-  если в хозяйстве семье (одиноко проживающего гражданина) имеются в собственности домашний скот в количестве, превышающем 2 головы крупного рогатого скота (КРС) или их эквивалент по иному домашнему скоту. Рекомендуется использовать следующие коэффициенты эквивалентности: 1 голова КРС = 10 овец/коз = 3 свиньи = 0,5 лошади = 20 кроликов = 25 голов домашней птицы = 10 пчелиных семей. Коэффициенты эквивалентности по другим видам домашнего скота (северные олени, ослы, верблюды и др.) устанавливаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;


-  если в собственности хотя бы у одного из членов семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется легковой и/или коммерческий автомобиль не старше двух лет;

- если в собственности у членов семьи (у одиноко проживающего гражданина) имеется 2 и более легковых и/или коммерческих автомобилей;

-  если в семье (у одиноко проживающего гражданина) имеются в собственности плавсредства (маломерные суда, кроме моторных лодок, гидроциклы), зарегистрированные в Государственной инспекции по маломерным судам.

В решении обозначенных выше вопросов есть определенные развилки, которые требуют дальнейшего обсуждения. В части расчета душевых доходов переход на единую модель их измерения потребует существенных изменений в программе региональных компенсационных доплат к пенсии, которая в настоящее время использует индивидуальные доходы получателей для оценки нуждаемости.

Поскольку на этапе падения душевых доходов любые изменения адресных программ для нуждающихся воспринимаются негативно, предлагается проводить эту модернизацию на этапе роста доходов, который по макроэкономическим прогнозам ожидается после 2019 г. [16]

Не завершена дискуссия относительно порогового значения минимального дохода для социальных программ по льготному или бесплатному предоставлению гражданину/семье товаров и услуг. Формально оно должно быть установлено на уровне душевого прожиточного минимума. Однако Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ввел критерий нуждаемости на уровне 1,5ПМ, что лучше согласуется с субъективными представлениями населения о нуждаемости. Предлагаем данный подход сделать базовым для всех адресных программ по предоставлению товаров и услуг. Нет консенсуса и относительно методов преодоления проблем оценки доходов в условиях широкой распространенности неформальной занятости.

Помимо фильтров на имущественную обеспеченность, на практике применяются еще два подхода: 

- экономически неактивных в трудоспособном возрасте не учитывают в составе семьи при определении порогового значения минимального дохода для семьи/домохозяйства при оценке нуждаемости;

- метод вмененного дохода – при наличии в домохозяйстве экономически неактивных в трудоспособном возрасте дооценивать доходы домохозяйства на величину средней/минимальной заработной платы в регионе. Индивидуальные заработки граждан в трудоспособном возрасте дооцениваются, если гражданин не является: работающим (включая отпуск по уходу за ребенком и периоды временной нетрудоспособности), студентом или учащимся дневной формы обучения; пенсионером; зарегистрированным безработным. При этом его индивидуальные доходы ниже минимального размера оплаты труда;


Для организации источников информации о потребности в социальном обеспечении и участии населения в социальной поддержке необходима единая государственная информационная система в области социального обеспечения населения (далее ЕГИССО), позволяющая оценивать доходы и имущество домохозяйств и граждан на основе интегрирования из различных регистров информации, консолидируемой по СНИЛС.

Создание такой системы предусмотрено Федеральным законом 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Разработчиком системы является Пенсионный фонд России. Необходимо добиться того, чтобы она позволяла оценивать нуждаемость граждан и домашних хозяйств. Эта система в состоянии реализовывать данные функции, важно поставить перед ней такие задачи.

Заключение

Социальная защита - система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

При анализе инструментов социальной защиты важным элементом являются финансовые инструменты, которые используются непосредственно при реализации целевых установок. Таким образом, инструменты социальной защиты зависят от приоритетности общегосударственных задач и категорий граждан, что проявляется в дифференциации форм финансовой поддержки.

Проанализировав современные системы социального обслуживания зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что каждая из моделей имеет свои достоинства и недостатки. Однако, в последнее время экономическая ситуация в мире складывается не всегда благополучно. Кризисные явления затронули большинство стран в той или иной степени, а это значит, что перед государством стоит задача в разработке антикризисных программ и поддержания социальной стабильности в обществе. Если сравнивать российскую систему социальной защиты с зарубежными странами, то можно заметить, что она имеет свои особенности и полностью не совпадает ни с одной из рассмотренных моделей.


Расходы федерального бюджета в этой сфере отличаются высокой степенью концентрации: на первую тройку самых крупных по затратам мер социальной поддержки (предоставление материнского (семейного) капитала, ежемесячная денежная выплата инвалидам, оплата жилищно-коммунальных услуг) приходится более половины всех расходов на меры социальной поддержки, а на первые семь – более 70% расходов. При этом самые затратные статьи растут быстрее других, вследствие чего за 2014-2016 гг. концентрация расходов выросла (на 2 проц. пункта). Значительное увеличение бюджетных ассигнований на предоставление материнского капитала обусловлено, прежде всего, приростом численности семей, распорядившихся его средствами, тогда как расходы на ежемесячную денежную выплату инвалидам и ветеранам растут за счет увеличения среднего размера выплат при снижении общей численности получателей.

К проблемам финансового обеспечения государственной социальной защите населения в России можно отнести следующее:

- экономические и финансовые риски связаны с возможными колебаниями в экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий, что осложнит оказание мер социальной защиты ветеранов и, как следствие, к росту социальной напряженности в обществе. С этой целью необходима минимизация указанных рисков, а именно совершенствовать нормативное правовое регулирование сферы социальной защиты населения; совершенствование предоставления мер социальной защиты отдельных категорий граждан, в частности ветеранам, путем усиления адресности ее предоставления в денежной форме, а также в форме услуг социального обслуживания с учетом нуждаемости; привлечения к реализации мероприятий средств федерального и местных бюджетов, иных источников финансирования;

- социальные риски. Одним из основных рисков является макроэкономическое условие развития Российской Федерации, как следствие, отсутствие официальных источников доходов у граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Социальные риски связаны также с дефицитом кадров системы социального обслуживания населения;

- непредвиденные риски. Связаны с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, с природными и техногенными катастрофами. Возникновение непредвиденных рисков может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф;


- информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации основных направлений в области социальной поддержки населения;

- организационные риски. Связаны с ошибками управления реализации основных направлений в области социальной поддержки ветеранов. Неприятие мер урегулированию организационных рисков может повлечь нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств, невыполнения ряда направлений в области финансового обеспечения социальной поддержки ветеранов или нарушения сроков их выполнения.

- снижение качества жизни отдельных (беднейших) категорий населения;

- отсутствие государственной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и, как следствие, снижение качества жизни;

- несоответствие предоставляемых услуг установленным государственным стандартам социального обслуживания населения, нарушение норм безопасности жизнедеятельности лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;

- не полный охват всех категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании;

- снижение уровня жизнеобеспечения, продолжительности жизни инвалидов Отечественной войны, участников и ветеранов боевых действий и т.д.

Мы считаем, что совершенствование системы финансового обеспечения социальной защиты населения в России может проводиться поэтапно, что позволяет в зависимости от результатов одного этапа в случае необходимости вводить коррективы в следующие этапы.

На первом этапе необходимо систематизировать теоретическую, методическую и нормативную базу системы финансового обеспечения социальной защиты населения в России, и разработать концепцию совершенствования системы финансового обеспечения ветеранов в России. В рамках этой концепции должны быть указаны субъектный состав системы и направления развития системы, цели и задачи системы с указанием периодов их достижения, выделены внутренние и внешние факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на функционирование системы финансового обеспечения поддержки ветеранов. В рамках негативных факторов необходимо выявить способы минимизации последствий. Для каждого этапа должны быть определены совокупности показателей оценки эффективности реформируемой системы.

На втором этапе должна быть создана постоянно действующая система контроля, анализа, оценки эффективности и прогнозирования результатов мероприятий проведенных в рамках системы финансового обеспечения социальной защиты населения в России. Создание подобной системы позволит проводить мониторинг результатов проводимых мероприятий практически в режиме реального времени, что, в свою очередь, даст возможность своевременно вносить коррективы по перечню и содержанию проводимых мероприятий.