Файл: Теоретические основы социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время российская экономика находится в состоянии кризиса, в условиях которого возрастает количество негативных социальных последствий, затрагивающих все сферы и уровни жизни общества.

Финансовый кризис негативно влияет на многие отрасли производства, вследствие чего происходят массовые сокращения работников, закрытие многих предприятий, малый бизнес не может развиваться и конкурировать с более крупными производителями товаров и услуг, возрастает стоимость сырья и конечных продуктов производства.

В условиях финансового кризиса, государство должно стараться максимально ликвидировать его негативные последствия для стабилизации жизни общества.

Но, так как для этого необходимо большое количество финансовых средств, которые в данной ситуации находятся в остром дефиците, стоит обратить особое внимание на разработку эффективных мер по социальной защите населения, которые могли бы позволить без больших затрат помочь преодолеть или хотя бы смягчить последствия финансового кризиса.

Очевидна необходимость реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, социальных, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также определение значения социальной защиты населения в кризисном периоде, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.

На современном этапе публикуется достаточно много статей, посвященных данной теме.

Наиболее полезными для написания курсовой работы оказались публикации Бизикова Т.А., Скокова В.М., Шевченко Ю.В., которые изучают современное состояние системы социальной защиты в России.

В этой связи проблемная ситуация данной работы заключается в том, что финансовый кризис не закончен, а значит на сегодняшний день достаточно сложно оценивать его последствия и у нас существует возможность проследить только текущие социально-экономические показатели, характеризующие положение граждан. Также достаточно тяжело оценивать антикризисные меры и меры поддержки населения, предпринимаемые государством, так как их реализация происходит в настоящий момент.

Объектом курсового исследования является социальная защита в Российской Федерации.

Предметом курсового исследования выступают особенности социальной защиты населения в условиях финансового кризиса.

Цель курсового исследования заключается в анализе проблем финансового обеспечения социальной защиты граждан и путей их решения.


Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- рассмотреть теоретические основы финансового обеспечения социальной защиты граждан;

- проанализировать современную систему социальной защиты в России;

- предложить возможные меры улучшения финансового обеспечения социальной защиты граждан.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: теоретические: анализ научной литературы; анализ законодательных актов; анализ статистических данных.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

В первой главе рассматриваются основные научные подходы, а также основные модели социальной защиты за рубежом.

Во второй главе анализируется современное состояние системы социальной защиты в России, а также изучаются последние статистические показатели, а также анализируются изменения в системе социальной защиты.

Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания

1.1 Сущность социального обслуживания слабо защищенных категорий граждан

В Конституции Российской Федерации в ст. 7 закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [1]

Для соблюдения данной статьи государство осуществляет социальную политику, которая направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина страны. Для реализации социальной политики используются специальные механизмы, а именно система социальной защиты и основные ее формы: социальная помощь, социальное страхование и социальное обслуживание.


Социальная защита - система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. [6]

Система социальной защиты выполняет множество очень важных для общества функций:

1) Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам; возмещении материального или морального вреда, причиненного в связи с незаконными действиями государственных органов, стимулировании различных видов общественно-эффективной экономической деятельности.

2) Компенсационно-распределительная функция заключается в полном или частичном возмещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, полном или частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.

3) Реабилитационная функция направлена на восстановление социального статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценным членом общества.

4) Резервная, стратегическая функция заключается в создании социально-экономических условий для сохранения и развития «человеческого потенциала», обеспечении для всех социальных групп необходимого уровня жизни.

5) Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.


6) Защитная функция призвана защищать от воздействия неблагоприятных экономических, социальных, экологических, демографических и других факторов среды на человека, от снижения уровня и качества жизни ниже предела, минимального в данном обществе в данное историческое время от экономической, социальной и физической деградации.

7) Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

8) Превентивно-профилактическая функция состоит в предупреждении, недопущении возникновения ситуаций социальной незащищенности. [6]

Все эти функции имеют важное значение, как для людей, которым необходима помощь государства, а также для тех, кто имеет социальные гарантии и знает, что может рассчитывать на оказание социальных услуг, если в этом будет необходимость.

Функции социальной защиты в России дифференцируются по трем уровням:

Первый уровень: государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируются населению: минимальный прожиточный минимум, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, что закрепляется в определенных правовых нормах.

Второй уровень: регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т.п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.

Третий уровень: муниципальные сообщества, органы местного самоуправления, которым центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государство имеет большой уровень участия в системе социальной защиты, а так же осуществляет контроль над ее функционированием на государственном, региональном и местном уровнях.

Однако некоторые функции не всегда выполняются полностью. Например, резервная функция, призванная обеспечить необходимый уровень жизни, полностью не выполняет своей задачи, т.к. государство не создает дополнительные рабочие места, с целью контроля занятости, а также заработная плата при полной занятости человека бывает ниже установленного прожиточного минимума. Или, например, другой функцией, которая не всегда выполняет свои задачи, можно выделить превентивно-профилактическую.


В России система профилактики не справляется с предупреждением многих социально-опасных явлений, вследствие чего приходится решать уже наступившие проблемы. [6]

Также нельзя однозначно оценивать роль региональных и местных органов в системе социальной защиты. С одной стороны, имеющиеся у них полномочия позволяют лучше оценить социальное положение региона или муниципального образования, но с другой стороны их возможности тоже сильно ограничены бюджетом региона или муниципального образования.

1.2 Источники финансовой поддержки слабо защищенных категорий граждан

Наиболее дискуссионными являются определение и взаимосвязь понятий «финансового обеспечения» и «финансирования» деятельности предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов. В практической деятельности зачастую подменяют понятия «финансирование» и «финансовое обеспечение», предполагая их синонимичность. Однако в экономической литературе можно выделить и другие подходы к данным понятиям.

Сторонники одного из подходов (Бернер И., Большаков С.В., Гарбузов В.Ф. и др.) разделяют позицию, что процессы финансового обеспечения и финансирования взаимосвязаны, но не тождественны, рассматривая финансовое обеспечение как привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов, а финансирование – их использование (размещение), авансирование затрат. [4]

Таким образом, финансовое обеспечение предшествует финансированию. Невозможно планировать какие-либо методы финансирования, не имея соответствующих источников. Вместе с тем образование финансовых ресурсов деятельности предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов происходит, как правило, с учетом плана их финансирования.

Таким образом, несмотря на тесную взаимосвязь процессов финансирования, и финансового обеспечения, они могут проходить относительно независимо друг от друга.

Вместе с тем, формирование финансовых ресурсов создает экономическую предпосылку для целенаправленного финансирования.

При этом финансирование рассматривается как:

- совокупность методов и средств покрытия расходов; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат;

- процесс использования финансовых ресурсов организаций;