Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Сущность социального обслуживания слабо защищенных категорий граждан
1.2 Источники финансовой поддержки слабо защищенных категорий граждан
Глава 2. Особенности осуществления финансовой поддержки слабо защищенных категорий граждан
2.1 Анализ финансового обеспечения социальной защиты граждан за счёт бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Проблемы финансового обеспечения социальной защиты граждан в регионах России
Таким образом, при анализе инструментов социальной защиты важным элементом являются финансовые инструменты, которые используются непосредственно при реализации целевых установок. Таким образом, инструменты социальной защиты зависят от приоритетности общегосударственных задач и категорий граждан, что проявляется в дифференциации форм финансовой поддержки.
Глава 2. Особенности осуществления финансовой поддержки слабо защищенных категорий граждан
2.1 Анализ финансового обеспечения социальной защиты граждан за счёт бюджетов бюджетной системы РФ
Несмотря на то, что значительная часть нестраховых видов социальной поддержки находится в сфере ответственности субъектов Российской Федерации, роль федерального уровня власти в этой системе не ограничивается установлением общих рамок, в которые должно быть вписано региональное законодательство. Помимо пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования, к компетенции Российской Федерации отнесена социальная поддержка многих категорий граждан, оказываемая за счет средств федерального бюджета. [20]
В результате принятия Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) в Российской Федерации образовались три категории получателей мер социальной поддержки:
1) категории населения, отнесенные к компетенции Российской Федерации;
2) категории населения, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации;
3) другие категории граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Различие этих категорий заключается не только в составе получателей мер социальной поддержки, но и в источниках их финансирования.
Первые две категории получателей финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включающих как прямые расходы, так и трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Третья категория получателей мер социальной поддержки финансируется исключительно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2006 году, спустя год с момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, в субъектах Российской Федерации стали возникать новые категории получателей мер социальной поддержки, число которых возрастало с 8 в 2006 году, 18 в 2009 году и до 20 в 2020 году. [24]
В соответствии с региональным законодательством используются различные виды социальной поддержки:
- денежные выплаты (регулярные и единовременные/разовые) – пособия, стипендии, субсидии; компенсация расходов на питание, услуги связи, транспортные услуги, наем жилья и др.;
- товары: предоставление жилых помещений, лекарственных препаратов, медицинских изделий, учебных пособий, продуктов питания, одежды, обуви, топлива и др.;
- услуги: образование, здравоохранение (санаторно-курортное лечение), отдых и оздоровление, транспорт, социальное обслуживание и др.;
- налоговые и иные льготы: при оплате услуг связи, жилищно-коммунальных услуг, топлива и проч.
Перечни категорий получателей и предоставляемых им мер социальной поддержки, определенных нормативными правовыми актами и (или) программами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее – получатели, меры социальной поддержки), их размеры и условия предоставления дифференцируются в субъектах Российской Федерации.
Социальная защита отдельных категорий граждан в Российской Федерации представляет собой основополагающий механизм прогрессивного развития любого государства. С учетом того, что обеспечение достойной жизни отдельным категориям граждан в Российской Федерации, напрямую связано с экономическим развитием государства и уровнем обеспечения социальной защиты граждан, следует оценить: какие финансовые средства предусмотрены в федеральном бюджете России на социальные программы.
Общий объем социальных выплат в Российской Федерации за период 2015-2019 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Общий объем социальных выплат из федерального бюджета
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Социальные выплаты, млрд руб. |
7321,0 |
8295,7 |
8628,2 |
9768, 3 |
10341,2 |
из них: |
|||||
Пенсии |
5078,7 |
5849,7 |
6055,5 |
6972,5 |
7389,5 |
Пособия |
1935,9 |
2076,2 |
2179,3 |
2397,6 |
2552,3 |
Стипендии |
60,8 |
75,1 |
77,1 |
78,4 |
82,4 |
Удельный вес социальных выплат, % |
|||||
в ВВП, % |
11,8 |
12,5 |
12,3 |
14,5 |
12,0 |
в объеме денежных доходов населения |
18,3 |
18,6 |
18,0 |
18,2 |
19,1 |
Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году |
107,0 |
106,1 |
96,5 |
98,0 |
98,9 |
Совокупная величина расходов федерального бюджета Российской Федерации на социальные цели составляет примерно 20 % ВВП, что является одной из наиболее весомых статей бюджетных расходов нашей страны.
По данным Росстата за 2015-2019 гг., общий объем социальных выплат увеличился (рассматриваемые категории – пенсии, пособия, стипендии), однако, изменение социальных выплат (в % к предыдущему году) показывает, что, начиная с 2017 года они все же уменьшаются (96,5 % в 2017 г. по отношению к 2016 г., 98 % в 2018 г. по отношению к 2017 г. и 98,9 % в 2019 г. по отношению к 2018 г.).
За период 2015 - 2019 гг. социальные пенсии по инвалидности выросли более, чем на 30 %). Что касается размеров пенсий, то все категории получают пенсии, превышающие размер прожиточного минимума в большинстве регионов РФ. Если размер пенсии не дотягивает до прожиточного минимума, получатель имеет право на социальную доплату до уровня прожиточного минимума в регионе. При этом, если обратить внимание на социальные пособия, предоставляемые семьям с детьми (таблица 4), то можно отметить, что они с каждым годом увеличиваются. Их рост финансирования из бюджетов бюджетной системы РФ составил за период 2015- 2019 гг. на 40 %.
Динамика социальных выплат в Российской Федерации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 -Удельный вес социальных выплат в Российской Федерации, миллиард рублей
Доля социальных выплат в виде пенсий в структуре социальных выплат населению населения занимают первое место и остаются на высоком уровне. С каждым годом данные выплаты увеличиваются. В 2015 году сумма социальных выплат составляла 5078,7 млрд руб., то в 2019 году объём социальных выплат в виде пенсий составил 7389,5 млрд рублей, что на 2310,8 млрд рублей или на 45,5 %.
На втором месте находятся социальные выплаты в виде социальных пособий. С каждым годом финансирование из бюджетов бюджетной системы социальных пособий увеличивается. Это говорит о том, что наиболее многочисленная категория населения, нуждающаяся в финансовой поддержке государства – женщины, родившие ребенка.
Расходы на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Расходы на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации
В тысячах рублей
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. к 2015 г. |
Расходы на выплату пособий и социальную помощь – всего |
1935941 |
2076185 |
2179306 |
2397568 |
2552247 |
139,3 |
в том числе: |
||||||
пособия по временной нетрудоспособности |
148559 |
164703 |
178757 |
194312 |
215434 |
139,6 |
из них по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям |
2183 |
2312 |
2329 |
2341 |
2434 |
95,8 |
семейные и материнские пособия |
535053 |
574186 |
574875 |
673941 |
747773 |
163,8 |
из них: |
||||||
по беременности и родам |
86636 |
82448 |
95671 |
111414 |
118107 |
156,3 |
при рождении ребенка |
23350 |
24792 |
19678 |
21108 |
22154 |
103,9 |
по уходу за ребенком до 1,5 лет |
152059 |
169580 |
121384 |
138758 |
157361 |
112,6 |
по уходу за детьми-инвалидами |
1159 |
1417 |
1687 |
2419 |
2798 |
298,3 |
ежемесячное пособие на ребенка |
48846 |
46601 |
46447 |
49048 |
51709 |
114,3 |
выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего |
2189 |
1443 |
1050 |
1006 |
951 |
44,1 |
Наибольший удельный вес в расходах на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации занимают расходы на выплату социальных пособий семьям, имеющим детей.
В 2019 году по сравнению с 2015 годом их рост составил на 40 %. Возможность работать после родов есть не у всех женщин, а расходы семьи при рождении ребенка только возрастают. Хоть демографическая политика нашей страны направлена на увеличение рождаемости, и государство старается ее стимулировать, но существующие меры социальной политики нашей страны не обеспечивают финансовое положение семей при рождении детей в достаточной степени. Сегодня 80 % всех бедных в России – это семьи с 2–3 детьми.
Пособия по временной нетрудоспособности так же, как и детские пособия с каждых годов увеличиваются.
Динамика расходов на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика расходов на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации за 2015 – 2019 годы, тысяч рублей
За период 2015 - 2019 гг. произошёл существенный рост финансового обеспечения на выплату пособий и социальную помощь в Российской Федерации. Если в 2015 году расходы составили 193941 тыс. рублей, то в 2019 года объём финансирования расходов на выплату пособий и социальную помощь
составил 2 552 247 тыс. рулей, что на 616 306 тысяч рублей больше чем в 2015 г.
В исследованиях, которые посвящены вопросам социальной поддержки семьи и детства в России, как правило, используются данные об объеме семейных и материнских пособий.
Далее рассмотрим получателей ежемесячного пособия на детей (на конец года) представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Количество получатели ежемесячного пособия на детей (на конец года)
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Численность получателей пособия, тыс. человек |
5303 |
4950 |
4719 |
4452 |
4035 |
из них получатели пособия на детей: |
|||||
одиноких матерей |
1084 |
1035 |
1014 |
955 |
859 |
военнослужащих по призыву |
2,6 |
2,4 |
2,2 |
2,0 |
1,6 |
родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов |
4,6 |
7,0 |
7,3 |
7,3 |
6,6 |
Численность детей до 16 лет, на которых назначено пособие, тыс. чел. |
8423 |
8161 |
8056 |
7750 |
7263 |
из них дети: |
|||||
одиноких матерей |
1362 |
1329 |
1373 |
1266 |
1168 |
военнослужащих по призыву |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
2,0 |
1,7 |
родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов |
5,8 |
8,6 |
9,1 |
9,0 |
8,2 |
Удельный вес детей до 16 лет, на которых назначено пособие, в общей численности детей (от 0 до 16 лет), процентов |
32,4 |
29,2 |
29,1 |
27,4 |
26,3 |