Файл: Определение ведущей образовательной области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитание зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать всевозможные влияния на ребенка, которые формируют у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.

Соотношение управляемости и спонтанности процесса воспитания может быть в полной мере реализовано в синерге-тическом подходе.

Термин «синергетика» происходит от греческого «синер-гена» — содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.

Синергетика говорит о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные, характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка.

Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания являются индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка, не исключающая при возможности реализации дифференцированного подхода. Именно персонифицированная цель воспитания и является фактором, интегрирующим разнообразные позитивные воздействия на ребенка и нейтрализующим негативные воздействия.

Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета реально складывающейся ситуации. В качестве цели организации процесса мы поставили задачу создания базовых условий, обеспечивающих саморазвитие каждого ребенка. При этом данный подход рассматривает ребенка как субъекта социальной самоорганизации различных групп детей.

Движущей силой процесса воспитания является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и готовностью ребенка отражать эти воздействия. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами персонифицированные цели воспитания находятся

в зоне ближайшего развития и возможности учеников соответствуют их оценкам значимости воспринимаемых отношений между людьми. И наоборот, подобное противоречие не будет содействовать воспитанию, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.


Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н. М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».

Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука.

Сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергетизм.

Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.

Источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный синергетизм.

Педагогика есть наука о системном человековедении, которая не линейно, а системно-синергетически изучает и объясняет все педагогические и социально-педагогические явления и процессы в их единстве и взаимообусловленности.

Объективное научное познание всех педагогических явлений и процессов может быть только системно-синергетическим, т. е. адекватным их сущности.

В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое совершается синергетически.

Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку, мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т. е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н. М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий.

Автор подчеркивает, что воспитание есть не линейный, не однофакторный, даже не полифакторный процесс, а системно-синергетический процесс. Исходя из этого, целью воспитания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гармонически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.

Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру взаимодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим образом зависит качество воспитания. По его мнению, эта система есть синергетическая целостность. Ее движущей силой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим взаимодействием педагога и учащихся»

.

Синергетическая теория воспитательного взаимодействия требует кардинальной перестройки всего педагогического дела. Поэтому Н. М. Таланчуком предлагалась системно-функциональная теория педагогической деятельности и синергетическая структура цикла педагогической деятельности. Объективная структура педагогического цикла — субъект-субъектная, и фазы педагогического цикла находятся в си-нергетическом взаимодействии. Т аким образом, Н. М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии оценки, педмастерство, педтех-нику в их системно-синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности

 

Самовоспитание как процесс осознанного управляемого самой лисностью развития. ?

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:

 

  • -- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

  • -- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

  • -- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

  • -- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

  • -- творческий характер деятельности человека;

  • -- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

  • -- эффективность работы по самоформированию.


Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

  • * в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

  • * в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

  • * в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

  • * в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

 

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому.

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными необходима организация трех групп условий:

  • 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

  • 2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

  • 3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Саморазвивающее обучение включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

  • 1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

  • 2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.

  • 3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

 

Сущность его состоит в том, что сообразно рекомендациям А.А. Ухтомского для формирования доминант деятельности учащемуся: 1) даются теоретические знания о своей психологии; 2) предоставляются условия для удовлетворения потребностей и упражнения способностей в позитивной деятельности; 3) создается адекватный морально-психологический климат (уклад) всей жизнедеятельности школьника, в том числе и учебной. Это позволяет сформировать у ученика доминанту на самосовершенствование - постоянный нравственный рост, обогащение себя знаниями и опытом.


Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г.К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями и показателями.