Файл: Стандартизация вопросы для самоконтроля какие документы охватывает понятие нормативный документ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Стандартизация
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
-
Какие документы охватывает понятие «нормативный документ»?
Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.
-
Какие из перечисленных нормативных документов содержат обязательные требования: государственные стандарты, кодексы установившейся практики, правила, технические регламенты, отраслевые стандарты, общероссийские классификаторы, стандарты общественных объединений?
Государственный стандарт - нормативный документ, являющийся национальным стандартом, утвержденный Центральным органом исполнительной власти по стандартизации - Госстандартом России Государственные стандарты содержат в себе как обязательные, так и рекомендуемые требования, и распространяются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение или применение.
Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс установившейся практики может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Данные стандарты принимаются государственными органами управления, которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов требованиям государственных.
Общероссийские классификаторы – это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.
Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно и несут за это ответственность.
3. При реализации каких целей выполняются следующие функции:
а) охранная; б) ресурсосберегающая; в) коммуникативная; г) цивилизующая?
Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение их усилий по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
4. При разработке каких нормативных документов используется метод систематизации объектов?
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов, положения, уставы.
Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации (примером может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции – ОКП, который систематизирует всю товарную продукцию в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.
5. За счет чего удается повысить качество готовой продукции при осуществлении комплексной стандартизации?
Комплексная стандартизация (КС) - стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы.
Качество продукции зависит от многих факторов: свойств исходных материалов, конструкции, тщательности выполнения технологических операций и процессов, условий и методов испытаний, транспортирования, эксплуатации и т.д. Следовательно, для повышения качества продукции недостаточно установить стандарты на конечные параметры готовой продукции, необходимо еще стандартизировать все объекты и процессы, которые влияют на качество готового изделия.
Для решения проблемы повышения качества продукции требуется не только установить оптимальные показатели качества конечной продукции, но и увязать их со всем комплексом факторов, влияющих на качество изделия. Это возможно только при осуществлении КС.
Чем сложнее изделие, тем сложнее и работы по стандартизации, так как количество взаимосвязанных объектов значительно возрастает. Для ускорения работ по КС важно правильно определить структуру комплекса, что позволяет, что позволяет одновременно разрабатывать все остальные стандарты комплекса. Основным направление КС является направление от «целого к частному», когда стандартизация начинается с регламентации основных параметров конечного изделия и предъявляемых к нему требований, а затем распространяется на элементы изделия.
Чтобы КС эффективно воздействовала на повышение качества продукции, необходимо согласовывать по срокам разработку и внедрение стандартов различных категорий, как государственных, так и отраслевых Только при этом условии результаты КС будут проявляться в короткие сроки, а не растягиваться на долгие годы.
6. Почему опережающая стандартизация позволяет повысить конкурентоспособность продукции?
Опережающая стандартизация – деятельность, направленная на установление перспективных норм, правил, характеристик к объектам стандартизации, которые, согласно научным прогнозам, будут оптимальны в ближайшем будущем.
Опережающая стандартизация определяет возможность закрепления в нормативных документах перспективных направлений развития промышленных технологий и изучает новейшие достижения в области науки и техники, которые могут быть применимы к продукции и способны привести к повышению её конкурентоспособности.
7. Какие обязательные требования к продукции установил ФЗ о техническом регулировании?
Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.
В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
8. Чем отличаются правила по стандартизации от рекомендации по стандартизации?
Правила стандартизации устанавливают обязательные положения (пример обозначения правил заполнения и представления каталожных листов продукции: ПР 50-718), когда рекомендации стандартизации - добровольные для применения организационно-методические положения (Пример: Р 50.1.44-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов»).
Правила и рекомендации по стандартизации разрабатываются для решения задач по организации и координации работы по стандартизации, и затем после обсуждения с заинтересованными юридическими и физическими лицами издаются.