Файл: Тема Античные цивилизации Средиземноморья. Римская республика и империя. Римское право. Становление иудеохристианской духовной традиции, ее религиозномировоззренческие особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
05.12.16 10 класс
Тема: Античные цивилизации Средиземноморья. Римская республика и империя. Римское право. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.
Цели: Выявить факторы становления античных цивилизаций; рассмотреть особенности исторического развития древних городов-государств Греции и Италии: выявить сходства и отличия древних полисов; продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию; рассмотреть особенности возвышения Рима и подчинения им Италии; выявить причины кризиса Римской республики и особенности становления Римской империи; определить особенности становления христианства; продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию; способствовать формированию умений учащихся анализировать историческую информацию; давать оценку деятельности исторических личностей.
Тип урока: комбинированный .
Основные понятия и термины: полис, республика, демократия, патриции, плебеи, народные трибуны, республика, империя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое архаические цивилизации?
2. Какие цивилизации Древнего Востока вам известны?
3. Охарактеризуйте цивилизации Древнего Востока.
4. Религиозная картина мира (Выступление учащихся)
III. Изучение новой темы.
План:
-
Древняя Греция -
Древний Рим -
Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.
Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.
1. Древняя Греция
А) Крито-микенский период и Темные века (3000-1100гг. до н.э. – 1100-800гг. до н.э.)
Современная Греция занимает область материка, глубоко вдающуюся в северо-восточную часть Средиземногоморя, а также прилегающие острова. Греки называют свою страну Элладой, а себя – эллинами по имени легендарного героя Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла.
Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита. На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот. Свои города минойцы строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.
Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953 г.
Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько
подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.
К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.
Б) Период архаики 800-500 гг. до н.э.
В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.
Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии.
Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты.
По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы.
Города-государства-полисы, возникают в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.
К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия
(власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.
В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.
Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.
Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выработке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.
В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.
Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.
В) Классический период и эпоха эллинизма.
В начале V в. до н.э. греческий мир, широко распространившийся по берегам Средиземного моря, испытал сильнейший кризис – столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном.
Греко-персидская война (конец VI - нач. V вв. до н.э.) направлена на покорение Греции. Греция была раздроблена, существовала разрозненность интересов между отдельными полисами и общинами: Спарта и Аргос, Афины и Эгина, беотийские города и Фивы конфликтовали, не существовало общенациональной организации, и хотя для ведения войны с персами образовался временный союз, он был слаб.
К союзу присоединился 31 полис. Во главе его стояла Спарта, наиболее сильная ополчением. На общие нужды союзники собрали денежные средства и передали их спартанцам в качестве военного налога. Спартанцы создали систему воспитания идеальных воинов. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.
В 490 г. до н.э. персидское войско высадилось с кораблей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Греки напали на персов и разгромили их, не понеся больших потерь. В 480 г. до н.э. персы перешли через пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей. Чтобы преградить персам путь в Среднюю Грецию, отряд греков под командованием спартанского царя Леонида (508/507-480 до н.э.) занял узкий Фермопильский проход между морем и горами, но был окружен и погиб. Персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н.э.) собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал там бой огромному персидскому флоту. В 479 г. до н.э. в бою у Платеи эллины сумели разбить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции и больше на Элладу не нападали.
Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.
После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов.