Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1968
Скачиваний: 6
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра ___________________________________________________
-
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________20__г
Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент
_ Елена Николаевна Гринько___
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль __________ Культура как объект исследования в культурологии.__________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)_________ _культурология____ _________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности__________060201 Стоматология ____________
(шифр-наименование специальности)
курс ____I________ семестр ___I,_II______
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток – 2013 г.
Структура рекомендаций
-
Тема занятия «Культурная картина мира».
-
Мотивация изучения темы рассмотреть разнообразие культурных картин мира, ценностную ориентацию, миропонимание и мироотношения, для лучшего понимания и диалога с представителями других культурных картин мира.
-
Цели занятия.
Общая цель: показать принципиальное отличие основных культурных картин мира, акцентировать внимание на основных ценностных ориентирах, нормах поведения, чтоб уважительно относиться и воспринимать представителей других культурных миров. Выработать толерантное отношение у студентов.
3.1 Изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «Стоматология» (ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5),
-
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» - проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики
-
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
-
Мировые религии (среднее (полное) общее образование).
-
История древних цивилизаций (среднее (полное) общее образование).
-
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
-
Культурная картина мира и ее компоненты.
-
Виды культурных картин мира.
-
Влияние природной среды на формирование культурной картины мира.
-
Мифологическая картина мира.
-
Научная картина мира.
-
Какая религиозная картина мира сформировалась раньше других? Почему?
-
Ценности индо-буддийской культурной картина мира.
-
Идеал «благородного мужа» в конфуцианско-даосистской картине мира.
-
Основные таинства в христианской картине мира.
-
Шариат – свод религиозно-этических предписаний ислама.
-
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Составить схему ценностей индо-буддийской картины мира.
2. Составить схему ценностей конфуцианско-даосистской картины мира.
3. Составить схему ценностей христианской картины мира.
4. Составить схему ценностей мусульманской картины мира
5. Единство и различие в основных ветвей христианской картины мира (католичество, православие, протестантизм).
6. Почему в мусульманской картине мира доминирующее положение получило декоративно-прикладное искусство и не развита скульптура и портретный жанр?
7. Почему мусульманская картина мира за короткое время распространилась на большой территории стран?
-
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Контрольная работа по теме «Культурная картина мира».
-
Жить достойно в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия, а ритуальная этика оформила облик…..Какой культурной картины мира?
А) индийской; б) японской; в) китайской г) исламской.
2. Соотнесите характеристики религиозных норм и представлений с соответствующими культурными картинами мира:
1) католицизм; 2)протестантизм; 3) православие.
А) требует от индивида сознания покорности и послушания церкви, не развивает в личности познавательные работы.
Б) соборность предполагает нравственную общность коллектива.
В) пересмотр основных таинств. Оставило только два: крещение и причастие.
3. Вся система культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Государство облагало неверных более высокими налогами чем поклонников…. Какого бога?
А) Аллаха; б) Иисуса; в) Будды; г) Кун Фу-цзы.
4. К какой культурной картине мира относятся нормы жизни? Восьмилетний мальчик не отгоняет от себя комаров в летние ночи – пусть они лучше жалят его, а не беспокоят родителей. Почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего от голода отца.
А) русской; б) китайской; в) индийской; г) западноевропейской.
5.Убийца превращается в хищное животное, похититель зерна – в крысу. Вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, аристократ, который пьянствует или ворует, превращается в моль или ужа. Этот мировой закон представлен, в какой культурной картине мира?
А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
6. Праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное деяние, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление – это есть….
А) восьмеричный путь; б) жизнь «благородного мужа»;
В) путь праведника; г) устав монаха.
7. Какая культурная картина мира смотрела на человека как на земное воплощение Бога; на Бога как высшую любовь к людям, как небесное воплощение бога?
А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
8. Непостижимое состояние блаженство, в котором устраняются все факторы бытия, обуславливающие индивидуальное существование называется….
А)дхармой; б)нирваной; в) кармой; г) сансарой.
9. Совершив ряд ритуальных действий, паломник получает право вернуться домой в зеленой чалме, арабской бурсе или длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение (какого ритуала?)
А) джихада; б) закята; в) хаджа; г) шариата.
10. Идея божественного спасителя (миссии) разработана в какой культурной картине мира?
А) буддийской; б) мусульманской; в) конфуцианской; г) христианской.
11.Будда призывает ориентироваться на 4 нормы поведения. Что указано лишнее?
А) насаждай справедливость; б) предотвращай зло; в) пресекай зло; г) способствуй возникновению добра; д) поддерживай добро.
12. Целью жизни человека является спасение. Достигается это человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига, превращение в нового человека, созданного по образу и подобию Бога. Какая культурная картина мира?
А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
13.В какой культурной картине мира воспитание фанатизма осуществляется системой молитв?
А) даосистская; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
14. Религия обернулась этикой, индивид как бы заслонил богов. В какой культурной картине мира?
А) католической; б) конфуцианско-даосистской; в) православной; г) протестантской.
15.Каждый человек может непосредственно общаться с богом. Каждый может быть выбран своей общиной на должность пастора и исполнять ее до тех пор, пока община будет считать его достойным. Какой культурной картине мира это свойственно?
А) православной; б) католической; в) иудейской; г) протестантской.
16.Мир изначально совершенен, присутствует внутренняя гармония, его не нужно переделывать. Необходимо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Какая культурная картина мира?
А) китайской; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
17. Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -государем, чиновник- чиновником. Кому принадлежат слова?
А)Иисус Христос; б) Мухаммед; в) Лао -цзы; г) Кун Фу-цзы.
18.Особое место в ритуалах занимает пост. Он соблюдается в девятый месяц по лунному календарю. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине. Пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хотя каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи. Ритуал какой культурной картины мира отражен?
А) китайской; б) христианская; в) мусульманская; г) буддийская.
19. Сложившиеся и канонизированные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновничей иерархии нашли свое отражение в том, что именуется….
А) китайской церемонией; б) кастовой системой;
в) сословной системой; г) Киевской правдой.
20. Буддисту традиционно чуждо насилие, активный социальный протест. Как можно спорить с судьбой? Попытка силой добиться лучшего приведет, в конечном счете, лишь к ухудшению…Чего?
А) дхармы; б) сансары; в) нирваны; г) кармы.
5.4. Темы рефератов:
1. Приоритет чиновника, а не жреца в конфуцианско-даосистский картине мира.
2. «Лунь-юй» - конфуцианская этико-социальная программа.
3. Китайские церемонии – как свод правил внешней учтивости.
4. Система ценностей индо-буддийской картины мира.
5. Кааба – главная святыня мусульманского мира.
6. Значение Реформации в социально-культурных изменениях в странах Западной Европы.
-
Этапы проведения практического занятия.
1.Определение культурной картины мира.
2. Основные компоненты культурной картины мира.
3. Христианская культурная картина мира.
4. Индо - буддийская культурная картина мира.
5. Конфуцианско - даосистская культурная картина мира.
6. Мусульманская культурная картина мира.
1 вопрос. Определение культурной картины мира.
Культура представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Каждая группа существует в своих специфических условиях — климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности — в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.
Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире.
Термин культурная картина мира (ККМ) был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.
Понятие
«культурная картина мира» употребляется
в узком и широком смысле слова. В узком
смысле в
культурную картину мира входят первичные
интуиции, национальные архетипы, способы
восприятия времени и пространства,
очевидные, но недоказанные утверждения,
вненаучные знания. В широком
смысле наряду
с перечисленными элементами в культурную
картину мира включают также и научные
знания.
Встречаются и другие
определения ККМ:
Культурная картина мира - полуосознанное или осознанное представление, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. В отечественной культурологии особенно разрабатывалось А. Я. Гуревичем.
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов.
Разновидности культурной картины
мира:
-
научная картина мира,
-
религиозная картина мира,
-
художественная картина мира,
-
этическая картина мира,
-
правовая картина мира,
-
эстетическая картина мира
-
философская картина мира и т.д.
Культурная картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. К.М. передается от поколения к поколению, изменяется в ходе развития общества, неисчерпаема по содержанию и служит основой человеческого поведения.
По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. Религиозная, философская и научная картина мира» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.