Файл: Методичка Культурология в системе гуманитарного знания.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1778
Скачиваний: 3
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра __ _гуманитарных дисциплин__________________
-
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________20__г
Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент
_ Елена Николаевна Гринько___
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль _____________Культурология в системе гуманитарного знания. __________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)____ Культурология__________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности ________060201 Стоматология__________________
(шифр-наименование специальности)
курс _____I______ семестр _____I, II_____
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток - 2013г.
Структура рекомендаций
-
Тема занятия: «Теоретическая и прикладная культурология».
-
Мотивация изучения темы. Рассмотреть процесс эволюции исторической мысли о культуре через призму теоретических концепций и представлений различных школ и направлений.
-
Цели занятия.
-
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)
-
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
-
«Знать» - эволюцию основных культурологических теорий (XVIII- XX вв.), разрешение основных дискуссионных проблем, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры. Студент должен иметь представления об основных культурологических школах и направлениях, и концепции лидеров.
-
«Уметь» - анализировать принцип трансформации и эволюции развития представлений о мире о культуре и месте человека в этом пространстве, формировать понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности.
-
«Владеть» - навыками оценивания достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания.
-
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Особенности развития теоретических представлений человека о культуре в XVIII, XIX и XX вв. (обществознание - школьный курс).
2. Понятие культура, эволюция воззрений, психологический, натуралистический социологический подходы (обществоведение - школьный курс)
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
5.2. Задания для СРС во внеучебное время (Составить сравнительно историческую таблицу «Общественно-исторической школы»: Н.Я. Данилевский и его труд «Россия и Европа», О. Шпенглер и его труд «Закат Европы», А. Тойнби и «Постижение истории»
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1.Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?
б) Б. Малиновский;
в) А.Н. Уайтхед.
2.В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?
а) структурализм;
б) функционализм;
в) психологического.
3.Кто из английских антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)»?
а) Г.Г. Гадамер;
б) Э.Б. Тайлор;
в) М. Мид.
4.Кто считается основателем социологической школы?
а) П. Сорокин;
б) Платон;
в) В. Вебер.
5. Какие авторы являются представителями структурально-символического направления?
а) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю. Лотман.
б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фишер, М. Блок.
в) все перечисленные.
6.Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представлял концепцию культурно-исторических типов?
а) «Будущее одной иллюзии»;
б) «Россия и Европа»;
в) «Кризис нашего времени».
7.Какие эпохи выделял К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории»?
а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время, научно-техническая эпоха;
б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая эпоха;
в) дикость, варварство, цивилизация.
8. Какую идею разработал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?
а) полицикличность исторического процесса;
б) эволюционности истории;
в) прогресса в историческом развитии.
9. Какое основание использовал Н.Я. Данилевский для типологии культуры?
а) все ниже перечисленное;
б) историко-географическое;
в) разряды культурной деятельности человека;
г) основание «уединенности» или «преемственности».
10. Кто из исследователей рассматривает архетип (структурный элемент коллективного бессознательного) как основу культурного развития?
а) З. Фрейд;
б) Ж. Пиаже;
в) К. Юнг.
6. Этапы проведения практического занятия.
№ п/п |
Название этапа |
Цель этапа |
Время |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
||
1 |
Организация занятия |
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие |
3% |
|
2
|
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия |
Цель преподавания дисциплины «Культурология» состоит в необходимости подготовки высоко квалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники, специалистов-интеллектуалов, в русской традиции – интеллигентов, т.е. культурных, духовно богатых людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры. Изучение культурологии выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих, эстетических и этических функций. Приобретение знаний поможет понять ее место в мировом культурном процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию, историю национальной культуры, ее достижения. Культурология обладает огромным ценностно-нормативным воздействием. Значение культуры своего отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их генезис и отношение к ним. Изучение культурологии решает задачи не только воспитания, но и просвещения, формирования культурно-эстетического отношения к миру и самому себе. Задачей преподавания культурологии является освоение студентами теоретических знаний и практических навыков, норм, ценностей, архетипов, анализ многообразия культурных картин мира для формирования способности выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки историко-культурных явлений и процессов глобализации, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические и культурные факты во времени и пространстве. Выработка толерантности и уважения к традициям представителей других культур. Мотивация занятия: пробудить интерес к культурному наследию прошлого и настоящего. Цель занятия:- Учебные задачи темы: - рассмотреть разные подходы к изучению культурологии как науки и как предметной дисциплине, - дать представление о принципах и методах культурного исследования, - проследить становление, этапы и характерные черты термина культура, - познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем терминологии. Практические задачи темы: - выработка у студентов навыков культурного исследования, - умения читать научную и теоретическую литературу, - находить и анализировать информацию в окружающей действительности и культурных артефактах, - владеть необходимым культурным инструментарием. |
7% |
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3 |
Контроль исходных знаний, умений и навыков |
Проверка знаний основных терминов и понятий: культура, цивилизация, «локальщики», «всемирщики», культурологические школы (общественно-историческая, натуралистическая социологическая), и направления культурологии ( эволюционизм, функционализм, диффузионизм, структурализм), |
10% |
|
4 |
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время |
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 1.Установление соответствия: автор - название работы. |
|
|
5 |
Демонстрация методики |
Показать ориентировочную основу действия (ООД). |
2% |
|
6 |
Управляемая СРС в учебное время |
Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 1. Выделение 10 ключевых слов и словосочетаний по теме семинара. Их аргументация. |
20% |
|
7 |
Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) |
Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 1.Устные ответы студентов по вопросам семинарского занятия.
|
50% |
|
8 |
Итоговый контроль |
Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка |
6% |
|
|
|
|
||
9 |
Подведение итогов занятия |
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия |
3% |
|
10 |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время |
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер |
7% |
7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.
Реализация планируемой формы занятия:
-
Практическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.
-
Теоретическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.
-
Теоретическая культурология в XVIII веке. (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, В. Гумбольд).
-
Теоретическая культурология в XIX веке (Ф. Ницше, школа «всемирщиков» и «локальщиков». Общественно-историческая школа (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
-
Натуралистическая школа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и социологическая школа (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин) в культурологии.
-
Основные направления культурологии:
А) эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор);
Б) диффузионизм (Ф. Ратцель);
В) функционализм (Радклифф-Браун, Б. Малиновский);
Г) структурализм (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс).
1 вопрос.
В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.
Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например, экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др.
Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой ката строфами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.
Прикладная культурология – это совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях.
Прикладная культурология ориентирована на применение знаний о культуре для прогнозирования, управления и регулирования культурных процессов, разработку способов передачи культурного наследия в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.
Прикладная культурология разрабатывает принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами. Эти принципы и технологии реализуются на трех уровнях – культурной политики, деятельности культурных институтов и внеинституциональных взаимодействий.
Первый уровень - культурная политика – это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные государственные и общественные институты. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов социализации и инкультурации людей. (Инкультурация – процесс придания личности культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.)
На втором уровне культурные институты занимаются реализацией той самой культурной политики.
Культурные институты можно разделить на три группы:
1. Институты по непосредственной
социокультурной работе с населением,
в числе которых:
а) институты
просвещенческого профиля (библиотеки,
музеи, выставки, мемориальные
сооружения);
б) институты
эстетического воспитания (художественные
музеи и выставки, концертные организации,
кинопрокат);
в) культурно-досуговые институты (дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного творчества).
2. Творческие институты (театры, студии, оркестры, художественные коллективы и творчески объединения и др.).
3. Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия).
Третий уровень исследований – это проблемы межличностных социокультурных контактов и взаимодействий в семьях, служебных и учебных подразделениях, компаниях по интересам и пр.
Прикладная культурология взаимодействует на стыке фундаментальной культурологии с политологией, социологией, психологией и педагогикой
2 вопрос.
Теоретическая культурология – это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте. В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.
Теоретическая культурология исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры. Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Возможности культурологии в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. У истоков формирования теоретического уровня культурологии стоит итальянский исследователь XVIII века Дж. Вико.
Цель
теоретической (фундаментальной)
культурологии – изучение культурных
процессов и явлений, возникающих и
функционирующих по преимуществу
стихийно, на основании общих закономерностей
протекания социокультурной жизни
людей.
В фундаментальной
культурологии сформированы три
направления исследований:
социальная культурология (ее
предметная область и задачи рассматривались
выше);
психология культуры
исследует проблемы «субъективации»
культурной личности, проявляющейся в
ее творческом, интепретативном подходе
к культурным нормам, образцам и
стереотипам, заданным культурой общества,
психологической мотивации отношения
индивида к общепринятым образцам
поведения и суждений.
культурная
семантика - изучает культурные
феномены как средство коммуникации
между обществом и личностью, индивидами
внутри сообщества, различными сообществами
как культурными целостностями, как
систему культурных носителей, с помощью
которых кодируется, хранится и
транслируется социально значимая
информация, выраженная на том или ином
вербальном или невербальном языке, в
символических чертах технологий и
продуктов всякой человеческой
деятельности.
3 вопрос.
С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).
В XVIII веке сформировались 2 противоположные позиции по вопросу культурного развития человека. 1-ая оптимистическая позиция утверждала, что культура – есть добро, польза, благо для человека. Её идеологом стал И.Г. Гердер и Гумбольд.
2-ая пессимистическая позиция, утверждала что культура – это зло для человека, она ведет его к деградации. Главным автором являлся Ж.Ж. Руссо.
Теория
культурного совершенствования
человечества в философии И. Г. Гердера.
В период Просвещения развитие
культуры начинает осознаваться как
единый процесс, включающий в себя
историческую периодизацию и внутренние
закономерности.