Файл: История развития программирования в России (Начало развития программирования в СССР).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Следующая проблема, затрагивает все отрасли России, — неразвитая инфраструктура. Почта, транспорт, сервисные услуги либо ненадежны, либо просто плохи в большинстве регионов, может быть, за исключением отдельных крупных городов. Естественно, это затрудняет работу всех предприятий, зависящих от инфраструктуры. Например, расцвет электронной коммерции во всем мире практически не затронул России: очень малое количество людей владеют и используют кредитные картаме, лишь 6,3% от всего населения имеют доступ к Сети, и, наконец, почта крайне ненадежна. Как завершающий параметр, российская индустрия глобального программирования страдает от неадекватного имиджа России за рубежом. В погоне за сенсациями ряд статьей в западной прессе освещает такие «неаппетитные» темы: коррупция с отмывание денежных средств, природные и техногенные катастрофы или самое распространённое, русская мафия. В следствие чего, российские компании вынуждены начинать свой маркетинг с нейтрализации бытовых мифов.
Безусловно описанные выше факторы влияют не только на внутренний рынок сферы, но и на международное развитие в современном бурном течении технологий программирования. Одними из основных задач современной кибернетической отрасли является нормализация всех процессов связанных с соблюдений законов авторского права, поддержания молодых специалистов с созданием благоприятных условий для них и выход на международные нормы.
Опыт таких стран как Индия и Ирландия показывает, что режим наибольшего благоприятствования для индустрии программирования может послужить скачком в развитии индустрии и увеличению доходов в этой области. Ряд руководителей российских программных компаний имеет мнение о том, что индустрия в целом не нуждается в освобождении от налогов или каких-то других форм прямой поддержки. Что действительно нужно от государства на данном этапе развития — это решение общих инфраструктурных проблем.
Сфера программирования уже на данном этапе развития плотно вошла в наш мир даже на бытовом уровне. Любой цифровой продукт, будь то мобильный телефон или ноутбук созданы при помощи технологии программирования. В недалеком будущем степень зависимости будет только увеличиваться и востребованность от данной отрасли будет незаменима, в следствии чего, спрос на качественный программный продукт не иссякнет. Как следствие страны будут в большей степени стараться заполучить более ценный ресурс – квалифицированных специалистов.
Конкурентная корреляция программирования
Зачастую можно наблюдать тенденцию миграции высококвалифицированных специалистов в страны запада, где они видят больше возможностей для самореализации и улучшения уровня жизни, что безусловно является глобальной проблемой для всего сегмента программирования России. Отток кадров приводит к замедлению развития, интеграции и становления сферы на мировой уровень.
В последние годы можно наблюдать положительную тенденцию роста объема рынка. Согласно данным IDC[17], в 2016 голу объем рынка был равен 17 млрд. $, а в 2019 уже равнялся 24,18 млрд. $. Данная тенденция безусловно говорил о росте рынка программирования и IT сферы в целом, что ведет к увеличению спроса на специалистов данной отрасли.
2 августа 2019 года стало известно о том, что объем ИТ-рынка России в рублях в 2018 году увеличился на 18,7%, а если взять в сачет инфляцию, то на 13,8%. Согласно бивалютному индексу РУССОФТ, по результатам 2018 г. российский рынок ИТ увеличился на 10%. Этот прирост оказался больше, чем в предыдущем 2017 г. (+9,5%) и превысил прогнозируемую год назад величину (+7,5%). Соответствующие расчеты сделала Ассоциация «РУССОФТ» в рамках собственного ежегодного исследования.
Как сообщалось, при использовании дефлятора в расчетах, явный рост ИТ-рынка России, измеряемый в рублях, зафиксирован впервые с 2012 г. В 2013-2015 годы наблюдалось сокращение ИТ-рынка, а в 2016-2017 годы его объем оставался стабильным.
Важно указать, что Ассоциация «РУССОФТ» не проводит собственного исследования ИТ-рынка, а только анализирует данные о нем из многочисленных источников. Источниками для этого анализа являются рейтинги ИТ-компаний CNews100 и TAdviser100; результаты исследований IDC, Gartner, ITResearch, J’son & Partners Consulting, iKS-Consulting; данные крупных отечественных софтверных компаний, дающих оценки отдельных сегментов рынка ПО; а также официальные итоги работы российских и зарубежных ИТ-компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке России.
Россия занимает 25-е место среди 180 стран мира по привлекательности для специалистов по цифровым технологиям как место работы, показало совместное исследование BCG[18], The Network и HeadHunter (Decoding Digital Talent). В исследовании в 2018 г. приняли участие 26 800 IT-специалистов из 180 стран, в том числе более 1600 человек из России. Их спрашивали, в какой стране они хотят работать.
Как и следовало ожидать, почетным 25-м местом Россия обязана лояльности сотрудников из стран СНГ и Балтии. Больше всего стремятся переехать в Россию специалисты из Казахстана (38%), Белоруссии (27%), Турции (9%) и Анголы (8%). Как правило, люди стремятся перебраться либо в соседние страны, либо в страны, где люди говорят на таком же языке и имеют родственную или схожую культуру, отметил Райнер Штрак, старший партнер BCG. Самыми популярными странами и направлениями для переезда в мире стали США, Германия и Канада, а наиболее популярными городами – Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Амстердам и Барселона.
Специалисты из развивающихся стран смотрят в строну России и считают очень неплохим местом жизни и для работы как по оплате труда, так и по возможности получения незаменимого опыта и знаний, говорит Евгения Дельнова, директор отделений Kelly Services по подбору IT-персонала. Уровень заработной платы специалистов по цифровым технологиям в России в наши выше, чем в ряде Азиатских стран и Африки. Имеется одно сдерживающее обстоятельство в виде оформления разрешения на работу и документальная сложность оформления иностранных работников, в случай решения данных вопросов, Россия сможет рассчитывать на приток специалистов в сфере IT из таких стран как Китай, Африка и Индия.
Аналитический отдел BCG особенно выделяют вклад Москвы. По данным BCG, Москва входит сейчас в лидирующую группу среди 12 мегаполисов мира по обеспеченности ресурсами для новой экономики: талантами, инфраструктурой, финансированием. И развивается быстрее: Москва опережает все другие мегаполисы по росту доли рабочих мест категории «Знание» – с 22% в 2010 г. до 26% в 2016 г. У Лондона за семь лет доля таких рабочих мест выросла с 31 до 33%. Категория «Знание» означает, что более половины задач сотрудника – аналитические, творческие, требующие наличие хорошего образования и периода длительной подготовки. Примеры профессий: врачи, преподавательский состав, инженеры, руководители подразделений.
За пять лет из «Тинькофф банка» в Европу и Кремниевую долину были переманены несколько десятков человек, рассказал представитель банка. В основном это были специалисты старшего уровня (senior), которые имели большой опыт и хороший багаж знаний. Начинающие и специалисты среднего уровня не уезжают. Представитель уверяет, что в ответ банк старается повысить привлекательность работы в компании для IT-специалистов, создать для них хорошие условия труда.
Наши цифровые кадры имеют лучшее образованние, чем зарубежные коллеги, показало исследование: более 90% респондентов в России имеют высшее образование (против 80% в мире). Среди них меньше начальников. У 47% вообще нет никаких руководящих обязанностей (в мире таких 41%).
Почти половина респондентов считает себя экспертами по анализу больших данных, 30% – по веб-разработке и в сфере программирования, а 29% – по разработке мобильного программного обеспечения и софта. Но доля наиболее современных специальностей меньше, чем в мире в целом: лишь 14% респондентов в России заявили, что являются экспертами по гибким методам управления проектами agile и scrum (в мире – 18%), 8% – по искусственному интеллекту и машинному обучению (в мире – 14%).
В России мало стартапов или крупных компаний в сфере машинного обучения, искусственного интеллекта, робототехники и кибернетики, поэтому российские специалисты лишены возможности получения необходимых навыко и опыт, говорит Надежда Стяжкина, руководитель сектора IT, интернета и телекома кадровой компании Antal Russia.
Предпочтение в работе цифровые кадры отдают крупным компаниям, а не начинающим стартапам и малым организациям, их привлекает также государственная служба. Судя по данным отчета BCG, российские кадры, выбирая место работы, гораздо больше, чем зарубежные коллеги, оценивают высокую зарплату и условия работы. На втором месте – креативные и интересные задачи, на третьем – возможность развиваться, повышать квалификацию и учиться. Их мало волнует оптимальное соотношение работы и личной жизни, тогда как для специалистов из других стран это важнейший фактор мотивации.
Цифровые кадры мобильнее нецифровых. 58% российских экспертов по цифровым технологиям хотят переехать в другие страны (прежде всего в Германию, Великобританию и США), тогда как из представителей нецифровых специальностей работать за границей хотят 45%. Но исследование показало, что чемоданные настроения российских специалистов по цифровым технологиям ослабевают: за год доля российских специалистов по цифровым технологиям, желающих переехать в другие страны, снизилась на 7 п. п.
Наталья Домашенко, партнер агентства NGRS[19] по поиску IT-специалистов, поясняет, что основная волна миграции IT-специалистов за рубеж прошла в 2014–2016 гг. – многие решили уехать из-за падения рубля и санкционных войн с США. Все, кто действительно хотел покинуть страну, уже живут и работают за границей, говорит она.
Другая причина снижения доли желающих уехать – масштабная цифровизация, проходящая в стране, объясняют авторы отчета. Частные компании и государственные структуры конкурируют за кадры. Они создают комфортные условия труда, предлагают высокие зарплаты, помогают в обучении.
Борис Вольфсон, директор по развитию HeadHunter, говорит, что многие российские предприятия, в том числе из госсектора, показали намерение и умение адаптировать корпоративную культуру и бизнес-процессы под интересы и стиль нового поколения цифровых кадров.
По словам Домашенко, многие специалисты не хотят уезжать, потому что им интересно работать в России. Последние годы крупные российские компании – госкорпорации, банки, телекоммуникационные компании – вплотную занялись разработкой собственных цифровых IT-продуктов. Они создают новые рабочие места, переманивают разработчиков, предлагают интересные проекты и платят выше рынка.
По данным HeadHunter, число вакансий для IT-специалистов в январе – мае 2019 г. выросло на 14% по сравнению с тем же периодом прошедшего года. Сейчас на портале HeadHunter открыто более 61 000 вакансий. Конкуренция за кадры очень высока: на одну вакансию в мае приходилось лишь 2,8 резюме. Для сравнения: по всем профессиям в России на одну вакансию приходилось в среднем семь резюме.
Средняя предлагаемая зарплата IT-специалиста и ведущего IT-специалиста по России в I квартале 2019 г. составляла 88 175₽руб., по данным HeadHunter.
Специалисты по цифровым технологиям, говорит Василий Воропаев, основатель платформы по подбору фрилансеров Rubrain, получают предложения от работодателей из всех отраслей, потому что даже в относительно консервативных отраслях, как пример в машиностроении, предприятия активно внедряют информационные системы. Для многих компаний вопрос цифровизации является критерием выживания на рынке. По его словам, айтишников в России настолько не хватает, что даже крупные компании, такие как «Яндекс», могут искать нужного IT-специалиста месяц, а то и дольше.
В основном в переезде за границу заинтересованы студенты и выпускники, но они менее востребованы, считает Стяжкина. Иностранные компании ведут поиск квалифицированных сотрудников с опытом более пяти лет и внушительным списком выполненных проектов. Однако около 70% опытных работников, получивших предложение о переезде в другую страну, отказываются по семейным причинам, утверждает она.
Наталья Анохина, менеджер отделения по подбору IТ-персонала Kelly Services, указывает на высокий уровень подоходного налога и дороговизну проживания за границей, а также недостаточное знание английского языка. Это является препятствием для переезда. По словам Домашенко, зарплата разработчика в Москве – $30 000–60 000 в год, а в Калифорнии программист получает $85 000–180 000. Как правило, специалист за рубежом после вычета налогов и расходов на жилье получает столько же, сколько ему платили в России, но при этом может испытывать больше трудностей в связи с переездом и культурным барьером.
Опытным семейным сотрудникам проще и дешевле работать дистанционно. По словам Домашенко, сейчас им не нужно покидать границы страны, чтобы получить работу в иностранной компании. Зарубежные корпорации нанимают специалистов удаленно и предлагают зарплату выше, нежели российские работодатели, по словам Домашенко.
Российские компании тоже стараются расширить географию. У провайдера платежных сервисов Qiwi есть представительства в нескольких странах СНГ, в каждом свое IT-подразделение, говорит Мария Панферова, отвечающая за HR-бренд и стратегические коммуникации в компании.