Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Понятие социального обслуживания, история его регулирования
1.2. Правовое регулирование социального обслуживания на современном этапе
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Проблемные аспекты социального обслуживания
2.2. Проблемные аспекты предоставления социальных услуг
2.3. Проблемные аспекты обеспечения доступности социального обслуживания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», внесший существенные изменения в систему социального обслуживания. В данном нормативном правовом акте был реализован комплекс законодательных новелл, направленных на преодоление кризисной ситуации в социальном обслуживании.
Предполагалось, что обеспечение конкурентной среды, в том числе за счет предоставления социальных услуг на договорной основе, повысит их качество, а привлечение негосударственных организаций решит проблему доступности социального обслуживания. Однако анализ положений действующего федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации выявил отдельные проблемы правового регулирования, препятствующие достижению поставленных целей (нарушение преемственности законодательства, использование отдельных частноправовых элементов правового регулирования при регулировании публично-правовых отношений и др.).
Использование некоторых частноправовых элементов правового регулирования (например, юридической конструкции «договор») не служит целям обеспечения гарантированности социального обслуживания, а влечет дальнейшую «коммерциализацию» отношений в сфере социального обслуживания. В статье также исследуется опыт использования в отдельных субъектах Российской Федерации так называемых стационарозамещающих технологий (создание приемных семей для инвалидов и одиноко проживающих граждан).
Стационарозамещающие технологии вряд ли можно считать реально эффективным средством решения проблемы доступности социального обслуживания ввиду низкого уровня получаемой платы за осуществление ухода за одинокими гражданами и (или) инвалидами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социального обслуживания.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие социальное обслуживание в России.
Целью настоящей работы является анализ социального обслуживания.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие социального обслуживания, история его регулирования;
- проанализировать правовое регулирование социального обслуживания на современном этапе;
- выявить проблемные аспекты социального обслуживания;
- исследовать проблемные аспекты предоставления социальных услуг;
- рассмотреть проблемные аспекты обеспечения доступности социального обслуживания.
Методологическую основу исследования составляет структурно-функциональный метод.
Нормативно-правовую базу исследования составляют нормы действующего законодательства такие как: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие отношение к теме исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как: Антипьева Н.В., Барков А.В., Барышникова Т.Ю. Блинова М.Г., Бочанцев А.С., Дитятковский М.Ю., Кисилева Н.В. и др.
Работа состоит из введения, двух разделов, содержащих параграфы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Рассматривая социальное обслуживание как социально-гуманистическую ценность, мы подчеркиваем значимость эволюции правового регулирования в этой сфере, которая выступает свидетельством связи поколений, сохранения и уважения культурных ценностей русского народа.
1.1. Понятие социального обслуживания, история его регулирования
На всех этапах эволюции мирового сообщества в тех или иных формах реализовывались различные меры социальной защиты населения. Многочисленные международные нормативно-правовые акты в этом направлении отражают, с одной стороны, единство взглядов, с другой стороны – с учетом традиций государства, его финансового благополучия, мы видим разные варианты в их реализации.
Так, например, Европейская социальная хартия закрепила всеобщее право: работников и их иждивенцев на социальное обеспечение; малоимущих (не имеющих достаточных средств) на социальную и медицинскую помощь; для каждого право на социальное обслуживание[1].
Реализуемая государственная политика и нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации являются наглядным примером исполнения конституционно закрепленных гарантий, прав и свобод граждан.
Статья 7 Конституция РФ закрепляет постулат: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[2].
В рамках реализации этой статьи последовательно складывается вся система государственной поддержки граждан старшего поколения, семей с детьми, инвалидов и иных незащищенных категорий граждан: развивается гибкая система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый год в Российской Федерации растут показатели в системе социального обслуживания.
Например, в рамках федерального проекта «Старшее поколение» в 2019 году в 12 регионах была создана система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами (к 2022 г. – во всей стране). Также во всех регионах была реализована доставка указанных лиц, проживающих в селах, в медорганизации, для чего в 2019 г. было закуплено 1 434 ед. транспорта, создано 1 439 мобильных бригад[3]. В русле нашего исследования считаем необходимым осуществить историко-правовой экскурс, что позволит нам воссоздать последовательность развития социального обслуживания в России.
По мнению Бочанцева А.С., первый этап в развитии социального обслуживания характеризуется началом системного развития законодательства[4].
Отправной точкой в развитии законодательства о социальном обслуживании, по мнению автора, является принятие Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 Декларации прав и свобод человека и гражданина[5]. Именно этот нормативно-правовой акт закрепил право каждого гражданина на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, по возрасту, при потере кормильца и в иных установленных законодательством случаях.
Следовательно, и право на социальное обслуживание также подразумевалось.
Также стоит отметить, что в рамках данного периода была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации от 04.08.1993. Фактически, с ее принятием начался переход от советской системы социального обслуживания к системе, принятой в Европейских государствах. В основу данной концепции был положен принцип заботы государства об индивидуальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
С целью реализации данной задачи активно создавалась система различных социальных служб. Их основными направлениями деятельности являлись соответственно материальная помощь нуждающихся граждан, организация помощи на дому, стационарное обслуживание, оказание помощи в приютах, организация отделений дневного пребывания, консультативная помощь, социальный патронаж и реабилитация. Также среди основных особенностей данной концепции можно выделить то, что она предусматривала подготовку специалистов в данной сфере - профессиональных социальных работников[6].
Следующий этап в развитии социального обслуживания начался с момента принятия 12.12.1993 Конституции Российской Федерации. Конституция не только провозглашала социальную направленность государства в целом, но и подчеркнула важность правового регулирования социального обслуживания населения. В обозначенном секторе на данном этапе были приняты новые законодательные акты, регламентирующие многочисленные направления деятельности в сфере социального обслуживания населения.
Среди них: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[7], Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[8], Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»[9]; Приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»[10].
Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стал регулятором отношения по социальному обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов. Законодатель закрепил право на социальное обслуживание лиц, достигших 55 и 60 лет, и инвалидов вне зависимости от возраста, при условии необходимости помощи в связи с частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Среди форм социального обслуживания были обозначены следующие: социальное обслуживание на дому, в полустационарной и стационарной форме; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; социально-медицинское обслуживание. При этом данный федеральный закон не конкретизировал конкретные группы и виды социальных услуг в качестве отдельной нормы, а закреплял их соответственно за конкретными формами социального обслуживания. Стоит отметить, что в этот период социальное обслуживание осуществлялось как государственным, так и негосударственным сектором, хотя место второго было малочисленным. При этом указанный нормативный акт подробно не регламентировал алгоритм предоставления социального обслуживания, поскольку закреплял лишь наличие согласия соответствующего лица или его законного представителя. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривал регулирование социального обслуживания в отношении всех остальных категорий граждан.
Согласно данному нормативному акту под социальным обслуживанием понималась деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законодатель конкретизировал основание для возникновения права на социальное обслуживание - трудная жизненная ситуация. Здесь понималась ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Рассматриваемый законодательный акт также конкретизировал формы социального обслуживания с учетом индивидуальности получателя услуг: обслуживание на дому, стационарно; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания; консультативная помощь. Предусматривалась возможность предоставления различных реабилитационных услуг нуждающимся лицам, а также материальной помощи. При этом в законе подробно не был урегулирован вопрос, касающихся видов социальных услуг, предоставляемых гражданам, а к различного рода регламентам у граждан не было доступа. Закрытость системы вызывала недовольство у граждан, неверие в возможность реализации своих прав. Сложившаяся ситуация способствовала созданию государственной информационной системы, которая стала основой реализации основных принципов в социальной сфере[11].
Реализация разноплановых форм социальной поддержки государства закреплялась в предоставлении бесплатных социальных услуг гражданам преклонного возраста и инвалидам, не имеющим родственников и среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами; несовершеннолетним детям.
Социальным обслуживанием, согласно данному федеральному закону, занимались учреждения государственного и негосударственного сектора. Здесь было положено начало взаимодействию совершенно разных структур, организаций, денежных потоков, которые преследовали одну цель – реальную необходимую помощь нуждающимся.
Этим законодательным актом конкретизировались организации, имеющие право заниматься деятельностью в обозначенной нише.
Например, комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семьям и детям; центры социального обслуживания; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Важность рассмотренного выше законодательного акта также состояла в том, что он разграничил полномочия органов государственной власти федерации и субъекта по вопросам социального обслуживания, а также ввел новую терминологию, которая также являлась важным элементом правового регулирования.