ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 844
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: Педагогическое мастерство
Практическое занятие 5
Практическое занятие 5
Цель занятия: закрепление знаний о понятиях, принципах, сущности педагогического мастерства, а также совершенствование навыков применения педагогических составляющих в области мастерства педагога.
Задание 1
Вопросы для анализа ситуации | Сравнительная характеристика действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи | |
Начинающий педагог | Педагог-мастер | |
1. Как разрешить сложную ситуацию? | Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, я всегда смогу тебе помочь и объяснить; | Успокоить ученика, заверить, что сейчас ему будут объяснены критерии выставленной оценки. |
1. Какими путями можно было избежать подобной ситуации? | Избежать этой ситуации можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. | Чтобы избежать конфликтной ситуации надо было перепроверить работу ученика в его присутствии, объяснить критерий выставленной оценки. |
2. Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла? | Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить; | Дать задания детям, проведите работу над ошибками и помочь в объяснении ошибки соседу по парте. Провести с учащимися небольшую беседу по теме «Культура поведения и объщения». |
Выводы по решению педагогической задачи: для начало необходимо восстановить работу в классе. Следует успокоить ученика, сделав ему замечание и попросив занять должным образом свое рабочее место. Самый верный способ восстановить в сложившийся ситуации рабочею атмосферу-дать задание, примерно: «Ребята вы не все правильно выполнили работу. Поэтому сейчас вы будете выполнять работу над ошибками. Те ребята, у кого ошибок нет, могут помочь соседу по парте».
Далее следует объяснить ученику в личной беседе критерии выставления отметки, перепроверить перед ним работу: «Согласен ли ты, что в этих местах ты допустил ошибки? Посчитай, пожалуйста, количество допущенных тобой ошибок. Какую ошибку получает ученик, если у него…ошибок. А для отметки «4» какое максимальное число ошибок?». После объяснения технических моментов нужно указать на то, что поведение ученика было некрасиво и невежливо и выставляло его не с лучшей стороны. Так же следует успокоить ученика, сказав, что у него обязательно будет возможность исправить ситуацию: «Постарайся в следующий раз быть внимательнее, лучше готовиться к контрольной работе-и все будет хорошо». А теперь садись, пожалуйста, на место, я сейчас объясню не только тебе, но и остальным ребятам, во-первых, критерии оценивания, во-вторых, твои ошибки, т.к. они часто встречались не только у тебя, но и у всего класса».
После этого следует объяснить всему классу критерии оценивания и провести работу над ошибками. Так же провести небольшую беседу по теме: «Культура поведения и общения».
Задание 2.
N | Составляющие элементы имиджа современного педагога | Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа | Обоснование значимости показателей имиджа педагога |
1. | Профессиональная компетентность | -умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе, трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. | -единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности |
2. | Педагогическая эрудиция | своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач. | -так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. |
3. | Педагогическое общение | -понимают профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климат - | овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. |
4. | Педагогическая рефлексия | . -способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе | -процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией. |
5. | Педагогическая импровизация | понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве. | -легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации. |
6. | Педагогическое мышление и интуиция | -выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы | -способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение «видеть» в конкретных явлениях его общую педагогическую сущность. |
Задание 3.
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии ,с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.
Акустические характеристики устной речи:
Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.
Темп речи:
Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.
Динамика голоса:
Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».
Громкость голоса:
Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.
Тембр голоса:
Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.
Интонация:
Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.
Полетность:
Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии ,при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».
Дикция:
Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.
Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.
Паузы- известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
Обращение к аудитории- обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен , что Вас это не оставит равнодушными».
Комплимент- по своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне анти-комплимента себе самому.
Реакция аудитории- во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
Речь и коммуникативное поведение учителя:
Речь , учителя ,должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
Формы и коммуникативные качества педагогической речи:
Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки, при оценивании знаний; оценка поведения, в не учебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.
Функции педагогической речи:
Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений — взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи', сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. О том, как это влияет на познавательную деятельность учеников, мы уже говорили выше. В плане внеурочного общения эти детали в речи, в коммуникативном поведении-учителя еще более значимы.
Особенности речи учителя: особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко, ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.
Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.