Файл: Занятие 5 Практическое занятие 5 Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 844

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина: Педагогическое мастерство

Практическое занятие 5

Практическое занятие 5

Цель занятия: закрепление знаний о понятиях, принципах, сущности педагогического мастерства, а также совершенствование навыков применения педагогических составляющих в области мастерства педагога.

Задание 1


Вопросы для анализа ситуации

Сравнительная характеристика

 действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи

Начинающий педагог

Педагог-мастер

1.               Как разрешить сложную ситуацию?

 Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, я всегда смогу тебе помочь и объяснить;

 Успокоить ученика, заверить, что сейчас ему будут объяснены критерии выставленной оценки.

1.               Какими путями можно было избежать подобной ситуации?

 Избежать этой ситуации можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание.

 Чтобы избежать конфликтной ситуации надо было перепроверить работу ученика в его присутствии, объяснить критерий выставленной оценки.

2.               Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла?

 Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить;

 Дать задания детям, проведите работу над ошибками и помочь в объяснении ошибки соседу по парте. Провести с учащимися небольшую беседу по теме «Культура поведения и объщения».



Выводы по решению педагогической задачи:  для начало необходимо восстановить работу в классе. Следует успокоить ученика, сделав ему замечание и попросив занять должным образом свое рабочее место. Самый верный способ восстановить в сложившийся ситуации рабочею атмосферу-дать задание, примерно: «Ребята вы не все правильно выполнили работу. Поэтому сейчас вы будете выполнять работу над ошибками. Те ребята, у кого ошибок нет, могут помочь соседу по парте».

Далее следует объяснить ученику в личной беседе критерии выставления отметки, перепроверить перед ним работу: «Согласен ли ты, что в этих местах ты допустил ошибки? Посчитай, пожалуйста, количество допущенных тобой ошибок. Какую ошибку получает ученик, если у него…ошибок. А для отметки «4» какое максимальное число ошибок?». После объяснения технических моментов нужно указать на то, что поведение ученика было некрасиво и невежливо и выставляло его не с лучшей стороны. Так же следует успокоить ученика, сказав, что у него обязательно будет возможность исправить ситуацию: «Постарайся в следующий раз быть внимательнее, лучше готовиться к контрольной работе-и все будет хорошо». А теперь садись, пожалуйста, на место, я сейчас объясню не только тебе, но и остальным ребятам, во-первых, критерии оценивания, во-вторых, твои ошибки, т.к. они часто встречались не только у тебя, но и у всего класса».

После этого следует объяснить всему классу критерии оценивания и провести работу над ошибками. Так же провести небольшую беседу по теме: «Культура поведения и общения». 

Задание 2.

 

N

Составляющие элементы имиджа современного педагога

Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа 

Обоснование значимости  показателей имиджа педагога

1.

Профессиональная компетентность

 -умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе, трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития.

-единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности



2.

Педагогическая эрудиция

  своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач.

 -так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности.

3.

Педагогическое общение

-понимают профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климат -

 овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса.

4.

Педагогическая рефлексия

  . -способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе

 -процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией.

5.

Педагогическая импровизация

 понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

 -легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации.

6.

Педагогическое мышление и интуиция

  -выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы

 -способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение «видеть» в конкретных явлениях его общую педагогическую сущность.



Задание 3.

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии ,с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

Акустические характеристики устной речи:

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.

Темп речи:

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Динамика голоса:

Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса:

Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Тембр голоса:

Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Интонация:

Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.

Полетность:

Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии ,при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».


Дикция:

Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.

Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

Паузы- известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Обращение к аудитории- обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен , что Вас это не оставит равнодушными».

Комплимент- по своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне анти-комплимента себе самому.

Реакция аудитории- во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Речь и коммуникативное поведение учителя:

Речь , учителя ,должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Формы и коммуникативные качества педагогической речи:

Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки, при оценивании знаний; оценка поведения, в не учебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.


Функции педагогической речи:

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений — взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи', сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. О том, как это влияет на познавательную деятельность учеников, мы уже говорили выше. В плане внеурочного общения эти детали в речи, в коммуникативном поведении-учителя еще более значимы.

Особенности речи учителя: особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес — оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко, ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам — звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.