Файл: С. В. Рыбаков история россии с древнейших времен до конца xvii века курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2014
С. В. Рыбаков
ИСТОРИЯ РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО КОНЦА XVII ВЕКА
Курс лекций
2-е издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата по техническим, естественно-научным, социально-экономическим и гуманитарным направлениям подготовки и специальностям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА

2
© Уральский федеральный университет, 2012
© Рыбаков С. В., 2012
© Рыбаков С. В., исправления и дополнения, 2014
ББК T3(2)я73-1
Р93
Рецензенты:
А. В. С п е р а н с к и й, доктор исторических наук, профессор,
заведующий сектором политической и социокультурной истории
(Институт истории и археологии УрО РАН);
А. К. Т и х о н о в, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения
Гуманитарного института Владимирского государственного университета
Во втором издании учебного пособия, заново отредактированном и дополненном недостающими сведениями, показаны ключевые тенден- ции исторического развития Руси во времена родоплеменного строя, в пери- од Киевской державы, на стадии политической раздробленности и в эпо- ху Московского царства.
Адресовано студентам для подготовки к семинарским занятиям и к эк- замену, преподавателям, читающим лекции по курсу отечественной исто- рии, а также широкому кругу читателей из числа тех, кого не оставляет равнодушным драматургия русской истории.
ББК T3(2)я73-1
ISBN 978-5-7996-1231-3
Рыбаков, С. В.
История России с древнейших времен до конца XVII века :
курс лекций: [учеб. пособие] / С. В. Рыбаков. – 2-е изд., испр.
и доп. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с.
ISBN 978-5-7996-1231-3
Р93

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие посвящено русской истории, охватывающей период от Великого переселения народов до конца XVII века. В осно- ву его положен курс лекций, прочитанных студентам Уральского федерального университета.
Особенностью пособия является сочетание строго научного под- хода к фактам и событиям русской истории с живым и свободным от формализма изложением учебного материала. Это обстоятельст- во определило место и роль данного издания в образовательном про- цессе, поскольку вопрос, касающийся доступности и усвоения сту- дентами учебной информации, был и остается немаловажным.
В тексте нашли отражение многие исторические источники: древ- нерусские летописи, сочинения авторов, писавших в XI–XVII ве- ках, также приводятся наиболее яркие цитаты из трудов ведущих отечественных историков, что призвано помочь читателю проник- нуть в духовную атмосферу прошедших времен.
Углублению понимания фактического материала, содержащего- ся в учебном пособии, призвана способствовать лекция «Теорети- ческие подходы к изучению истории», в которой раскрыт смысл понятия «история», приведены сведения о наиболее распространен- ных интерпретациях исторического процесса, представлены самые известные российские исторические школы.
Степень новизны, полнота охвата и глубина разработки учебно- го материала, содержащегося в представленном учебном пособии,
имеют очевидные связи с авторской концепцией. Ее особенностью является осознанный отказ от догматизма и схематизма в подхо- дах к отечественной истории. В работе над курсом лекций автор не оставлял без внимания известный античный афоризм «Historia est magistra vitae» («История – наставница жизни»), заключающий в себе ответ на вопрос и о значении истории, и об ее назначении.
Интерес к истории – это интерес к опыту предшествующих поколе- ний, который учит отличать истину от фальши, добро от зла, созида-


4
ние и поступательное развитие от деградации. Исторический опыт помогает познать суть таких понятий, как справедливость, достоин- ство, патриотизм, прививает умение преодолевать трудности и дости- гать поставленных целей, предостерегает от повторения когда-то совершенных людьми ошибок, учит ценить лучшие традиции.
Нельзя недооценивать тезис о том, что настоящее не противо- стоит прошлому, а является его естественным продолжением. Про- шлое – это интегральное выражение всех пережитых людьми как положительных, так и отрицательных уроков истории. Отсюда сле- дует, что прошлое – это фундамент настоящего и будущего.
История несводима к схемам, таблицам и каталогам. Было бы правильнее понимать ее как диалог поколений и связь времен, как органичное единство прошлого, настоящего и будущего. Историчес- кий опыт – ценнейшее достояние и духовное богатство общества.
Однако нужно понимать, что он обретает ценность только при твор- ческом подходе к его осмыслению. Постижение прошедших вре- мен не терпит плоского догматизма, шаблонных чертежей, формаль- ных подходов. Творчество для тех, кто обращается к темам исто- рии, – это и точный анализ, и нацеленность на новые открытия,
и проникновение в ментальную, психологическую ткань той или иной исторической эпохи. Эти идеи и положения стали базовыми для поиска и определения автором принципов отбора материала и построения настоящего пособия.

5
Лекция 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
1.1. Смысл и содержание
понятия «история»
Понятие «история» возникло в глубокой древности. У древних греков, римлян и других народов оно означало «узнавание», «рас- следование», а также «рассказ», «повествование». Отсюда следует,
во-первых, что знание истории приобреталось через установление характера и последовательности тех или иных событий и фактов;
во-вторых, что это знание передавалось как рассказ о событиях про- шлого. Другими словами, история изначально имела, как минимум,
два смысла, два значения. В первом из них она признавалась суще- ствующей как объективная реальность, не зависимая от восприя- тия человеческим сознанием. Во втором значении история тракто- валась как отражение реальных фактов и событий в умах людей,
превращалась в феномен человеческого сознания.
С течением времени термин «история» пережил значительную эволюцию, впитывая в себя новые смыслы, связанные с различны- ми сторонами накопленного людьми мировоззренческого и жизнен- ного опыта. Понятие «история» в его современной трактовке не сво- дится к одному-единственному определению, является многосмыс- ловым и имеет несколько значений.
Что же такое история? Во-первых, это сумма, совокупность кон- кретных фактов. Очевидно, что без фактов ни реальная история,
ни историческая наука существовать не могут. Факты – язык исто- рии. Понятие «факт» в исторической науке рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; 2) как его отра- жение в исторической науке, как знание о реальном факте. В идеа-


6
ле между фактом реальным и фактом-отражением не должно быть расхождений. Но зачастую, когда речь заходит о сложных, неодно- значных или не полностью расследованных фактах, между ними может находиться интерпретация, т. е. специфическое осмысление и объяснение.
Факты – это первоэлементы истории, без них история превра- щается в метафизический туман, в нечто размытое и бесструктур- ное. Вне конкретных фактов история существовать не может, и вся- кие попытки объяснять исторический процесс в отрыве от них ведут к абстракциям, не связанным с реальностью. Однако изучая историю,
люди не могут ограничиться только фиксацией фактов, стремясь осмыслить причинно-следственные связи внутри исторического про- цесса, его тенденции и закономерности. Перед теми, кто обращается к истории, стоит задача, связанная с поиском и обнаружением оп- ределенных смыслов или смысловых комбинаций, скрывающихся за фактами. Если в исторических сочинениях нет значимых для лю- дей смыслов, то такие сочинения бесполезны и никому не нужны.
Из фактов-первоэлементов складываются цепочки событий. Лю- дям далеко не все факты интересны сами по себе, вне связи с други- ми фактами и их комбинациями. Факты наполняются актуальным содержанием, когда образуют событийную последовательность, пре- вращаются в события. Отсюда вытекает второе определение исто- рии: «История – последовательная цепь событий».
Однако если события – так же, как и отдельные факты – воспри- нимаются человеческим сознанием в разрозненном виде, вне еди- ного контекста, то они, естественно, не могут осветить логику всей истории, дробят ее на осколки и фрагменты и поэтому мало что дают уму и сердцу человека. События в восприятии людей приоб- ретают значимый масштаб только тогда, когда сливаются в общий процесс, имеющий векторную направленность и отличающийся определенной динамикой, как внутренней, так и внешней, т. е.
фиксируемой с помощью наружного наблюдения. С этой точки зре- ния история может быть определена как «процесс, движение, ход развития». Данное определение указывает на такие важнейшие ха- рактеристики истории, как ее постоянный динамизм, отсутствие в ней неподвижности и мертвой статики, невозможность законсер- вировать ее в неизменном состоянии.

7
Эти три определения касаются истории в ее объективном, пер- вичном, реальном, «самостоятельном» виде, существующей неза- висимо от того, как она отражается в сознании людей. Но когда
«первичная», реальная история входит в человеческое сознание,
она трансформируется, становясь не всегда точным отражением самой себя, принимая на себя печать «вторичности», теряя абсо- лютное соответствие самой себе.
Трансформация отраженной истории происходит как по жан- ровым, так и по предметным признакам. Понятно, что на базе та- кой трансформации может возникнуть целая россыпь определений истории.
В жанровой классификации определений истории ведущее место принадлежит науке, а также учебной дисциплине. В усло- виях развитых цивилизаций эти два определения получили самое широкое распространение. А вот на ранних стадиях становления человеческих сообществ, в условиях бесписьменной передачи ин- формации в сознание людей история входила как свод преданий,
легенд, мифов.
Предметность отраженной в людском сознании истории выра- жает себя посредством временных или пространственных рамок и масштабов – к примеру, всемирная история, история Европы, исто- рия Древнего мира, история Средних веков, история России. Широ- ко распространена привязка предмета истории к тематическим параметрам, и в этой привязке она может варьироваться в широчай- шем диапазоне – от истории человечества до истории какой-либо отрасли экономики или истории вуза, факультета, кафедры. В этот диапазон вписываются также и биографии отдельных персон.
Среди определений истории есть зауженно-стереотипные. Наи- более распространенным из них является определение: «История –
это прошлое». Узость этого определения заключается в том, что оно привязывает историю только к одной форме времени, тем са- мым провоцируя сознание к отождествлению истории лишь с про- шедшим, часто воспринимаемым как нечто отжившее, неактуаль- ное, невостребованное. Прошлое в таком определении отчуждает- ся от настоящего, история лишается смысловой связи с настоящим и будущим. Здесь не учитывается ключевое свойство времени – его


8
динамичность, проявляющаяся в постоянном перетекании настоя- щего в прошлое, а настоящего – в будущее. Неверно трактовать ис- торию только как прошлое, в подобной трактовке теряется такой важнейший атрибут времени, как беспрерывная текучесть, отсутст- вие статики. Очевидно, что более адекватным и актуальным явля- ется трактовка истории, представляющая исторический процесс как неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Эта трактовка создает основу для восприятия истории как процесса,
никогда не теряющего своей актуальности, способствует внедре- нию и закреплению в научном, а еще лучше и в массовом сознании универсального определения, по которому история – это реальная действительность в ее развитии, движении, динамике.
Пока же это определение почти не учитывается обыденным со- знанием, хотя и связано в большей степени, чем другие, с реальной жизнью людей. Собственно говоря, история и есть сама жизнь в ее полноте, сама реальность в ее развитии. Реальная жизнь всегда первична по отношению к любой теории – научной, политической,
идеологической. Бытие всегда противилось и будет противиться подчинению механическим шаблонам. Такому подчинению про- тивится и история.
Некоторые представители современной гуманитарной науки считают, что главным назначением истории как науки является изучение универсальных пространственно-временных закономер- ностей социального развития и что эти закономерности проявляют- ся главным образом в материальной сфере деятельности людей.
На самом деле история отражает не столько развитие материальной стороны человеческого бытия, сколько движение человеческого со- знания, от направленности которого зависит и направленность по- литической, социальной, экономической жизни. Французский исто- рик Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени»
[1, с. 77]. Он считал, что история должна в первую очередь обра- щаться к духовно-нравственным аспектам человеческого существо- вания и главным предметом исторической науки называл сознание людей. Между развитием человеческого сознания и изучением исто- рии существует прямая и непосредственная связь. Сознанию не нуж- ны умозрительные, безжизненные теории, но оно нуждается в цель-

9
ном мировоззрении, выступающем в роли организующей силы. Ни- что не способствует выработке его в такой степени, как глубокое и неформальное изучение истории.
Ряду однолинейных теорий исторического процесса присущ механицизм в подходах к истории. Он часто выражается в контраст- ном разграничении прошлого и настоящего – по той же мерке, как между живым и мертвым. Однако прошлое не является мертвым.
Если так считать, тогда мертвой следует объявить всю человечес- кую культуру, являющуюся не чем иным, как концентрирован- ным опытом прошлого. Без опоры на такой опыт человек и обще- ство существовать не могут. Вся система образования, в том числе обучение в школах и вузах, строится на усвоении имеющегося познавательного опыта, накопленного предшествующими поко- лениями.
Попытки ограничить видение истории механическими схема- ми являются искусственным сужением познавательных возможнос- тей исторической науки. Исторический процесс не подчиняется за- конам статики, в истории никогда не было абсолютно статичных феноменов. Неслучайно важнейшей научной категорией является категория исторического времени. С ней прочно связана научная традиция деления исторического процесса на определенные перио- ды. Периодизация истории, являясь формой количественно-времен- ного обозначения исторических процессов, во многом зависит от ме- тодологических концепций и теорий.
Существуют подходы к истории, при которых разбивка ее на пе- риоды не имеет самодовлеющего значения и нужна только для того,
чтобы показать, как и под воздействием каких факторов изменя- лось сознание людей. Приверженцы таких подходов исходят из того,
что историческое время не имеет границ, а главная задача исследо- вателя – понять человека прошлого. М. Блок писал, что для проник- новения в сознание живших когда-то людей нужно отрешиться от собственного «я», не приписывать этому сознанию свои собст- венные черты. Взаимоотношения субъекта и объекта исследования
М. Блок определял как «встречу людей в веках» [1, с. 23]. «Истори- ческий феномен не может быть понят вне его времени» [Там же,
с. 79], – писал он. В то же время, по его мнению, понимание прошло- го невозможно без понимания настоящего.


10
В познании истории следует ориентироваться на смысловой диалог между поколениями, эпохами, культурами. Этот диалог на- страивает на понимание прошлого, переживание его драматургии.
Проникновение в дух прошедших эпох важнее педантичной ин- вентаризации фактов. Философ И. А. Ильин писал: «Судьбы наро- да скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое,
но и его будущее; она являет его духовное естество: его силу, его дар, его призвание» [2, с. 19]. Изучение истории и есть обращение к судьбам народов.
1.2. Основные интерпретации
исторического процесса
Глубина исторических исследований во многом определяется ответами на вопросы метафизического плана. В каких формах про- текает исторический процесс? Является он цикличным или линей- ным? Каково место человека в истории? Выступает он ее творцом или является игрушкой законов истории? Что сильнее – необори- мая, жестко обусловленная логика событий или свободная воля человека? В чем главный смысл истории? Ждет ли ее неизбежный финал или она бесконечна? Существует ли единый для всех лю- дей, стран и народов стандарт развития или истории свойственно многообразие? Являются ли законы истории тайной или они позна- ваемы человеческим разумом? На эти и им подобные вопросы ис- торики и философы дают разные варианты ответов.
Одна из актуальных проблем исторической науки касается ин- терпретации и оценки фактов, событий и процессов. Даже отно- сительно простые факты историки часто оценивают по-разному,
поскольку, окрашивая их определенным смыслом, они опираются на собственный опыт – научный, жизненный, нравственно-этичес- кий. Многое зависит от концептуальной и философской подготовки авторов исторических сочинений, их научной добросовестности и умения извлекать из истории нравственные уроки. На исследова- тельскую позицию историков влияют внешние условия их работы,
сказываются традиции мировосприятия, имеющие свои особеннос-

11
ти в разных странах и культурах, к тому же историческая наука находится в динамичном состоянии. Не являясь замкнутым про- странством, она непрерывно вбирает в себя импульсы из всех сфер человеческого знания. Развитие знания связано с постоянным пре- одолением противоречий, и в этом историческая наука не является исключением.
Различные направления исторической мысли возникли уже в глубокой древности. Поначалу к попыткам нарисовать реальную историческую картину примешивалась мифология, являвшаяся в древности особым инструментом познания окружающего мира.
Мифологические элементы содержится даже в сочинениях знаме- нитого историка V века до нашей эры Геродота, заслужившего ти- тул «отца истории». Многие события Геродот объяснял с мистичес- ких позиций. В то же время для написания своей объемной «Ис- тории» он обобщил большой материал из хроник, легенд, устных преданий и личных впечатлений. «История» Геродота стала пер- вым памятником исторической мысли, в котором деятельность че- ловечества представлена как развертывающийся в пространстве и времени процесс, изменяющий судьбы народов.
После Геродота количество исторических исследований непре- рывно нарастало, чему способствовало появление в Древней Гре- ции и Древнем Риме архивов и библиотек, где скапливались доку- менты и материалы по военной и политической истории, сведения о различных странах и народах. Античные историки Фукидид, По- либий, Корнелий Тацит, Тит Ливий подняли исторические знания на новый уровень, создав исторические труды, отмеченные объек- тивностью и стремлением к анализу описываемых событий. В этих трудах просматривались элементы диалектики, представления о цик- личности процессов.
Тем не менее историческим исследованиям в то время было еще далеко до глубокого философского осмысления истории. В них преобладал эмпирический подход, в котором факты имели само- довлеющее значение. Логика их выстраивания чаще всего отража- ла переплетение случайных обстоятельств, игру стихийных сил,
почти не зависящую от объективных закономерностей. С первы- ми попытками рационального объяснения хода событий связано