Файл: Лекционные материалы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МИРЭА – Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА
ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учет и контроль
(наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
Уровень
Дополнительная профессиональная программа профессиональной подготовки
(бакалавриат, магистратура, специалитет)
Форма обучения
Заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Направление(-я) подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
(код(-ы) и наименование(-я))
Институт институт технологий управления (ИТУ)
(полное и краткое наименование)
Кафедра
Экономики (Э)
(полное и краткое наименование кафедры, реализующей дисциплину (модуль))
Лектор к.э.н., доцент Черненькая Ирина Геннадьевна
(сокращенно – ученая степень, ученое звание; полностью – ФИО)
Используются в данной редакции с учебного года
2021/22
(учебный год цифрами)
Проверено и согласовано «____» ________20___г.
И.В.Гайдамашко
(подпись директора Института/Филиала
с расшифровкой)
Москва 2022 г.

Лекция 3.
Тема. Факты хозяйственной жизни. Стоимостное выражение объектов
учета.
Цель – Дать представление студентам о фактах хозяйственной жизни и стоимостном выражении объектов учета.
Задачи:
1. Рассмотреть учетный цикл и понятие факта хозяйственной жизни.
2. Изучить объекты учета.
3. Определить стоимостное выражение объектов учета.
План лекции.
1. Учетный цикл и понятие факта хозяйственной жизни.
2. Объекты учета.
3. Стоимостное выражение объектов учета.
Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для
освоения дисциплины
а) основная литература:
 Бухгалтерский (управленческий) учет [Электронный ресурс]: учебно- методическое пособие / И. Н. Черных. — М.: РТУ МИРЭА, 2020. —
Электрон. опт. диск (ISO)
 Бухгалтерский и управленческий учет [Электронный ресурс]: практикум / Е. Г. Багудина, И. В. Казанская. — М.: РТУ МИРЭА,
2019. — Электрон. опт. диск (ISO) https://library.mirea.ru/share/3326
б) дополнительная литература:
 Управленческий учет и управление затратами [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Сиганьков, Н. В. Лобарева. — М.: РТУ МИРЭА,


2019. — Электрон. опт. диск (ISO) https://library.mirea.ru/share/3332
1.
Учетный цикл. Понятие факта хозяйственной жизни.
Учетный цикл организации представляет собой алгоритм получения отчетности на основе первичных данных, состоящий из нескольких последовательных этапов:
1 этап – открытие бухгалтерских счетов в Главной книге на начало учетного цикла. На основании бухгалтерского баланса, составленного на 31 декабря, открываются счета Главной книги на следующий год. Конечные сальдо по соответствующим счетам являются начальными сальдо по счетам на следующий год.
2 этап - признание и оценка операций на основании первичных документов. Все хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни) отражаются в учете соответствующими бухгалтерскими проводками и делятся на следующие группы:
-
Обмен ресурсами и обязательствами между предприятиями и внешними экономическими субъектами. Такие операции характеризуют процесса снабжения предприятия необходимыми для производства ресурсами и продажи готовой продукции, произведенной данным предприятием;
-
Хозяйственные операции внутри предприятия. Например, начисление амортизации основных средств, расчеты с персоналом по оплате труда, расходование товарно-материальных запасов в процессе производства.
Любой факт хозяйственной жизни сопровождается первичным документом.
3 этап – регистрация операций в журнале учета фактов хозяйственной жизни. Данный этап не является абсолютно необходимым, его можно сократить путем непосредственного занесения данных хозяйственных операций на соответствующие счета бухгалтерского учета – этому способствует автоматизированная форма бухгалтерского учета.
Однако журналы могут использоваться во внутреннем управленческом учете, ориентированном на потребности руководителей предприятия.

4 этап – проводка операций из журнала хозяйственных операций в
Главную книгу. При этом происходит переклассификация записей из хронологической в классификацию в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.
5 этап – закрытие счетов в Главной книге. Учетный процесс заканчивается 31 декабря. Все хозяйственные операции отражены на счетах бухгалтерского учета, необходимо произвести их закрытие, отразив конечное сальдо.
6 этап - составление оборотной ведомости.
7 этап – подготовка финансовой отчетности.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
2. Объекты учета.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп:
Имущество организации (активы) – это ресурсы (совокупность материальных и денежных ценностей, а также права, т.е. юридические

отношения с другими организациями и лицами), которые контролируются организацией в результате событий прошлых периодов и от которых организация ожидает экономические выгоды в будущем.
Будущие экономические выгоды могут поступать в организацию и косвенными путями:
- обмен на другие активы;
- использован для погашения обязательства;
- распределен среди собственников организации.
По составу и характеру использования имущество организации подразделяют на две группы:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы.
Внеоборотные активы – имущество, длительное время (более одного года) используемое на предприятии и не участвует в кругообороте
(операционном цикле: денежные средства --- производственные запасы --- производство --- готовая продукция --- денежные средства )
 основные средства – средства труда, кот используются длительное время (более 12 мес.) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Имеют материально-вещественную форму.
 нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной структуры (права, патенты и т.д.), приносящие организации доход при использовании их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг;
 незавершенные капитальные вложения – затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение основных средств и нематериальных активов и прочие капитальные работы и затраты (н-р, геолого-разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и т.д.);
 долгосрочные (свыше одного года) финансовые вложения – вложение денежных средств или иного имущества в другие организации с
целью получения дохода или контроля над их деятельностью (вклады в УК других организаций, предоставление долгосрочных займов, приобретение государственных ценных бумаг и т.д.);
 доходные вложения в материальные ценности – материальные ценности организации, предоставляемые за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода (здания, оборудование, транспортные средства и др.);
Оборотные активы включают в себя:
- запасы – предметы труда (сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, незавершенное производство), часть средств труда (инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности), предметы обращения (готовая продукция, товары отгруженные):
 сырье и материалы;
 животные на выращивании и откорме;
 затраты в незавершенном производстве – продукция и работы, не прошедшие всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техноческой приемки;
 готовая продукция – изделия или полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, принятые на склад и предназначенные для продажи;
 товары для перепродажи;
 товары отгруженные – готовая продукция или товары, отправленные покупателям, но учитываемые в составе имущества организации до перехода права собственности на нее к покупателям;
 расходы будущих периодов – затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам;
- денежные средства - средства организации в кассе и на счетах в банках;
- средства в расчетах (краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность) – задолженность покупателей за отгруженную, но не

оплаченную продукцию, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные средства из кассы и др;
- краткосрочные финансовые вложения – аналогичны долгосрочным финансовым вложениям, но со сроком вложения до одного года;
- прочие оборотные средства – в частности к ним относится НДС по приобретенным ценностям (в балансе показан отдельно).
По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное
(созданное за счет обязательств).
Собственный капитал – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль:
- уставный капитал – сумма средств, которая фиксируется в учредительных документах. Величина относительно постоянная.
-
Добавочный капитал – сумма дооценки основных средств, эмиссионный доход акционерного общества (превышение продажной стоимости акций над их номинальной стоимостью);
-
Резервный капитал – создается из прибыли предприятий и используется в строго определенных целях (для покрытия убытков, выплаты девидендов при недостаточности прибыли и др.):
 Резервы, образованные в соответствие с законодательством (н-р, акционерные общества);
 Резервы, образованные в соответствие с учредительными документами;
- нераспределенная прибыль – по существу является конечным результатом деятельности организации за определенный период времени.
Заемный капитал: долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства:
– кредиты банка – кредиторская задолженность перед банками по полученным займам;

- займы – кредиторская задолженность по полученным средствам от других организаций на возвратной основе;
- кредиторская задолженность – задолженность данной организации другим организациям или лицам, называемым кредиторами:
 перед поставщиками и подрядчиками;
 задолженность перед персоналом организации;
 задолженность по налогам и сборам;
 задолженность перед внебюджетными фондами;
 прочие кредиторы;
- доходы будущих периодов - средства, полученные авансом, погашение по которым ожидается в следующих отчетных периодах (н-р, арендная плата за год вперед, остатки сумм получаемых коммерческой организацией из средств целевого финансирования и др.);
- резервы предстоящих расходов:
 на предстоящую оплату отпусков работникам;
 на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год;
 на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером работы;
 на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
 на покрытие иных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством.
- задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
Пассив баланса – это общая стоимость источников возникновения активов.
Актив = Пассив = Капитал + Обязательства
3. Стоимостное выражение объектов учета.
Стоимостные методы измерения имущества для предприятий всех форм

собственности в РФ основаны на едином порядке оценки имущества, в зависимости от способов его приобретения:
-
Имущество, приобретенное за плату, оценивается по фактически произведенным затратам на его покупку;
-
Имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления, т.е. по фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества;
-
Имущество, полученной безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования.
-
Стоимость имущества, полученного по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
- Стоимость имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями
(участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Для АО цену, установленную учредителями должен подтвердить независимый оценщик (п.3 ст.34 ФЗ от 26.12.1995г. №208-ФЗ “Об акционерных обществах”. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров
(наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
В ООО независимый оценщик должен привлекаться для определения рыночной стоимости основных средств, если размер вклада превышает 20000 рублей на дату представления документов для регистрации организации (п.2 ст.15 ФЗ от 08.02.1998г. №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”).
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в валюте Российской Федерации. Бухгалтерский учет
имущества, обязательств и хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте, ведется в рублях. Сумма определяется путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. В случае если в договоре, заключенном между продавцом и покупателем имущества установлен иной курс, то пересчет производится по установленному сторонами в соглашении (договоре) курсу.
Контрольные вопросы:
1. Назовите этапы учетного цикла.
2. Охарактеризуйте факт хозяйственной жизни.
3. Перечислите объекты учета.
4. Перечислите состав активов организации
5. Перечислите состав пассивов организации.
6. Как формируется стоимостное выражение объектов учета?