Файл: Кафедра математики, информатики и методики преподавания.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Тема Информационная культура общества
реферат по дисциплине: Информационная культура общества
Выполнила студентка группы 3.028.51.19
Чашников Александр Олегович ____________ ___________ 2022 г.
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профили: Информатика и Информационно-коммуникационные технологии
Форма обучения: заочная
Руководитель: канд.пед.наук, доцент кафедры Математики, информатики и методики преподавания
Ирина Алексеевна Дудковская
______________
(подпись)
_____________
(оценка)
___ ________ 2022 г.
Куйбышев 2022
Оглавление
Введение 4
1 Теоретические основы информационного общества 5
1.1Определение понятия «информационное общество» 5
1.2Рост компьютерной информации как причина формирования информационной культуры 6
1.3Предпосылки и развитие модели информационной культуры общества 7
1.4Принципы информационной культуры 9
2Положение информационной культуры в современности 11
2.1Причины и последствия информационных революций 11
2.2Информатизация общества в настоящее время 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.
Целью данной работы является изучение информационной культуры в исторической перспективе и ее особенностей.
В связи с поставленной целью, формируются следующие задачи:
-
Изучить теоретические аспекты формирования и развития информационной культуры общества. -
Рассмотреть современное положение и структуру информационной культуры.
1 Теоретические основы информационного общества
-
Определение понятия «информационное общество»
Информационное общество - это общество, в котором использование, создание, распространение, манипулирование и интеграция информации являются важной деятельностью. Его основными движущими силами являются информационные и коммуникационные технологии, которые привели к быстрому росту разнообразия информации и каким-то образом меняют все аспекты социальной организации, включая образование, экономику, здравоохранение, правительство, войну и уровни демократии. Людей, способных участвовать в этой форме общества, иногда называют либо пользователями компьютеров, либо даже цифровыми гражданами по определению К. Моссбергера, это “Те, кто регулярно и эффективно использует Интернет”. Это один из многих десятков интернет-терминов, которые были идентифицированы, чтобы предположить, что люди вступают в новую и иную фазу общества.
Некоторые из маркеров этого устойчивого изменения могут быть технологическими, экономическими, профессиональными, пространственными, культурными или сочетанием всех этих факторов. Информационное общество рассматривается как преемник индустриального общества. Тесно связанные понятия - это постиндустриальное общество (постфордизм), постмодернистское общество, компьютерное общество и общество знаний, телематическое общество, общество зрелища (постмодернизм), информационная революция и информационный век, сетевое общество (Мануэль Кастельс) или даже жидкая современность.
В настоящее время нет общепринятой концепции того, что именно можно определить, как информационное общество, а что не следует включать в этот термин. Большинство теоретиков согласны с тем, что трансформацию можно рассматривать как начавшуюся где-то между 1970-ми, трансформациями начала 1990-х годов на социалистическом Востоке и периодом 2000-х годов, которые сформировали большинство современных сетевых принципов и в настоящее время фундаментально меняют то, как работают общества. Информационные технологии выходят за рамки интернета, поскольку принципы интернет-дизайна и использования влияют на другие области, и ведутся дискуссии о том, насколько велико влияние конкретных медиа или конкретных способов производства. Фрэнк Вебстер отмечает пять основных типов информации, которые могут быть использованы для определения информационного общества: технологическое, экономическое, профессиональное, пространственное и культурное.
Учитывая, что метафоры и информационные технологии развиваются во взаимной взаимосвязи, мы можем описать некоторые общества (особенно японское общество) как информационное общество, потому что мы думаем о нем как о таковом.
Слово информация может быть истолковано по-разному. Согласно Бакленду в "Информации и обществе", большинство значений человеческих знаний подразделяются на три категории: информация как знание, информация как процесс и информация как вещь.
-
Рост компьютерной информации как причина формирования информационной культуры
Рост объема технологически опосредованной информации был количественно оценен различными способами, включая технологические возможности общества по хранению информации, передаче информации и вычислению информации. Подсчитано, что мировые технологические возможности хранения информации выросли с 2,6 (оптимально сжатых) эксабайт в 1986 году, что является информационным эквивалентом менее одного компакт-диска объемом 730 МБ на человека в 1986 году (539 МБ на человека), до 295 (оптимально сжатых) эксабайт в 2007 году. Это информационный эквивалент 60 компакт-дисков на человека в 2007 году и представляет собой устойчивый ежегодный темп роста около 25%. Совокупный технологический потенциал мира по получению информации через сети одностороннего вещания был информационным эквивалентом 174 газет на человека в день в 2007 году.
Совокупный эффективный потенциал мирового обмена информацией через двусторонние телекоммуникационные сети составлял 281 петабайт (оптимально сжатой) информации в 1986 году, 471 петабайт в 1993 году, 2,2 (оптимально сжатых) эксабайта в 2000 году и 65 (оптимально сжатых) эксабайт в 2007 году, что является информационным эквивалентом 6 газет на человека. Мировой технологический потенциал для вычисления информации с помощью управляемых человеком компьютеров общего назначения вырос, демонстрируя самые быстрые темпы роста - более 60% в год за последние два десятилетия.
-
Предпосылки и развитие модели информационной культуры общества
Одним из первых, кто разработал концепцию информационного общества, был экономист Фриц Махлуп. В 1933 году Фриц Махлуп начал изучать влияние патентов на исследования. Кульминацией его работы стало исследование производства и распространения знаний в Соединенных Штатах в 1962 году.
Вопрос о технологиях и их роли в современном обществе обсуждался в научной литературе с использованием различных ярлыков и концепций. В этом разделе представлены некоторые из них. Идеи экономики знаний или информационной экономики, постиндустриального общества, постмодернистского общества, сетевого общества, информационной революции, информационного капитализма, сетевого капитализма и тому подобного обсуждались на протяжении последних нескольких десятилетий.
Фриц Махлуп ввел концепцию индустрии знаний. Он начал изучать влияние патентов на исследования, прежде чем выделить пять секторов сектора знаний: образование, исследования и разработки, средства массовой информации, информационные технологии, информационные услуги. Основываясь на этой классификации, он подсчитал, что в 1959 году 29% ВНП в США было произведено в отраслях, основанных на знаниях.
Ален Турен уже говорил в 1971 году о постиндустриальном обществе. "Переход к постиндустриальному обществу происходит, когда инвестиции приводят к производству символических товаров, которые изменяют ценности, потребности, представления, гораздо больше, чем в производстве материальных благ или даже "услуг". Индустриальное общество трансформировало средства производства: постиндустриальное общество меняет цели производства, то есть культуру. Решающим моментом здесь является то, что в постиндустриальном обществе вся экономическая система является объектом вмешательства общества в себя. Вот почему мы можем назвать это запрограммированным обществом, потому что эта фраза отражает его способность создавать модели управления, производства, организации, распределения и потребления, так что такое общество на всех его функциональных уровнях выглядит как продукт действий, осуществляемых самим обществом, а не какрезультат естественных законов или культурных особенностей".
Жан-Франсуа Лиотар утверждал, что "знание стало основной силой производства за последние несколько десятилетий". Знания превратились бы в товар. Лиотар говорит, что постиндустриальное общество делает знания доступными для непрофессионалов, потому что знания и информационные технологии проникают в общество и разрушают грандиозные повествования о централизованных структурах и группах. Лиотар называет эти меняющиеся обстоятельства постмодернистским состоянием или постмодернистским обществом.
Подобно Беллу, Питер Отто и Филипп Зоннтаг (1985) говорят, что информационное общество - это общество, в котором большинство сотрудников работают на информационных должностях, то есть им приходится иметь дело больше с информацией, сигналами, символами и изображениями, чем с энергией и материей. Радован Рихта (1977) утверждает, что общество превратилось в научную цивилизацию, основанную на услугах, образовании и творческой деятельности. Эта трансформация станет результатом научно-технической трансформации
, основанной на технологическом прогрессе и растущем значении компьютерных технологий. Наука и технологии станут непосредственными производственными силами.
В конце двадцатого века концепция сетевого общества приобрела важное значение в теории информационного общества. Для Мануэля Кастельса сетевая логика - это помимо информации, повсеместности, гибкости и конвергенции центральная особенность парадигмы информационных технологий. "Одной из ключевых особенностей информационного общества является сетевая логика его базовой структуры, которая объясняет использование концепции "сетевого общества". "Как историческая тенденция, доминирующие функции и процессы в информационную эпоху все чаще организуются вокруг сетей. Сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, и распространение сетевой логики существенно изменяет функционирование и результаты в процессах производства, опыта, власти и культуры ". Для Кастельса сетевое общество - это результат информатизации, новой технологической парадигмы.
-
Принципы информационной культуры
Основными принципами информационной культуры являются:
1. Комплексный подход к решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросов совершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельно взятой науки.
2. Общее упорядочение информационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированных систем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процесс упорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.
3. Философия определяется взаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.
4. Поиск постоянно повторяющихся характеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявления почтительности, манеры поведения.
5. Правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.
6. Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.
7. Достаточные удобства для многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся с электронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны быть обеспечены с учетом эргономической безопасности.
8. Обеспечение безопасности и защиты информации в компьютеризированных системах.
-
Положение информационной культуры в современности
-
Причины и последствия информационных революций
-