Файл: Кафедра математики, информатики и методики преподавания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До XVI века деятельность общества была направлена ​​на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление примитивных, а затем и более сложных орудий труда.

Затем, в процессе формирования индустриального общества, на первый план вышла проблема освоения энергии - сначала тепловой, затем электрической и, наконец, в ХХ веке - атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, поднять уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время у людей всегда была потребность выражать и запоминать информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция была связана с изобретением письма. Стало возможным распространять знания и сохранять их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина 16 века) была вызвана изобретением книгопечатания, которое коренным образом изменило социальную культуру.

Третья революция (конец 19 века) была вызвана изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы ХХ века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено растущим объемом информации, с которым сложно справиться с использованием традиционных технологий: бумаги и ручек. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Заговорили об информационном взрыве, назвав это стремительным ростом потоков и объемов информации.

В результате научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер как средство хранения, обработки и передачи информации.
    1. Информатизация общества в настоящее время


Еще недавно никто не предполагал, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В настоящее время идет активный процесс информатизации общества.

Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерных технологий и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и частной жизни людей.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работников заняты производством, хранением, обработкой, продажей и обменом информацией.

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это связано с тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.


Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать компьютерные информационные технологии, современные средства и методы для ее получения, обработки и передачи.

Информационная культура, как важнейший компонент культуры в целом, является продуктом множества творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в следующем:

в конкретных навыках использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

в умении использовать компьютерные информационные технологии в своей работе;

в умении извлекать информацию из различных источников - от периодических изданий до электронных коммуникаций;

в умении подавать информацию в понятной форме и эффективно ее использовать;

знание аналитических методов обработки информации;

в умении работать с разного рода информацией.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемая часть информационной культуры - знание информационных технологий и умение применять их на практике.

Сравнительно недавно появилась еще одна новая информационная технология - виртуальная реальность.

Виртуальная реальность (VR) - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и напрямую действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают их движения с аудиовизуальными эффектами.

В этом случае визуальные, слуховые, тактильные и двигательные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными особенностями виртуальной реальности являются:

моделирование в реальном времени;

имитация окружающей среды с высокой степенью реалистичности;

способность влиять на окружающую среду и одновременно получать обратную связь.

Разновидность виртуальной реальности можно назвать компьютерной игрой.

Компьютерная игра - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера.

Компьютерная игра определяется алгоритмом, который описывает процесс ее прохождения. Компьютерные игры подразделяются на деловые, образовательные, обучающие и развлекательные.



В книге Третья волна (под названием которой здесь стоит информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, исследуя появившиеся новые характеристики повседневной жизни, отмечает, что информационное общество пересматривает основные принципы организации жизнь общества (или, как он говорит).

Цивилизация индустриального общества была основана на шести принципах:

синхронизация;

специализация;

стандартизация;

концентрация;

максимизация;

централизация.

Все они рушатся в информационном обществе и заменяются другими, составляющими черты информационного общества:

В информационном обществе к образованию предъявляются новые требования в связи с тем, что на производстве сейчас смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые полностью исчезают. В связи с этим возникает необходимость перевода трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

Кто может быстрее переключаться с одной работы на другую? - Тот, кто не является узким специалистом, но имеет хорошее фундаментальное образование. Поэтому характерной чертой рынка труда в информационном обществе является его недоспециализированность и высокий образовательный уровень.

Тоффлер делает очень любопытные замечания о новой социальной роли знания. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном обществе богатство принимает новую, нематериальную форму - форму символического капитала или информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства товаров длительного пользования, то информационное общество, согласно Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний.

Знание как капитал радикально отличается от денежного капитала: это:

неиссякаемы;

доступны бесконечному количеству пользователей.

Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном обществе приобретают форму информации, становятся электронными деньгами - кредитными картами, использование которых происходит с помощью компьютера.

Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 году в мире насчитывалось более 187 миллионов держателей кредитных карт; Сегодня, благодаря включению России в глобальную банковскую электронную сеть, их количество значительно увеличилось.

Электронные деньги - это, прежде всего, безопасность в расчетах, а также удобство, обеспечивающее скорость заключения крупной сделки.


За последние три десятилетия термин электронные деньги получил широкое распространение как во внешней, так и в отечественной экономической практике. Существует множество научных работ, посвященных различным аспектам развития электронных денег.

Под электронными деньгами понимаются как безналичные деньги, так и наличные. Изначально электронные деньги в российской науке понимались как новое платежное средство, основанное на использовании компьютеров.

Одним из первых термин электронные деньги употребил В.М. Усоскин. В западных кругах преобладает так называемый технологический подход к определению электронных денег.

По определению известного Банка международных расчетов, электронные деньги - это хранимая стоимость или предоплаченные продукты, где запись о денежных средствах, имеющихся в распоряжении потребителя, или стоимости хранится на техническом устройстве, находящемся во владении потребителя.

Электронные деньги (Electronic money - E-money) - в широком смысле - форма организации денежного обращения в объединении информационных сетей.

В узком смысле цифровые деньги.

Цифровая наличность (Digital cash) - электронный аналог наличных денег. Цифровые деньги можно купить, они хранятся в электронном виде в специальных устройствах и находятся в распоряжении покупателя.

Смарт-карты или специальные компьютерные системы используются в качестве запоминающих устройств.

Смарт- карта; Чип-карта; Карта с интегральной схемой (IC) - это кредитная карта со встроенным микропроцессором, которая имеет высокий уровень защиты и позволяет проводить мультивалютные платежи.

Банковские карты используются для обмена электронных денег на наличные.

Наличный карта - банковская карта используется для получения наличных в банкоматах.

Безналичная оплата товаров, работ, услуг осуществляется с помощью платежной карты.

Платежная карта (Charge card) - пластиковая карта, которая предоставляет лицу, использующему ее, возможность базовой оплаты наличными за товары или услуги.

Также есть дисконтные карты.

Дисконтная карта - специальная карта, выпущенная коммерческой организацией, которая дает скидку на цену товара.

Тоффлер также отмечает, что в социально-политической сфере и в сфере международной экономики информационные технологии открывают совершенно беспрецедентные перспективы.


На данный момент есть все предпосылки для:

создание глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);

решение социальных проблем.

Открытость информации делает человека сильнее, а государственную власть - более зависимой от граждан. Сети электросвязи создают возможности для прямого участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных правительственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинств.

Заключение


Очевидно, что сейчас мы вступаем в информационную эру, когда основным товаром будет информация в различных ее формах.

Получая неоспоримые преимущества, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и т. д., нельзя игнорировать возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу, помимо решения описанных выше задач, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, к овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия труда создают зависимость осведомленности одного человека от информации, полученной другими людьми.

Теперь уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но необходимо изучить эту технологию работы с информацией, когда решения готовятся и принимаются на основе коллективных знаний. Это говорит о том, что человек должен обладать определенным уровнем культуры в обращении с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества сегодня все больше обсуждается учеными. Поскольку для получения информации о том, что происходит в стране и в мире, больше не требуется прямого общения между людьми, человек будет все больше изолировать себя от общества, подвергаясь иллюзии независимости от него.

Необходимо воспитывать в каждом человеке чувство ответственности за происходящее в мире, добиваться четкого понимания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится в первую очередь к системе образования и СМИ.

Список использованной литературы


  1. Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // Культура как предмет междисциплинарных исследований : материалы конференции / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009. - С.477 - 483.

  2. Вохрышева, М.Г. Информационная культура // Теория библиографоведения: учебное пособие. Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - С.311-327. 

  3. Захаров, М. Ю. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. – 2020. – № 5. – С. 200-205.

  4. Иванов, С. А. Категория ответственности, как ценность в культуре информационного общества // Тенденции развития науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 12-14.

  5. Информационная культура человека / М. В. Филоненко, Е. А. Максимова, Т. А. Шаповалова, В. В. Ахраменко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 5-2(69). – С. 107-109.

  6. Ленский, Б. В. Книжная культура, информационная культура, интернет-культура // Книга. Исследования и материалы. – 2018. – № 114-115. – С. 238-242.

  7. Муртаева, И. И. Информационная культура как основа современной культуры коммуникации / И. И. Муртаева // Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире : Материалы международной научно-практической конференции,. Саратов: Академия Бизнеса, 2015. – С. 82-85.

  8. Никитина, Е. О. Информационная культура личности как одна из составляющих общей культуры человека // Современные гуманитарные исследования. – 2009. – № 6(31). – С. 182-184.