Файл: Качественные и количественные характеристики техники физического упражнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Техника физического упражнения – это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника – это научно обоснованный,наиболее рациональный   способ решения двигательной задачи.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

• поиском более совершенных способов выполнения движений;

• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

• совершенствованием методики обучения;

• появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест — в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.


1-й критерий — результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий — параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий — разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

4) высчитать воз­можный результат при данном развитии способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученик.

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже — не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором — улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения. В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места — сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.


Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места — отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге — пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину — от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом — от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы — с помощью дви­жений, составляющих детали техники. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:

физический упражнение легкий атлетика

1. Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.


Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Физические упражнения

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.


С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;