Файл: Современные проблемы обеспечения качества и безопасности продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Безопасность пищевой продукции - это самая обсуждаемая и актуальная тема у всего мирового сообщества, которая характеризуется все возрастающим числом различных директив, законов, стандартов, проведенных конференций, публикаций в СМИ и т.д.

Под безопасностью продуктов питания следует понимать отсутствие опасности для здоровья человека при их употреблении, как с точки зрения острого негативного воздействия (пищевые отравления и пищевые инфекции), так и с точки зрения опасности отдаленных последствий (канцерогенное, мутагенное и тератогенное действие). Иными словами, безопасными можно считать продукты питания, не оказывающие вредного, неблагоприятного воздействия на здоровье настоящего и будущих поколений[1].

Потребитель, приобретая товар или услугу, имеет право на то, чтобы этот товар или услуга, при надлежащих для них условиях хранения, использования, транспортировки и утилизации, являлись безопасными как для его жизни и здоровья, так и для окружающей среды, а также не причинили вред имуществу потребителя. Для обеспечения безопасности товара или услуги существуют специальные требования, являющиеся обязательными, установленные законом.

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции[2].

Переход субъектов хозяйствования к элементам рыночной экономики, расширение их финансово-хозяйственной деятельности, изменение форм собственности вызвали острую необходимость повышения качества выпускаемой продукции. В настоящее время начался процесс формирования коммерческих взаимосвязей производственных предприятий с широким кругом партнеров-производителей, поставщиков сырья, а также потребителями продукции. Появилась возможность выхода конкретного предприятия на мировой рынок путем налаживания внешнеэкономических связей с партнерами из других стран.

В последние годы на наших глазах происходит коренное обновление мирового рынка с его товарооборотом, ассортиментом и качеством продукции. Именно на мировом рынке были ужесточены требования, предъявляемые к управлению предприятиями, чему в значительной степени способствовали растущие запросы потребителей к улучшению качества продукции. Широкой и всесторонний характер этих требований охватывает целый ряд таких управленческих проблем, как уровень цен, снижение себестоимости, отношения между администрацией и работниками, выход на рынок с новым товаром.


Одновременно с этим на сегодняшний день успех деятельности предприятия на рынке (не только международном, но и внутреннем) во многом предопределяется качеством производимых им товаров. Поэтому не случайно оценка уровня качества товаров и изучение воздействующих на него факторов является основной частью системы управления качеством и реализации продукции предприятий, функционирующих в условиях рынка.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции, по праву, можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Актуальность. В настоящее время повышенное внимание должно уделяться профилактическим мерам, основанным на выявлении и ликвидации потенциальных опасностей на всех стадиях производства. В этой связи особую важность приобретает интеграция производства кормов, выращивания, перевозки, убоя животных, переработки, хранения, расфасовки и продажи продукции в единую систему обеспечения качества, связывающую все звенья цепочки производства пищевых продуктов от откорма животных до момента, когда пища окажется на столе потребителя.

Таким образом, объектом настоящего исследования в рамках курсовой работы является качество продуктов питания.

Объект исследования: методы и способы обеспечения качества продуктов питания на производственном и после производственном этапах.

Цель: рассмотреть современные проблемы обеспечения качества и безопасности продукции.

Задачи:

·исследовать факторы, обеспечивающие качество и безопасность продуктов питания/непродовольственных товаров;

·изучить законодательство в области обеспечения качества и безопасности продукции;

·изучить проблемы и направления обеспечения населения качественными и безопасными потребительскими товарами

·исследовать характеристики исследуемых образцов

·сделать анализ содержания маркировки продукции

·изучить результаты оценки качественных характеристик и конкурентоспособности образцов продовольственных/ непродовольственных товаров


Предмет: методы и способы обеспечения качества продуктов питания на производственном и после производственном этапах[3].

Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения качества и безопасности продовольственных/ непродовольственных товаров

1.1 Факторы, обеспечивающие качество и безопасность продуктов питания/непродовольственных товаров

Качество является объектом управления. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:

· Факторы, влияющие на формирование качества товаров;

К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья и материалов; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции.

· Факторы, стимулирующие качество товаров;

Факторами, стимулирующими качество товаров, можно считать социальную и экономическую целесообразность и эффективность производства, особенности управления и ценообразования, материальную заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции и пр. Эти факторы изучают экономические дисциплины.

· Факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка; условия транспортирования; условия хранения; условия реализации и использования товаров; техническая помощь в обслуживании; особенности утилизации после использования.

Безопасность товара - состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем. Для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям; выдается специальный документ - Сертификат о безопасности товара, выдаваемый по установленной форме по правилам систем сертификации. Безопасность товара, подтвержденная подобным сертификатом, является также признанной и для зарубежного сертификата, служит его заменой на территории РФ[4].


Потребитель, приобретая товар или услугу, имеет право на то, чтобы этот товар или услуга, при надлежащих для них условиях хранения, использования, транспортировки и утилизации, являлись безопасными как для его жизни и здоровья, так и для окружающей среды, а также не причинили вред имуществу потребителя. Для обеспечения безопасности товара или услуги существуют специальные требования, являющиеся обязательными, установленные законом.

Одним из основных показателей безопасности товара является, безусловно, его качество. Это относится как к продовольственным, так и к непродовольственным товарам. Качество и безопасность товара взаимосвязаны напрямую, так как нарушение технологии изготовления товара, применение некачественного сырья, нарушение сроков и правил хранения товара ведет к тому, что он может нанести вред потребителю при его эксплуатации (потреблении). Тем не менее, при эксплуатации или потреблении любых товаров стопроцентное обеспечение безопасности товара не может быть достигнуто. Например, эксплуатация электротоваров не исключает возможности пострадать от высокого напряжения, а использование колющих и режущих предметов всегда допускает возможность порезаться. В товароведении безопасность рассматривается как сведение к минимуму риска травматизма, при условии использования товара строго в соответствии с правилами безопасности при эксплуатации. Эти правила должны быть изложены в прилагающейся к товару инструкции, а также в правилах, входящих в комплекс информации, непременно доводимой до сведения потребителя.

Если говорить о продовольственных товарах, то безопасность продовольственных товаров разделяют на химическую и санитарно-гигиеническую. Химическая безопасность определяется предельно допустимым содержанием в товаре токсичных химических веществ (или в их полном отсутствии). Такими веществами для большинства пищевых продуктов являются тяжелые металлы - такие как ртуть, мышьяк, кадмий, медь, свинец, цинк, олово и железо, микотоксины, пестициды и радионуклеиды. Некоторые продовольственные товары допускают некоторое содержание гормональных препаратов и антибиотиков (например, в молочных и мясных товарах), в плодоовощных товарах - нитратов, нитритов (в колбасе и копченостях)[5].

Санитарно-гигиеническая безопасность продовольственных товаров оценивается содержанием в них болезнетворных микроорганизмов (например, кишечной палочки, стафилококков, сальмонелл и др.), зараженности и загрязненности паразитами, насекомыми, грызунами, а также наличием и степенью различных биоповреждений. Биоповреждения бывают как микробиологические (гниение, плесень и др.) и биологические (нарушение целостности).


Безопасность продовольственных товаров проверяется при их обязательной сертификации. Характеристика пищевой ценности, сохранности и других потребительских свойств дается только после подтверждения безопасности продовольственного товара.

Непродовольственные товары - это товары, которые объединены между собой несколькими общими признаками: по тому, для чего они предназначены, по материалам, из которых они изготовлены, и по тем функциям, которые должны выполнять.

Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

Под качеством понимают совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

Качество тесно связано с требованиями. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности, необходимо на стадии разработки сформулировать требования к товарам. Требования к товарам - это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Но между качеством и требованиями существует определенная диспропорция: не всегда качество товара соответствует требованиям. Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

Свойство продукции - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.

Безопасность непродовольственных товаров — важнейший вид эконо­мической безопасности, характеризующий такой уровень раз­вития индустрии, который обеспечивает все общественные потребности в промышленной продукции, оказывая тем са­мым решающее воздействие на динамику развития произво­дительных сил общества.