Файл: Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовой (контрольной) работы, направление подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, профиль подготовки Гражданскоправовой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПОП

СМК-В1.П2-2019

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовой (контрольной) работы, направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки «Гражданско-правовой»




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»


Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры юриспруденции

29 мая 2019 г., протокол № 10
Зав. кафедрой ______________ С.В. Завьялова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки: Гражданско-правовой
Квалификация выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Набор: с 2017 года


Составители:

доцент кафедры юриспруденции

_______________ Завьялова С.В.

Петропавловск-Камчатский, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Общие положения

3

2. Рекомендации по подготовке и выполнению курсовой (контрольной) работы

4

3. Требования к оформлению курсовой (контрольной) работы

10

4. Защита курсовой (контрольной) работы

13

5. Приложения

15




  1. Общие положения

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускника способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Курсовая (контрольная) работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися учебной дисциплины, видом учебной работы, который представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения. Курсовая (контрольная) работа выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.


Перечень дисциплин, по которым запланировано выполнение курсовых (контрольных) работ, календарные сроки их выполнения предусмотрены в учебных планах каждого направления подготовки и могут быть изменены только решением ученого совета Университета.

Выполнение курсовых работ предусмотрено учебными планами по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиль подготовки «Гражданско-правовой» по следующим дисциплинам: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданское право».

Основными целями курсовой (контрольной) работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний полученных в процессе изучения учебной дисциплины; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

В процессе выполнения курсовой (контрольной) работы решаются следующие задачи:

  • закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по дисциплине;

  • выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;

  • приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;

  • приобщение к работе со специальной литературой, нормативными правовыми актами и материалами судебной практики;

  • развитие интереса к научно-исследовательской работе.

Выполнение курсовой (контрольной) работы позволяет обучающимся совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования законодательства, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Курсовая (контрольная) работа помогает обучающимся логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по заданной проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с правоприменительной практикой. Курсовая (контрольная) работа должна:

  • основываться на нормативных правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале правоприменительной практики;

  • носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

  • содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая (контрольная) работа должна демонстрировать:



  • знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

  • умение выделить проблему и определить методы ее решения;

  • умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

  • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

  • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

В соответствии с целями и задачами курсовая (контрольная) работа не должна быть пересказом изученного материала или компиляцией (несамостоятельным произведением, составленным путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг. Курсовая (контрольная) работа не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей сочинение на свободную тему или публицистическую статью. Курсовая (контрольная) работа должна представлять целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу, в которой четко сформулирована проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

Доля авторского текста обучающегося в курсовой работе должна составлять не менее 50 %.

При написании курсовой (контрольной) работы автору необходимо следить за тем, чтобы основная мысль работы была видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует контролировать соответствие содержания главы или пункта их заголовкам. Каждая глава, пункт или абзац должен иметь логический переход к следующему. Курсовая (контрольная) работа, является самостоятельной формой итогового контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине. Окончательная оценка курсовой (контрольной) работы определяется по итогам ее защиты.
2. Рекомендации по подготовке и выполнению курсовой (контрольной) работы
Этапы подготовки курсовой (контрольной) работы:

  1. Выбор и регистрация темы работы;

  2. Изучение методических рекомендаций по написанию, оформлению и защите курсовой (контрольной) работы

  3. Составление плана (оглавления) работы.

  4. Подбор, изучение научной и учебной литературы, нормативных правовых актов, материалов правоприменительной практики по теме работы;

  5. Написание текста работы;

  6. Оформление работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

  7. Работа с рецензией на работу и устранение указанных замечаний;

  8. Защита работы.



Выбор и регистрация темы курсовой (контрольной) работы. Студент самостоятельно выбирает из предлагаемого в рабочей программе по дисциплине перечня тему работы в соответствии со своими интересами. В ходе предварительного обсуждения выбранной темы с научным руководителем и в процессе выполнения работы ее тема может быть изменена по согласованию между научным руководителем и студентом. Регистрация тем (в т.ч. согласованных с научным руководителем) осуществляется лаборантом кафедры в журнале учета тематики работ.

Изучение методических рекомендаций по написанию, оформлению и защите курсовой (контрольной) работы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция КамГУ им. Витуса Беринга.

Составление плана (оглавления) работы. Одновременно с выбором темы целесообразно определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана (оглавления) работы. Первоначально план (оглавление) работы представляет собой набросок исследования, который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания. Приступая к работе над планом (оглавлением) работы, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.

Все вопросы плана (оглавления) работы должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливать последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. План (оглавление) работы должен быть сложным.

Наличие плана (оглавления) работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для студента время.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана плана (оглавления) можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана плана (оглавления) работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана плана (оглавления) работы — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.


Если обобщить требования, предъявляемые к плану (оглавлению) работы, они будут выглядеть так:

  • план (оглавление) должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

  • план (оглавление) должен предусматривать последовательное, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

  • в плане (оглавлении) не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

  • в план (оглавление) нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

  • план (оглавление) должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных.

Слово «план» используется и на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы, но при оформлении курсовой работы слово «план» не пишется. На странице, следующей за титульным листом, вверху указывается прописными буквами: «ОГЛАВЛЕНИЕ».

Подбор, изучение научной и учебной литературы, нормативных правовых актов, материалов правоприменительной практики по теме работы.

Уяснив сущность вопросов выбранной темы, следует изучить научную и учебную литературу, материалы периодической печати, нормативные правовые акты, материалы правоприменительной практики по исследуемой проблеме. Помощь в этом могут оказать: библиографические указатели; тематические и алфавитные каталоги в библиотеке; указатели содержания журналов за год, публикуемые в их последних номерах; сборники нормативных актов, судебных решений; ежегодные указатели судебной практики.

Подборка и анализ информационных материалов один из наиболее трудоемких этапов работы студентов и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности юриста. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки обучаемых искать, находить, отбирать и систематизировать необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это показатель научной грамотности и добросовестности обучающегося.

В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, разнообразной научной литературой, а так же научными школами, которые представляют свои взгляды по избранной студентом теме. При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами важно сравнивать их содержание с уже известными источниками, выявлять взаимосвязь с проблемами и подчиненностью одних материалов другим. Следует активно использовать справочные правовое системы «Гарант», «Консультант» и др.