Файл: Урок по истории и литературе в 9м классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 24»

«О той, кто жизнь дарует …»

(интегрированный урок по истории и литературе в 9-м классе)

Аврамова И.Н., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Капитанова У.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МАГАДАН, 2012

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери

  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Задачи:

  • показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери;

  • развивать творческий потенциал ученика в процессе изучения темы материнства;

  • воспитывать осознанное чувство уважения, внимательности и заботливости к матери, выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение

Оборудование: проектор, презентация.

Ход урока

Стихотворение читается под музыку «AVEMARIA»
Эпиграф урока:
Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное –женщина-мать!»

Л. Рогожников
Учитель литературы: Сегодня речь у нас пойдет именно о тех, кто подарил нам величайшую ценность — жизнь, чей образ неотступно сопровождает нас, чья доброта, самоотверженность и безграничная любовь тысячелетиями вдохновляют поэтов
, живописцев, композиторов. Сегодня наше слово мы посвящаем матери.

«О той, кто жизнь дарует…».

Цель урока: проследить, как в русской литературе, истории, искусстве изображен образ женщины-матери.

Это первый урок в цикле занятий, посвященных образу женщины-матери в литературе, искусстве и истории.

Учитель литературы: Мама… первое слово, которое произносит человек. Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовали сами дети на стадии лепета, удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках — русском, болгарском, чешском, польском, литовском. (4 слайд). Слово мама — особое слово. Оно родилось вместе с человеком, чтобы сопровождать его по жизни.

Учитель истории: История культа матери начинается в пещерах первобытных людей. Женские фигурки из кости мамонта как символ любви и уважения к женщине-матери до сих пор находят ученые-археологи на местах раскопок.(5 слайд).

Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд)

А в Грузии, когда строят дом, непременно устанавливают в фундамент один самый главный, опорный столб и называют его «мать-столб».(6 слайд). В христианстве, как вы знаете, всегда был светел образ Богородицы, Девы Марии. Многие художники и иконописцы изображали этот образ на своих полотнах.(7 слайд)
Аналитическая беседа с использованием репродукций.

Учитель истории: Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

Посмотрите, перед вами Владимирская икона Божьей матери, написанная в первой половине XII века.

-- Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

(Мать бережно держит на руках ребёнка, а он нежно прильнул матери, словно желая защитить и оберечь её от страдания.)

-- Какие краски преобладают в иконе? Что они символизируют?

Одежды Христа светлые, словно струятся золотым сиянием. Это знак Божественного. Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале, украшенном тремя звёздами и золотой каймой с кистями, что говорит о царственном достоинстве.



-- Всмотритесь в лик Богоматери. Что вы о нем можете сказать?

Он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, т.е. уподобившийся Богу. Таково содержание иконы. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

Учитель литературы: Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, движение рук Матери. На ваших столах есть карточки. Из приведённых слов выберите те, которые помогут вам выразить своё впечатление.

Карточка: Грусть, гордость, страдание, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление.

-- В чём красота и одухотворённость Владимирской Богоматери?

Мария глядит прямо перед Собой. Кажется, что Она смотрит прямо нам в душу. В Её тёмных продолговатых очах тревога и печаль, словно Она предвидит грядущие страдания Сына.

Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

"Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Учитель истории: Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать"в живописи не исчезает.

Обратите внимание на картину В. Васнецова «Богоматерь с младенцем». Работу художника можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной», на которую она отчасти похожа по композиции.


Рафаэль Санти – один из великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме. Итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, а главное, просветляя души хотя бы на недолгое время.

- Почему Рафаэля Санти называли "мастером Мадонн"?

(Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Его искусство дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин. Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн").

- Что вы знаете об этой картине?

(Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Он говорил: "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".

В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина - мать. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. "Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!" - говорит нам художник. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения).


Учитель истории: Вот так уже 2 тысячи лет люди обращаются к Богоматери, матери всего человечества. И ко всем людям она относится как к своему ребенку, и в трудную минуту приходит на помощь. Богородицей воспринималась как защитница и покровительница родной земли. Давайте вспомним героические страницы нашей истории.

- Ребята, вспомните, какие события из истории нашей Родины связаны с иконой Божией Матери?

(Когда Петр 1 решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня - день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но Борис Петрович Шереметьев упросил царя отсрочить битву на один день, чтобы почтить его великим празднованием и испросить заступничество Божией Матери. Командуя в день сражения центром русской армии, Б.П.Шереметьев отличился примерным мужеством и испытал над собой очевидный знак небесного заступничества - находясь под жесточайшим огнем, граф остался невредим даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку. Победу русской армии царь и полководец отнесли заступлению Богоматери. Возвращаясь с Полтавской битвы, царь Петр 1 заехал в Борисовку к Шереметьеву. Обозревая окрестность, обратил внимание на гору. Петр повелел сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил его на вершине, где и был основан Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Церковь была устроена во имя Тихвинской иконы Богородицы, в благодарное воспоминание о заступничестве Пресвятой Богородицы в Полтавском сражении.

С той поры для борисовцев праздник Иконы Тихвинской Божьей Матери является одним из самых главных.)

+ Блокада Ленинграда (Казанская Божья Матерь)
Учитель литературы: Образ матери воспет не только художниками-иконописцами, но и поэтами, писателями разных эпох.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней